Публикации Здоровьесберегающие аспекты уроков технологии в условиях реализации ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие аспекты уроков технологии в условиях реализации ФГОС
Автор: Бурдина Нина Михайловна

«Формирование умений работы с научно-познавательным текстом на уроках окружающего мира в начальной школе».Цель работы: рассмотрение способов формирования умений работы с научно-познавательным текстом на уроках окружающего мира.Объект исследования: формирование умений работы с научно-познавательным текстом.Предмет исследования: урок окружающего мира в начальной школе.Для достижении поставленной цели мы руководствовались следующей гипотезой: обучение младших школьников работе с научным текстом на уроках окружающего мира будет проходить результативно, если используется методика обучения младших школьников работе с научным текстом, направленная на формирование информационно-аналитических умений: умений осуществлять поиск, воспринимать, понимать, анализировать, обобщать, систематизировать информацию.Изучение трудностей, с которыми сталкиваются ученики в процессе обучения помогло выйти на следующие показатели:-неправильное прочтение и непонимание задания, не озвученного предварительно учителем;- неумением работать с оглавлением;- выделенными понятиями, абзацами в тексте;- поиском ответов на вопросы;- поиском главной мысли;- объяснением значения нового слова.В курсе «Окружающий мир» при формировании умений работать с научно-познавательным текстом задания должны включать такие способы действий, которые направлены на воспроизведение информации, применение в практической деятельности и в новых учебных ситуациях.Задания на воспроизведение учебного материала:
  • на узнавание объектов природы, их классификацию,
  • краткую запись ответа на вопрос к прочитанному тексту.
  • Задания на применение знаний в практической деятельности (включают вопросы, готовые ответы на которые в тексте отсутствуют, требуют самостоятельных мыслительных операций с текстом):
  • устное описание объектов природы с использованием плана;
  • узнавание по иллюстрациям памятников архитектуры и искусства и составление сообщения о них с использованием плана;
  • подготовку сообщения о достопримечательностях городов России на основе дополнительной информации (энциклопедий, справочников, других книг) по заранее составленному алгоритму действий;
  • составление вопросов к выделенным словам текста для организации диалога со сверстниками в классе.
  • Задания на применение знаний, умений в новых учебных ситуациях:обоснование предположения, доказательства, самостоятельного суждения по тексту с использованием научной терминологией, изученной на данном предмете;дополнения к тексту, помогающие уточнить смысл и понимание новых слов.В учебно-научных текстах предмет познания - не образы, а понятия. Понятие - одна из форм логического мышления. Существуют предметы, явления, события и есть наши понятия о них. Понятие образуется путём операций обобщения и абстрагирования. Поэтому в понятии находят отражение не все, а лишь основные, существенные признаки определяемых предметов. Цель чтения - усвоение связей и основных признаков понятия, явления (исторического, природоведческого содержания), усвоение элементов понятия, формулирование обобщённых выводов, заключение по поводу основной мысли текста. Анализ заданий учебника предметной области «Окружающий мир» УМК Школа России А.А. Плешакова показал, что данное содержание помогает формировать следующие умения при работе с научно-популярным текстом:Тема 1: Родная страна 2 класс 1 частьЗадание Вариант выполнения задания Тема 2: Явления природы. Погода. 2 класс 1 частьЗадание Вариант выполнения задания Тема 3: В гости к осени. 2 класс 1 частьЗадание Вариант выполнения задания Таким образом, главной ценностью учебной деятельности является не сам понятийный «продукт», а тот путь, который проходит ребенок при получении этого «продукта». Так любое занятие по курсу окружающий мир, на котором должно быть сформировано понятие сводится к тому, что учащиеся постепенно собирают, анализируют существенные признаки явления, предмета создают «коллекцию» существенных признаков, формулируют определение на своем уровне познания. Это начальное определение, которое объединяет существенные признаки, открытые ребенком самостоятельно, непосредственно в процессе познания – важнейший этап становления исследовательского мышления