Публикации Лучшая методическая разработка "Проектная технология в процессе обучения истории"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лучшая методическая разработка "Проектная технология в процессе обучения истории"
Автор: Берш Ирина Анатольевна

Берш Ирина АнатольевнаТема: Проектная деятельность как средство самореализации обучающихсяБарабинский филиал государственное автономное профессионального образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский областной колледж культуры и искусств», г.Барабинск, преподавательАннотация: в статье раскрывается суть современной педагогической технологии- проектная деятельность и особенности работы преподавателя с индивидуальными проектами по истории как средство самореализации студента. Приводится собственный опыт автора по работе над проектами по истории, в том числе с учётом индивидуальных возможностей студентов колледжаКлючевые слова: проектная деятельность, индивидуальный проект, самореализация.«Преподавателю слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую». В.О. КлючевскийСовременная российская образовательная политика предусматривает решение одной из главных задач – обеспечение качества образования, развития и становление личности, способной жить в изменяющемся мире.Важным условием решения этой задачи является использование преподавателями истории в своей педагогической практике современных образовательных технологий. Один из современных методов – метод проектов. Для студентов БФ «НОККиИ» индивидуальные проекты – средство самореализации, самоопределения. Именно при выполнении проекта обучающийся задумывается над вопросом: на что я способен применить свои знания? Исследовательский опыт обучающегося - это не то, что он прочитал, выучил, знает и помнит, а то, что он пережил, что постоянно определяет его действия и поступки и в результате формируется активная самостоятельная позиция обучающихся, ключевые компетенции, необходимые для реализации проекта, развитие познавательного интереса, что дает возможность делать самостоятельный выбор, реализуется принцип связи проекта с жизнью. Таким образом, посредством индивидуального проекта по истории, создаются условия для успешной самореализации студента на учебном занятии.При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности и требования: к сильным – сложные, к слабым – по их реальным возможностям.В нашем колледже с 2017 года разработано и принято «Положение об организации и выполнении индивидуального проекта» в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ»; «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации; Письмом Минобрнауки России № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образованияна базе основного общего образования с учетом требований федеральныхгосударственных образовательных стандартов и получаемой профессии илиспециальности среднего профессионального образования», на основе которого ведётся работа со студентами, где прописан порядок организации и выполнения проекта.Формы проектных работ, согласно «Положению», могут быть различны: презентации, рефераты, эссе, мультимедийные продукты, отчёты о проведенных исследованиях.За последние два года, среди прочих тем, студенты выполняли проекты к уроку по теме «Великая Отечественная война», где подробно рассказали о героях барабинцах: Апарине М.Г., Бурцеве Д.П., Воронкове И.Я., Перевозникове А.Т., Хрусталеве П.И., Шубине А.П. В данных проектах была изучена литература и проанализированы архивные документы Краеведческого музея города Барабинска. Подготовленные проекты по истории, были полезны, прежде всего, историческим материалом, раскрывающим суть войны, возможностью для студента «пережить» исследуемые события, самостоятельно поработать над проблемой исследования, её актуальностью, определяя цель, задачи, гипотезу, методы исследования.Так, например, в исследовательской работе «Герой Барабинской земли», посвященной биографии комсомольца, наводчика орудия Центрального фронта Бурцева Дмитрия Петровича, основной целью стала необходимость показать современному поколению его подвиг о том, что человек, раненый в бою не покинул поле боя до успешного выполнения боевого задания, прошёл Вислу, Одеру, Прагу, остался жив. На примере проекта ещё раз убедились, что судьба отдельного человека переплетается с историей всей страны, оценили поступок героя, который даже раненый шёл до конца реализации своей цели, показал всем урок мужества и героизма.При работе над исследованием «Командир 550 –го стрелкового полка», посвященное личности героя Советского Союза – Шубина Алексея Петровича, участника боевых действий с немецко- фашистскими захватчиками Сталинградского, Южного, 4 –го Украинского 3-го Белорусского фронта была изучена его фронтовая жизнь. Из книги Памяти стало известно о том, что после безуспешных попыток овладеть мощным оборонительным сооружением Кенигсберга, Шубин принял решение подкатить орудия вплотную ко рву, окружавшего форт, с близкого расстояния ударить по его амбразурам, где он сам занял место наводчика, что в результате позволило штурмовым группам подорвать и взять форт Кенигсберга. На примере качеств Алексея Петровича, проявившего мужество и отвагу в трудной боевой ситуации, который шёл к своей цели, рискуя жизнью, просчитывая эффективные стратегии достижения результата, мы формируем понятие патриотизма и анализируем условия для самореализации личности, так как Шубин за действия на фронте был удостоен звания Героя Советского союза, награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1 и 2 степени, Красной звезды.В проекте «Герой Великой Отечественной войны в моей семье», посвященному биографии Капралова Павла Владимировича, уроженца посёлка Бор Нижегородской области, артиллериста, командира расчёта, мы смогли показать вклад отдельного человека в судьбу всей страны, как много может сделать конкретная личность для победы всего народа над фашизмом: прошёл всю войну, ни разу не был ранен, дошёл до Польши, имеет множество наград. «Он не любил говорить о войне, никогда не хвалился своими победами, не боялся работы и стремился быть первым, после войны переехал в село Бакмасиха на освоение целины, был участником ВДНХ, за что получил медаль»- вспоминает внучка героя, Капралова Мария. В семье как реликвию бережно хранят фронтовую переписку Павла Владимировича со своей подругой, а одна из внучек Марина Капралова сочинили стих о нем: «…Капралов, Павел, дед – его уж не обнимешь, Но он на фронте воевал, А с фронта письма нежные писал, Сам был он тверже стали, А с фронта его ждали: Жена и сын, и дочки две….»Из жизни героев Великой Отечественной войны, качеств, проявляемых ими, позволивших им в боевых тяжелых условиях не пасть духом, не потерять своей цели и достичь её, нам удалось создать проекты, имеющие личностное значение для студентов, где они учатся реализовать и развивать свои способности:
  • самостоятельно достигать намеченной цели, конструировать полученные знания;
  • предвидеть проблемы, которые предстоит решить по созданию проекта;
  • развивать логическое мышление, разрабатывать программу действий по реализации проекта, осуществлять рефлексию;
  • ориентироваться в информационном пространстве: находить источники информации, получить навыки обработки информации;
  • приобрести навыки проведения исследований;
  • создавать презентации полученных знаний и опыта.
  • Именно в этом мы видим конечную цель проектной деятельности на уроке истории как средство самореализации обучающихся.Литература
  • Карма А. Е. Проектная деятельность на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2013. - № 1. – С. 7-8
  • Новосибирская книга памяти // Интернет-сайт
  • Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005
  • Саплина Е.В. Проектная деятельность.( Современные образовательные технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла ).М., 2007г.
  • © И.А.Берш, 2020