Публикации Нет милей родного края

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нет милей родного края
Автор: Надежда Ильинична Ампилогова

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 84»КОНСПЕКТзанятия по познавательному развитиютема: «Оренбургский пуховый платок» Подготовил: воспитатель группы общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет № 1 Ампилогова Надежда Ильинична высшая квалификационная категориягренбург 2020г.Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»Цель: Познакомить детей с народным промыслом Оренбуржья – пуховым платкомЗадачи: Образовательные. Расширять знания детей о малой Родине.Познакомить детей с народным промыслом пуховязальщиц, о способе получения пуховой нити, как создаются пуховые платки.Развивающие. Развивать наблюдательность.Способствовать развитию, логического мышления, связной речи, расширять и активизировать словарный запас по данной теме.Воспитательные. Воспитать любовь и уважение к «малой» Родине и культуре своего народа, уважение и интерес к народным промыслам, к труду пуховниц.Работа над словарем: познакомить со значением слова «пуховницы» Создание среды для организации и проведения занятия: Элементы оформления избы (печь, лавка, столы, пуховые платки, короб, козий пух, веретено, клубок пряжи, спицы, гребень, картина с изображением козы, русский народный костюм, песня Л.Зыкиной «Оренбургский пуховый платок» )Ход занятия.Воспитатель.«Люблю тебя, мой край родной,Твои широкие просторы.Здесь неба синь, хлеб золотой,И степь, и реки, и озера….Люблю тебя, мой край родной,За все твое богатство:За газ, за нефть, за хлеб ржаной,За дружбу и за братство.Люблю тебя мой край родной,Степное Оренбуржье,За твой простор, за твой покой,За все самое лучшее!» Это стихотворение написал Оренбургский школьник, Андрей Шнякин.О чем в нем говориться?Дети. О любви к родному краю.Воспитатель: Как называется край, в котором мы живём?Дети: Мы живём в Оренбургской области (в Оренбуржье)Воспитатель: Чем богат наш Оренбургский край?Дети: Хлебом, металлом, нефтью, газом, яшмой, солью, пуховыми платками.Воспитатель: Да, действительно очень богат наш родной край, а гости приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке. (Воспитатель берёт в руки паутинку). От чего каждый раз светлеет и радуется душа, отчего охватывает трепет нежности и удивления, когда берёшь в руки Оренбургский, ажурный пуховый платок - свой узор. Около двух веков назад возник в Оренбурге пуховязальный промысел.Путем длительного отбора и селекции была в этих местах выведена особаяпуховая порода коз, назвали ее «Оренбургской». Со временем животныераспространились по соседним районам, а слава об их пухе разлетелась посвету.Вывозили оренбургских коз и за границу. Только там через несколько летпух у них исчезал, и они становились грубошерстными. Оказывается, для того, чтобы под козьей «шубой» образовывался мягкий и густой подшерсток, нужны жестокие морозы, ветры и снегопады. Именно такая погода держится зимой в предгорных степях Южного Урала.«Урожай» собирают в самом конце зимы или в начале весны. В это время укоз наступает линька, и тогда их начинают чесать. Делают это вручную, всветлых, обязательно сухих помещениях. В день опытный чесальщик можетобработать не больше двадцати животных.Воспитатель. Вот сегодня я хочу вам рассказать о том, как в нашей стороне мастерицы - рукодельницы длинными зимними вечерами вязали платки и ажурные паутинки. Зайдем в крайнюю избу.Инсценировка. (Зал оформлен элементами русской избы. На лавке сидит, воспитатель в русском народном костюме- Хозяйки.Ребенок. Холодно на дворе! Пусти нас хозяюшка погреться.Хозяйка. Здравствуйте гости дорогие. Заходите, садитесь к печке, грейтесь.Нынче зимушка-зима вьюжливая да заметелистая.Дети садятся на лавках вокруг Хозяйки.Ребенок. А что ты, хозяюшка, делаешь? Может быть, мы тебе поможем?Хозяйка. Я вяжу, про то вам расскажу. В нашей стороне мастерицы рукодельницы под тихий треск лучины, длинными, зимними вечерами вязали платки и ажурные шали, теплые да нарядные, тонкие да легкие, как паутинки (Показывает детям Оренбургский платок)Создавали эту красоту из мягкого и шелковистого козьего пуха. (Показывает детям козий пух).Для этого разводили коз, особой, пуховой породы. Каждая хозяйка любила свою козу, ухаживала за ней, гребнем вычесывала из него мусор. (Дети пробуют выбрать из из комка пуха соринки). Затем промывала его в мыльной воде, ополаскивала, просушивала и только после этого приступала к прядению.Девочки. Дай нам, хозяюшка, прясть попробовать.Хозяйка. Как не дать, красивым молодушкам- беленький пушок. (Хозяйка показывает приемы прядения с веретеном, комментируя свои действия). Пальцами левой руки я вытягиваю пух и скручиваю его в тонкий жгутик. Быстрыми движениями правой руки вращаю веретено так, чтобы на него наматывалась пуховая нить. С песней и дело спориться, спойте-ка мне девушки.Исполнение песни «Прялица».Песня «Уж ты, прялица моя»1. Уж ты, прялица, ты прялица моя.Пойду вынесу на улицу тебя.Буду прясть и попрядывати,На подруженек поглядывати.2. Уж ты, прялица, ты прялица моя,Ты красавица, красавица моя.Ты украшена листочками,Разукрашена цветочками.3. Уж ты, прялица, ты прялица моя,Сослужи – ка службу верную,Сопряди – ка нитку тонкую,Нитку тонкую, шелковую.Хозяйка. Но вот , пух спряден, но вязать из него пока нельзя. Для прочности пуховую нитку переплетают с шелковой. Вот теперь пряжа готова. Теперь главная забота- платок связать. Где бы узор присмотреть покрасивее. Вот на зимнем окне затейливый узор.Каждый элемент узора платка имел свое название. Мелкие дырочки- пшонки, крупные дырочки-корольки, цепочка из дырочек-мышиные тропочки, угольнички, рыбки, снежинки и т.д.Ну а построение у всех паутинок одинаковое. По краям зубчики, вокруг – кайма, а середина ажурная. Кайма от середины отделана дорожкой.Посмотрите внимательно на эти замечательные изделия. Как вы думаете, за что их так ценят люди во всем мире.Дети. Они красивые, нарядные, легкие, пушистые, теплые.Воспитатель. А еще говорят, что Оренбургская паутинка может уместиться в скорлупе гусиного яйца и ее можно протянуть через обручальное кольцо.Хотите проверить?(С помощью детей проводиться опыт)Вдохновленный красотой Оренбургского платка поэт В. Боков написал стихотворение, а композитор Г. Пономаренко- музыку к нему. Так родилась знаменитая песня «Оренбургский пуховый платок». (Танец девочек с паутинками)Хозяйка. А теперь, дорогие гости мы приглашаем вас на выставку, пухового платка и паутинки.(выставка пуховых платков и паутинок).Воспитатель: Сегодня наше занятие было посвящено Оренбургскому пуховому платку. Века идут, а он нужен и сегодня, потому что он несет людям тепло, здоровье бережет, красотой веселит, он как хлеб – никогда не надоест. И кем бы вы ни были в жизни: учителями, крановщиками, лаборантами, врачами, почтальонами – вам будет всегда доставлять большую радость – умение творить красоту и дарить её своим близким и самым родным людям.Оренбургский пуховый платок", из Оренбурга, демонстрирует многообразие, красоту и загадочность платков, давно ставших визитной карточкой не только Оренбуржья, но всей России.А сейчас наши дети прочтут стихи о пуховом платке.1 ребенок.Затуманились зарницы, воют ветры-степняки,Вяжут, вяжут пуховницы Оренбургские платки.2 ребенок:Ах, платочек, мой платочек, весь в узорах уголочек,Он белее ковыля, распушистые поля.3 ребенок:В зимний день, в студену поруОренбургский наш мороз.Белоснежные узоры на платочек перенес.4 ребенок.И вот уж сотни лет подряд,Как символ трудовой земли, Пуховниц наших прославляютОренбургские платки!А сейчас , ребята нам пора прощаться с гостеприимной хозяйкой. Что вам понравилось?Итог занятия.