Публикации Развитие критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения
Автор: Ларионова Анна Александровна

Статья на тему: "Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения"Ларионова Анна АлександровнаГосударственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение Иркутской области«Иркутский региональный колледж педагогического образования»Кафедра преподавания в начальных классахАннотация: в данной статье описана технология развития критического мышления на уроках литературного чтения. Раскрыты приемы технологии, используемые при развитии критического мышления, через уроки литературного чтения и письма. Ключевые слова: критическое мышление, приемы развития критического мышления. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.Каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности.Уметь активно действовать в соответствии с полученной информацией и соотнести её с полученными знаниями, способность к внутреннему размышлению, к обсуждению и взаимодействию с другими людьми помогает технология развития критического мышления.Что же такое критическое мышление?Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления». В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления и др.; Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.«Переложенные» на язык практики идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.Критическое мышление формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом.Подробнее остановимся на самой технологии, которая включает три этапа.Первый этап – ВЫЗОВ. Когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. – задачи которого:актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;пробудить к ней интерес;активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;структурировать последующий процесс изучения материалаВторой этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Задачи этапа:получение новой информации;ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.Третий этап РАЗМЫШЛЕНИЕ (рефлексия):Осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. В процессе этой работы происходит отбор учащимися наиболее значимой информации.Задачи:выражение новых идей и информации собственными словами;целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;анализ всего процесса изучения материала;выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения.Рассмотрим более подробно приемы технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения:       На 1 этапе  вызова 1. Приём "Ассоциации".      Прочитайте название сказки. Поразмышляйте, бывают ли лягушки путешественниками? Как это может быть? Какие ассоциации у вас возникли, прочитав название произведения?2. Приём "Корзина идей".      1 вариант. Напишите, что  вы знаете об утках.      2  вариант. Напишите, что знаете о лягушках.       Каждый ученик вспоминает и записывает на листочках  все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). На доске прикрепляется значок корзины. Ученики называют   сведения  по данной  теме, которые условно собираются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.  Ошибки исправляются по мере освоения новой информации.3.Приёмы "Верите ли вы...", «Верные и неверные утверждения».      Учитель предлагает детям на карточках вопросы или утверждения. Если учащиеся согласны с высказыванием, то рядом напишите слово "да"  или  знак "+", если не согласны,  то пишут слово "нет" или знак " - ".На 2 этапе осмысления:1. Приём "Тонкие и толстые вопросы"        Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требующие обстоятельного, развёрнутого  ответа        Примеры  «Тонких и толстых вопросов» при работе над сказкой В. М. Гаршина "Лягушка-путешественница".Тонкие вопросы.1.Где сидела лягушка?2. С кем путешествовала лягушка?3.Куда отправилась лягушка-путешественница с утками?Толстые вопросы.1. Почему лягушка решила отправиться в дальние края?2. Как чувствовала себя лягушка во время путешествия?3. Почему  лягушка просила лететь уток пониже?2. Приём "Ромашка Блума" или "Ромашка вопросов"        Класс можно разделить на шесть групп.  Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:       1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на  них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.      2 лепесток  - объясняющие вопросы. Обычно  объясняющие  вопросы начинаются со слов: «Почему».      3 лепесток - уточняющие вопросы.  Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…»,  «Если я правильно понял, то ...».  .      4 лепесток - оценочные вопросы.  Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»      5 лепесток - практические вопросы.  Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.      6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»  3 этап - рефлексия1. Приём "Синквейн"       Синквейн – это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.2. Приём "Шесть шляп".       На фазе рефлексии можно использовать «Приём шести шляп».  Шляпы шести цветов, у каждой шляпы своё название и свой вопрос. Сначала дети знакомятся  со значением  каждого цвета шляпы.  Затем выбирают любую шляпу и готовят сообщения.1. Белая шляпа - факты. .2. Красная шляпа - эмоции.  3. Жёлтая шляпа - оптимизм.  4. Чёрная шляпа - критика.  5.Зелёная шляпа- шляпа творчества.  6. Синяя шляпа - жизненный урок. Достоинства технологии развития критического мышленияТехнология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.  Технология критического мышления дает ученику:- повышение эффективности восприятия информации;- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;- умение критически мыслить;- умение ответственно относиться к собственному образованию;- умение работать в сотрудничестве с другими;- повышение качества образования учеников;- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Технология критического мышления дает учителю:- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей. Уроки литературного чтения способствуют развитию КМ благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках литературного чтения, учитель развивает личность ученика, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.Литература
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Приложение. – Режим доступа:l, свободный. – Загл. с экрана.
  • Климанова, Л. Ф. Литературное чтение [Текст]: учебник для 3 класса /Л. Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. УМК « Школа России». – М.: Просвещение, 2013.
  • Биккулова, Г. Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования [Текст] / Г. Р. Биккулова // Инновации в образовании. 2014. 4 17 с.
  • Варенников, Я. Г. Воспитывать культуру критического мышления [Текст] / Я. Г. Варенников // Высшее образование в России. – 2011. – 140– 141 с.
  • Горшков, М. К. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы [Текст] / Под ред. М .К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. М. : ЦСПиМ, 2013. 352 с.
  • Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития[Текст] / И. О Загашев // СПБ.: Издательство «Альянс Дельта», 2011. – 398 с.
  • Заир – Бек, С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках [Текст] / С.И. Заир – Бек // М.: Просвещение, 2006. – 236 с.
  • Корженевич, Ю. В. Технология развития критического мышления [Текст] / Ю. В. Корженевич // Развитие гуманитарных наук: материалы Междунар. науч.–практ. конф. Познань, 2012 137 139 с.