Публикации Формирование и развитие социальных навыков у воспитанников детского дома

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование и развитие социальных навыков у воспитанников детского дома
Автор: Засухина Елена Анатольевна

Программа воспитания и социализацииСодержание программы.Пояснительная записка.Нормативно-правовой и документальной основой Примерной программы воспитания и социализации обучающихся являются Закон«Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция).В соответствии со Стандартом, Концепция и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального общего образования.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением в целях более полного достижения национального воспитательного идеала собственной программы воспитания и социализации учащихся начальной школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, имея в виду конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации младших школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, общественными и традиционными российскими религиозными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.Данная программа должна содержать теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом образовательное учреждение должно создавать условия для реализации разработанной собственной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся содержит шесть разделов.Первые два – «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы» и «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников» в основном воспроизводят соответствующие разделы Концепции, ориентируя их содержание на начальную общеобразовательную школу (ввиду принципиальной важности определения национального воспитательного идеала, цели, задач и базовых ценностей воспитания и социализации эти разделы включены в Примерную программу).В третьем разделе – «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы» – общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников:– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;– воспитание нравственных чувств и этического сознания;– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).В каждом из направлений воспитания и социализации обучающихся раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей.Четвертый раздел – «Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы» – включает характеристику современных особенностей воспитания и социализации младших школьников, раскрывает основные подходы к организации воспитания и социализации обучающихся (аксиологический, системно-деятельностный, развивающий). В этом разделе общие задачи воспитания и социализации российских школьников конкретизируются с учетом младшего школьного возраста и систематизируются по основным направлениям воспитания и социализации обучающихся, а также приводятся примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.Пятый раздел – «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы» – формулирует и раскрывает:основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности, особенности этой работы в современных условиях;задачи, формы и содержание повышения педагогической культуры родителей, взаимодействия школы с общественными и традиционными религиозными организациями.В шестом разделе – «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания и социализации.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательными при организации воспитательного процесса являются определенные в Примерной программе и Концепции национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления воспитания и социализации.Виды деятельности и формы их осуществления рассматриваются как примерные, ориентировочные. Определение конкретного содержания воспитания и социализации по каждой школе, каждому классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей младших школьников, потребностей учащихся и их родителейПрограмма воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества:
  • патриотизм,
  • социальная солидарность,
  • гражданственность,
  • семья,
  • здоровье,
  • труд и творчество,
  • наука,
  • традиционные религии России,
  • искусство, литература, природа,
  • человечество,
  • демократия,
  • истина,
  • духовность,
  • справедливость,
  • свобода -
  • Программа направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.I Целевой раздел1.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе, систему воспитательных задачЦели и задачи воспитательной работы в школе на 2016 – 2017 уч.г.Единая тема воспитательной работы : совершенствование профессиональных компетенций педагога в реализации единства воспитания и образования учащихсяЦель воспитательной работы в ОУ: создание условий для повышения качества социализации учащихся как средства успешного обучения в ОУЗадачи:- поиск взаимосвязей качественной социализации и успешной обучаемости учащихся;- определение эффективных методов и средств работы по повышению качества социализации учащихся в системе общего образования;- разработка комплекса мер по повышению качества социализации учащихся в системе общего образования;- мониторинг эффективности работы по повышению качества социализации учащихся в системе общего образования.1.2. Цель класса:
  • -создание условий для развития личности ученика
  • - свободной, то есть способной к самореализации;
  • - гуманной, то есть способной на милосердие, доброту, сострадание;
  • - духовной (испытывающей потребность в познании и самопознании; стремящейся к красоте и поиску смысла жизни);
  • - творческой, то есть развивающая способности, интеллект; испытывающая потребность в знаниях;
  • - практической (трудолюбивой, знающей народные обычаи и др).
  • Задачи класса:
  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • развивать познавательную активность.
