Публикации Кружковая деятельность "АБВГДейка"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кружковая деятельность "АБВГДейка"
Автор: Наталья Владимировна Барышникова

Программа работы кружка в подготовительной группе «Берёзка»Воспитатель: Барышникова Наталья Владимировна2020 – 2021 уч. годСодержание
  • Пояснительная записка…………………………………………………...3
  • Актуальность…………………………………………………………..….4
  • Цель……………………………………………………………………..…4
  • Задачи…………………………………………………………………..….4
  • Режим организации занятий…………………………………………..….4
  • Принципы и подходы…………………………………………………..…4
  • Возрастная характеристика развития детей 6-7 лет………………….…5
  • Возрастная характеристика детей 6-7 лет (речевое развитие)…….…...6
  • Планируемые результаты………………………………………….…..…7
  • Календарно - тематическое планирование работы кружка «АБВГДейка» с детьми подготовительной группы……………………………………………….8
  • Методика выявления уровня речевого развития……………….….....13
  •  Список использованной литературы…………………………….…....24
  • Прекрасна речь, когда она как ручеекБежит среди камней чиста, нетороплива.И ты готов внимать ее потокИ восклицать: О! Как же ты красива! Е. Щуки По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно. В.В. Мамаева Пояснительная записка. Целью работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим работа по развитию речи направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексико-грамматического строя языка, связной речи, а также подготовки детей к овладению элементарными навыками письма и чтения. Процесс усвоения языковых средств ориентирован на осмысление детьми учебного материала, закрепление полученных знаний и умений в процессе тренировочных упражнений и закрепление соответствующих навыков в актах речевой коммуникации. Программа составлена в соответствии с учетом методических рекомендаций О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий 1,2, 3 периодов», Е. Куциной, Н. Сазоновой, Н. Хрушкова «Учимся пересказывать». Также в данной программе включена работа с опорными мнемотаблицами, как средство работы по развитию познавательных способностей, связной речи и словесного творчества старших дошкольников.Занятия направлены на развитие лексико-грамматического строя, развитие связной речи, развитие фонетико-фонематических представлений и обучение грамоте. Разработано календарно - тематическое планирование кружковой деятельности, которое представлено в виде таблицы, где можно четко проследить последовательность и системность работы.Актуальность выбора кружка «АБВГДейка» определена тем, что у детей подготовительной группы слабо развита связная речь. Программа также предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, текстами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.Цель: создать условия для формирования у детей готовности к обучению грамоте в школе. Задачи:- развитие речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения;-формирование навыков звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков, обучение анализу и синтезу предложений разной конструкции;-развитие речевого дыхания, ритмико-интонационной стороны речи, фонематического слуха;-активизация устной речи детей, сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка;– формирование умения работы в коллективе;- формирование связной речи.Режим организации занятийПрограмма рассчитана на детей 6-7 лет. Продолжительность обучения (общий объём) – 32 занятия.Группа состоит из 26 детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программыСодержание кружковой деятельности основано на следующих принципах:а) Личностно ориентированные принципы:Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.Принцип развития. Основная задача – это развитие будущего школьника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.б) Культурно ориентированные принципы:Принцип целостности содержания образования. Представление ребёнка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка - это не абстрактное, холодное знание о нем.Это ни знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня : это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача образования - помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.в) Деятельностно-ориентированные принципы:Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности - конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.Возрастная характеристика развития детей 6-7 летПрограмма строится с учётом возрастных особенностей всех когнитивных процессов детей дошкольного возраста и на основе дифференцированного, личностно-ориентированного подхода. Необходимо учитывать, что поступающие в первый класс дети 6 – 7 лет, имея одинаковый возраст, существенно различаются по уровню общего развития.В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности, повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам. К 6-летнему возрасту развивается чёткая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.В старшем дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие это повышение, с возрастом изменяются. Дети в этом возрасте начинают сознательно управлять своим вниманием и удерживать его на определенных предметах.Шестилетний ребёнок может многое, но не следует переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления, хотя и доступна, но еще нетипична, не характерна для этого возраста. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.Столь подробное принятие во внимание возрастных особенностей детей6 – 7 лет, осуществляемое в программе, позволяет учитывать интересы, желания, вкусы, предпочтения и даже настроения детей, что способствует установлению доверительных отношений между детьми и педагогом. Оказание каждому ребёнку эмоциональной поддержки обеспечивает ситуацию успеха, способствующую формированию устойчивой мотивации к обучению и общению в коллективе.Возрастная характеристика речевого развития детей 6-7 лет • способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов;• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);• грамматически правильно строят предложения;• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать;• свободно общаются с взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль;• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения. Планируемые результаты освоения детьми программы кружка к концу года.Обучающие должны уметь: ▫ достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове; ▫ соблюдать орфоэпические нормы произношения; ▫ владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»; ▫ свободно читать слоги и трѐхбуквенные слова, плавно читать по слогам; ▫ правильно согласовывать слова в предложении; ▫ составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.; ▫ ориентироваться на странице книги; ▫ составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта; ▫ правильно использовать предлоги; ▫ правильно произносить звуки.Календарно - тематическое планирование работы кружка «АБВГДейка» с детьми подготовительной группы.(1-2 неделя сентября, 3-4 неделя мая - выявление уровня речевого развития)Методика выявления уровня речевого развитияМетодика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной. Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 - 20 минут). Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания могут предлагаться и без наглядных средств (на знакомых словах), но лучше использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже - низкий уровень)При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.Задачи речевого обследования детей подготовительной к школе группыСловарьВыявляются умения:1) активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова кречевой ситуации;2) подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;3) понимать и употреблять разные значения многозначных слов;4) дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).Грамматика1) Образовывать название детенышей животных {лиса — лисенок, корова — теленок);подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;2) образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! Потанцуй / искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);3) строить сложные предложения разных типов.Фонетика1) Дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ9 л-р> различать свистящие, шипящие исонорные звуки, твердые и мягкие;2) изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;3) подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.Связная речь1) В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;2) составлять описание, повествование или рассуждение;3) развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯI серия заданий (словарь и грамматика).1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?1) Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);2) называет отдельные признаки, действия;3) называет 1—2 слова.2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море);2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).3. Что называют словом ручка?1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);2) называет два значения этого слова;3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).4. Придумай предложение со словом ручка.1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов;2) называет два слова (словосочетания);3) называет только одно слово (ручка).5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно...(писать, открывать дверь).1) Правильно заканчивает разные типы предложений;2) называет два слова;3) подбирает только одно слово.6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у неговеселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);2) называет 2—3 слова;3) подбирает только одно слово.Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный,обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)»,1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);2) называет 2—3 слова;3) подбирает только одно слово.7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;2) подбирает два слова;3) называет только одно слово.8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;2) подбирает два слова;3) называет одно слово.9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;2) называет правильно только одну форму;3) не выполняет задание.10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок — жеребята —много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).1) Ребенок называет все слова правильно;2) называет два-три слова;3) говорит одно слово.11. Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.)1) Называет более двух слов;2) называет два слова;3) повторяет заданное слово.12. Что называют, словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;2) называет только одно значение этого слова;3) повторяет слово за взрослым.13. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);2) правильно подбирает два слова;3) называет одно слово.14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);2) называет два действия (накалывать грибы, шить);3) называет одно действие (шить).15. Составь предложение со словом игла.1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);3) называет одно слово.16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);2) правильно исправляет два предложения;3) повторяет предложения без изменения.Показатели:Высокий уровень – (48 - 40 б.)Средний уровень – (39 - 24 б.)Низкий уровень – (23 - 16 и менее б.)II серия заданий (звуковая культура речи).1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)2. В названии, каких животных слышится звук рь (Тигр, корова, баран, жираф, черепаха, курица.) 3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;2) называет более двух слов;3) называет одно слово.4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко —шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;2) недостаточно четко произносит;3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.1) Ребенок передает заданные интонации;2) передает только вопросительную интонацию;3) повторяет повествовательную интонацию.6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».1) Ребенок ритмично заканчивает фразу;2) отвечает, нарушая ритм;3) говорит одно слово.Показатели:Высокий уровень – (18 – 15 б.)Средний уровень – (14 - 10 б.)Низкий уровень – (9 - 6 и менее б.)III серия заданий (связная речь).1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;2) рассказывает, опуская начало (или конец);3) перечисляет отдельные качества.2. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связныйрассказ;2) рассказывает с помощью взрослого;3) перечисляет нарисованное на картинках.3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;2) составляет рассказ с помощью взрослого;3) не справляется с заданием.Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему).Показатели:1. Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжетзаимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца),выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двухструктурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логикиизложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, Правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.4. Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи ( через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.6. Звуковое оформление высказывания ( плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.Данные диагностики вносятся в протокол для каждого ребенка, а затем в сводную таблицу.Протокол обследования речевого развития ребенка подготовительной к школе группы «Рябинка»_____________________________________________________________
  • Словарь и грамматика
  • 2.звуковая культура речи 3.связная речьСводная таблица результатов обследования речевого развитиядетей подготовительной к школе группыСписок использованной литературы
  • Ушакова О.С, Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»:
  • Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  • Гомзяк О. С. «Говорим правильно» , - (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодалению ОНР у детей» часть 1, - М.: Издательство ГНОМ и Д., 2008.
  • Гомзяк О. С. «Говорим правильно» , - (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодалению ОНР у детей» часть 2, - М.: Издательство ГНОМ и Д., 2008.
  • Гомзяк О. С. «Говорим правильно» , - (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодалению ОНР у детей» часть 3, - М.: Издательство ГНОМ и Д., 2008.
  • Е. Куцина, Н. Сазонова, Н. Хрушков «Учимся пересказывать», изд. Дом «Литур», 2013.
  • Интернет источник: .
  • Интернет источник:
  • Интернет источник:
  • Интернет источник: