Публикации
Развитие мелкой моторики у дошкольников «Ум ребенка на кончиках пальцев»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие мелкой моторики у дошкольников «Ум ребенка на кончиках пальцев»
Автор: Ширинских Надежда Вадимовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие мелкой моторики у дошкольников «Ум ребенка на кончиках пальцев»
Автор: Ширинских Надежда Вадимовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» г.Гая Оренбургской областиКартотека игр на РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПедагог-психологШиринских Надежда Вадимовна2020г.Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу.Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, способствуют улучшению у детей внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия. Когда ребёнок играет, он становится более самостоятельным и уверенным в себе, у него формируется игровая и учебно-практическая деятельность, воспитывается усидчивость.Для развития моторики рук создано много специальных игрушек. Это мозаики и всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты, фигурки - вкладыши, пирамидки и аппликации. Но, кроме игрушек, выпускаемых промышленно, в современной педагогике большой популярностью пользуются пособия для развития моторики рук, сделанные своими руками, в которых используются различные подручные средства и бытовые предметы.Вашему вниманию предлагаются игры и упражнения, в которые можно играть с ребенком дома.ИГРЫ С ПЛАСТИЛИНОМПластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите ему все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Можно сделать картины – мозаики на пластилине. А еще помочь герою игры – например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.* Мнем и отщипываем* Надавливаем и размазываем* Скатываем шарики, раскатываем колбаски* Режем на кусочки* Лепим картинки* Готовим обед* Вдавливаем крупу, бусинки в пластилин РИСОВАНИЕ(лучшие краски для начинающего художника-гуашь)И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Рисование пальцами — прекрасная тренировка мелкой моторики ребенка, полезно рисовать ладонью, ватными палочками, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги, штампы, печати.ИГРЫ С БУМАГОЙБумагу можно рвать, мять, а затем разглаживать ладонью, научите ребенка скатывать из кусочка салфетки шарики, разрезать ножницами. Можно познакомить ребенка, как делается обрывная аппликация. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Разворачивание завернутого в бумагу предмета –сюрприза – «что там?»Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.Важные советы:* Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.* Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.* Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.иГРЫ С ПРИЩЕПКАМИМожно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.* Надевание прищепок определенного цвета на плоский цветной картон (солнышко, ежик, подсолнух, рыбка) * Повесим белье* Соотнести количество прищепок с цифрой, счет ИГРЫ С ВОДОЙВода очищает, успокаивает. А уж бурных, положительных эмоций от контакта с водой просто не передать. Такие игры развивают не только мелкую моторику малыша, что благотворно сказывается на общем развитии, но и совершенствуют тактильные ощущения.* Шлепанье ладошками по поверхности воды* Поролоновая губка (во время купания покажите ребенку, как пропитать губку водой и отжать) * Набирание и переливание воды в емкости * Вылови предметы из водыИГРЫ С застежкамиХотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни, в быту.На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому, что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.* Перетирание пуговиц между ладонями* Пересыпание пуговиц из ладошки в ладошку* Найди пуговицу определенного цвета и размера* Развязывать и завязывать узелки, бантики * Плести косички* Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнииИГРЫ С КРУПАМИИгры с крупами помогают: - совершенствовать сенсорное познание предметов и веществ; - развитию чувственного восприятия; - развитию фантазии и воображения. Вот почему так полезно играть с крупами. Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме: фасоль, горох, гречка, пшено, рис, манка, а также макароны и соль.* Прячем ручки* Пересыпаем крупу* Дождь, град из крупы* Покормим птичек* Разложи по тарелочкам* Спрячь игрушку* Найди игрушку* Отгадай, какая крупа в мешочке* «Сухой бассейн» из гороха и фасоли * Катание крупы между большим и указательным пальцами * Придавливание крупы поочередно всеми пальцами обеих рук к столу* Сделаем бусы* Собери по форме, цвету* Необычная картинкаИГРЫ С ТЕСТОМТесто доступный, дешевый и легкий в использовании материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Тесту можно придать разные цвета, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают, они могут долго храниться, с ними можно играть или подарить сувениры своим родным и близким людям..* Лепка простых фигур* Лепим оладушки* Спрячь игрушку* Отщипывание небольших кусочков теста* Скатаем колобок, раскатаем колбаскуСамое ценное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время с вашими детьми с пользой.