  • 1.3.  Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся, формируемые ценности, социальные компетенции, модели поведения учащихся школы.1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, воспитанное чувство ответственности и долга перед Родиной, идентичность с территорией, с природой России. Идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность с историей народов и государств, находившихся на территории современной России); уважение демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность к участию в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, включенного в продуктивное взаимодействие с социальной средой и социальными институтами, идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитость эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитая потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).Все это нашло выражение в моделях выпускников начальной школы.Модель выпускника начальной школы.Личностные качества:У выпускника будут сформированы:
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • кмооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в свой деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
  • Регулятивные качества:Выпускник научится:
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
  • Познавательные качества: Выпускник научится:
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;Коммуникативные качества:Выпускник научится:
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • II Содержательный раздел2.1. Направления деятельности по воспитанию и социализации обучающихся, отражающие специфику образовательной организации, интересы обучающихся и их родителей (законных представителей).1.Спортивно - оздоровительное2. Социальное направление.3.Общеинтеллектуальное направление.4.Общекультурное направление.5. Духовно-нравственное направление.2.2.Формы и методы работы в программе воспитания и социализации учащихся. План воспитательной работы.Методы работы:Наряду с формами важными элементами организации воспитательного процесса являются приемы и методы воспитания. Педагоги школы могут использовать широкий спектр способов организации воспитательного процесса, но в связи с необходимостью построения и функционирования воспитательной системы гуманистического характера приоритетными должны стать методы обеспечения двуединства деятельности педагога и активности ребёнка В процессе гуманистического взаимодействия следует применять приемы и методы личностно ориентированного и индивидуальные приемы актуализации субъектного опыта ребенка:
  • методы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
  • диалог и полилог;
  • - методы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
  • диалог и полилог;
  • - личные приемы и методы педагогической поддержки;
  • методы создания ситуации успеха;
  • приемы коллективных творческих дел
  • Формы работы:
  • классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации;
  • тренинги, занятия, курсы;
  • конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, фестивали;
  • дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
  • встречи с интересными людьми, клубы по интересамФормирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений к России как Отечеству предполагается осуществлять в ходе внеурочной деятельности, в составе коллектива ученического класса, организатором здесь выступает классный руководитель и педагоги школы, представляется целесообразным использовать возможности участия в кружке «Патриот». Будут использованы и массовые мероприятия как внутришкольные, так и городские.Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере отношений с другими людьми предусматривает использование потенциала уроков предметных областей «Филология», « «Основы духовно-нравственной культуры народов России», внеурочной деятельности в классе, развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей. Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии предполагается осуществлять через систему работы педагогов, психолога, социального педагога; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями): информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии. В формировании создании условий для самопознания, самоопределения, самореализации, самосовершенствования ведущая роль принадлежит классному руководителю.Формирование у школьников здорового образа жизни (формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять; овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний), происходит через изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», а также программы дополнительного образования «Азбука здоровья». Мотивы и ценности обучающегося в сфере отношений к природе поможет сформировать изучение предметных областей «Естественнонаучные предметы» и «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», а также программы дополнительного образования. Реализация задач развития эстетического сознания учащихся может быть возложена на уроки предметной областей «Филология», «Искусство», а также на программу дополнительного образования «Мой родной язык».Задача по формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики возложена на уроки предметных областей «Общественно-научные предметы»,«Естественнонаучные предметы», воспитательную деятельность классного руководителя. Спектр социальных функций обучающихся в рамках системы школьного самоуправления очень широк. В рамках этого вида деятельности обучающиеся должны иметь возможность:​ участвовать в принятии решений Совета старшеклассников (Школьного министерства) и Управляющего совета школы;​ решать вопросы, связанные с поддержанием порядка, дисциплины, дежурства в школе;​ контролировать выполнение обучающимися основных прав и обязанностей;​ защищать права обучающихся на всех уровнях управления школой. III. Организационный раздел.3.1 Модель организации  работы по воспитанию и социализации обучающихся, включающую, в том числе рациональную организацию ВР в единстве учебной, творческой, трудовой, общественно значимой, информационно-коммуникационной, познавательной деятельности, взаимодействие с другими институтами социализации (семья, учебные заведения среднего и высшего звена, музеи и др.), система (модель) просветительской и методической работы по воспитанию учащихся с участниками образовательного процесса - учащийся, родители, педагоги школы ( в едином пространстве – урочная, внеурочная и внешкольная деятельность).Модель организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, включающую, в том числе рациональную организацию ОП в единстве учебной, творческой, трудовой, общественно значимой, информационно-коммуникационной, познавательной деятельности, взаимодействие с другими институтами социализации, систему просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса.Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения Дней открытых дверей, тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.;- совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций: День здоровья, «Папа, мама я – спортивная семья», праздник посвящения в читатели библиотеки, , праздничные концерты к Дню матери и Международному женскому дню и т.п.;- расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных мероприятия и т.п.Схема взаимодействия школы с субъектами воспитания. 3.2 Критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихсяПервый критерий – степень обеспечения в образовательной организации жизни и здоровья обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях), выражается в следующих показателях:
  • уровень информированности педагогов о состоянии здоровья обучающихся (заболевания, ограничения по здоровью), в том числе фиксация динамики здоровья обучающихся, уровень информированности о посещении спортивных секций, регулярности занятий физической культурой;
  • степень конкретности и измеримости задач по обеспечению жизни и здоровья обучающихся, уровень обусловленности задач анализом ситуации в образовательной организации, ученическом классе, учебной группе, уровень дифференциации работы исходя из состояния здоровья отдельных категорий обучающихся;
  • реалистичность количества и достаточность мероприятий по обеспечению рациональной организации учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактической работы, формированию осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни, формированию у обучающихся навыков оценки собственного функционального состояния, формирование у обучающихся компетенций в составлении и реализации рационального режима дня и отдыха(тематика, форма и содержание которых адекватны задачам обеспечения жизни и здоровья обучающихся, здорового и безопасного образа жизни);
  • уровень безопасности для обучающихся среды образовательной организации, реалистичность количества и достаточность мероприятий;
  • согласованность мероприятий, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, формирование здорового и безопасного образа жизни, с медиками и родителями обучающихся, привлечение к организации мероприятий профильных организаций, родителей, общественности и др.
  • Второй критерий – степень обеспечения в образовательной организации позитивных межличностных отношений обучающихся, выражается в следующих показателях:
  • уровень информированности педагогов (прежде всего классных руководителей) о состоянии межличностных отношений в сообществах обучающихся (специфические проблемы межличностных отношений школьников, обусловленные особенностями учебных групп, спецификой формирования коллектива, стилями педагогического руководства, составом обучающихся и т. д.), периодичность фиксации динамики о состоянии межличностных отношений в ученических классах;
  • степень конкретности и измеримости задач по обеспечению в образовательной организации позитивных межличностных отношений обучающихся, уровень обусловленности задач анализом ситуации в образовательной организации, ученическом классе, учебной группе, уровень дифференциации работы исходя из социально-психологического статуса отдельных категорий обучающихся;
  • состояние межличностных отношений обучающихся в ученических классах (позитивные, индифферентные, враждебные);
  • реалистичность количества и достаточность мероприятий обеспечивающих работу с лидерами ученических сообществ, недопущение притеснение одними детьми других, оптимизацию взаимоотношений между микро-группами, между обучающимися и учителями, обеспечение в группах учащихся атмосферы снисходительности, терпимости друг к другу (тематика, форма и содержание которых адекватны задачам обеспечения позитивных межличностных отношений обучающихся);
  • согласованность мероприятий, обеспечивающих позитивные межличностные отношения обучающихся, с психологом.
  • Третий критерий – степень содействия обучающимся в освоении программ общего и дополнительного образования выражается в следующих показателях:
  • уровень информированности педагогов об особенностях содержания образования в реализуемой образовательной программе, степень информированности педагогов о возможностях и проблемах освоения обучающимися данного содержания образования, уровень информированности о динамике академических достижений обучающихся, о типичных и персональных трудностях в освоении образовательной программы;
  • степень конкретности и измеримости задач содействия обучающимся в освоении программ общего и дополнительного образования, уровень обусловленности задач анализом ситуации в образовательной организации, ученическом классе, учебной группе, уровень дифференциации работы исходя из успешности обучения отдельных категорий обучающихся;
  • реалистичность количества и достаточность мероприятий направленных на обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечении академических достижений одаренных обучающихся, преодолении трудностей в освоении содержания образования, обеспечение образовательной среды (тематика, форма и содержание которых адекватны задачам содействия обучающимся в освоении программ общего и дополнительного образования);
  • согласованность мероприятий содействия обучающимся в освоении программ общего и дополнительного образования с учителями предметниками и родителями обучающихся; вовлечение родителей в деятельности по обеспечению успеха обучающихся в освоению образовательной программы основного общего образования.
  • Четвертый критерий – степень реализации задач воспитания компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, выражается в следующих показателях:
  • уровень информированности педагогов о предпосылках и проблемах воспитания у обучающихся патриотизма, гражданственности, формирования экологической культуры, уровень информированности об общественной самоорганизации класса;
  • степень конкретности и измеримости задач патриотического, гражданского, экологического воспитания, уровень обусловленности формулировок задач анализом ситуации в образовательной организации, ученическом классе, учебной группе; при формулировке задач учтены возрастные особенности, традиции образовательной организации, специфика класса;
  • степень корректности и конкретности принципов и методических правил по реализации задач патриотического, гражданского, экологического воспитания обучающихся;
  • реалистичность количества и достаточность мероприятий (тематика, форма и содержание которых адекватны задачам патриотического, гражданского, трудового, экологического воспитания обучающихся);
  • согласованность мероприятий патриотического, гражданского, трудового, экологического воспитания с родителями обучающихся, привлечение к организации мероприятий профильных организаций родителей, общественности и др.
  • 3.3. Методика и инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся.Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализацииобучающихся предусматривает использование следующих методов:Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющийвыявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатоввоспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способоввыполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщенияхобучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учрежденияпо воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:анкетирование — эмпирический социально-психологический метод полученияинформации на основании ответов обучающихся на специально подготовленныевопросы анкеты;интервью вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведениеразговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану,составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания исоциализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своегомнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся илизадаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия дляполучения более достоверных результатов;беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведениитематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с цельюполучения сведений об особенностях процесса воспитания и социализацииобучающихся.Психолого-педагогическое наблюдение описательный психолого-педагогическийметод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксацииособенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамкахмониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых илинеформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых оноценивает;узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённыхпараметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализацииобучающихся.Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основнойметод исследования воспитания и социализации обучающихся.В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматриваетвнедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельныхэмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работыобразовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся.Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания исоциализации обучающихся в условиях специально организованной воспитательнойдеятельности (разработанная школой Программа).В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа.Этап 1. Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован насбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализацииобразовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.Этап 2. Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательнымучреждением основных направлений Программы воспитания и социализацииобучающихся.Этап 3. Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данныхсоциального и психолого-педагогического исследований после реализацииобразовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания исоциализации обучающихся.Для изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся иэффективности реализуемой школой программы результаты исследования,полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основныхнаправлений воспитательной программы), изучаются в сравнении сэкспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (послеапробирования основных направлений воспитательной программы). Таким образом,при описании динамики процесса воспитания и социализации подростковиспользуются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной иразвивающей программы является динамика основных показателей воспитания исоциализации обучающихся.Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой(профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственнойатмосферы в образовательном учреждении.Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законныхпредставителей) в образовательный и воспитательный процесс.Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитанияи социализации обучающихся.1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственногоразвития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателейвоспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе посравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствиехарактеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательныхзначений показателей воспитания и социализации обучающихся наинтерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапаисследования (диагностический);3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственногоразвития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном иконтрольном этапах исследования. При условии соответствия содержаниясформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе идетско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивостьисследуемых показателей может являться одной из характеристик положительнойдинамики процесса воспитания и социализации обучающихся.Следует обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов воспитания исоциализации обучающихся возрастным особенностям развития личности, формальноеотношение со стороны преподавателей и неблагоприятный психологический климат вучебном учреждении могут стать причиной инертности положительной динамики ипоявления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализацииобучающихся. Мониторинг осуществляется по трем основным направлениям:
  • Мониторинг качества результатов воспитания и социализации обучающихся;
  • Мониторинг качества воспитательной деятельности педагогов;
  • Мониторинг качества управления воспитательным процессом
  • Это соответствие определяется по следующим параметрам и критериям: Класс – это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый класс имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность. Главная  задача   педагогического коллектива – создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно  развивался в доступных для него видах деятельности. Главная задача классного руководителя – защита ребенка.3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся призвана реализовывать стратегическую задачу (формирование у школьников активной жизненной позиции) и тактическую задачу (обеспечить включение и активное участие обучающегося в совместной деятельности, организуемой в воспитательных целях). Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся в общеобразовательной школе строится на следующих принципах:– публичность поощрения (информирование всех обучающихся о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников(школьные линейки);– соответствие артефактов и процедур награждения укладу жизни школы, специфической символике, выработанной и существующей в сообществе в виде традиции;– прозрачность правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);– регулирование частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях – недостаточно длительные периоды ожидания и чрезмерно большие группы поощряемых);– сочетание индивидуального и коллективного поощрения (использование и индивидуальных наград, и коллективных дает возможность стимулировать активность групп обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между школьниками, получившими награду и не получившими ее);дифференцированность поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).Рейтинг как способ организации поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся представляет собой размещение обучающихся или групп в последовательности, определяемой их успешностью в чем-либо (достижениями). Рейтинги оказывают ощутимое стимулирующее воздействие на поведение ученических коллективов и отдельных школьников. социальной успешности и проявлений активной жизненной позицииобучающихся предусматривает: вручение школьного Оскара, записи благодарности в дневники. проведение мониторинга участия школьников конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, и т.п. 2 раза в год. Вручение грамот на общешкольныхлинейках, стенды : «Отличники, хорошисты», «Лучшие спортсмены», «Достижения учащихся», формирование портфолио, грамоты, похвальные листы, подарки.