Публикации Проблемное обучение в начальной школе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемное обучение в начальной школе.
Автор: Алиева Елена Анатольевна

Проблемное обучение в начальной школе(Выступление учителя начальных классов МБОУ «ЦО №21» гулы Алиевой Елены Анатольевны) «Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям природы.Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял...». Жан-Жак Руссо французский философ 18века Жизнь постоянно ставит перед человеком острые и неотложные проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного. Следовательно, нужно более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Основная идея проблемного обучения заключается в том, что знания в значительной части не передаются в готовом виде учащимся, а приобретаются ими в процессе самостоятельной деятельности в условиях проблемной ситуации Проблемное обучение
  • -формирует готовность к творческой деятельности;
  • -способствует развитию- аналитического мышления ;
  • -ориентирует на комплексное использование знаний;
  • - формирует элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности;
  • -воздействуя на эмоциональную сферу школьников, формирует такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.
  • Проблемное обучение способствует развитию:
  • - умственных способностей учащихся;
  • - самостоятельности;
  • - развитию творческого мышления;
  • - развитию познавательной активности, осознанности знаний,
  • - обеспечивая более глубокое и прочное их усвоение
  • Методы проблемного обучения:
  • 1. изложение с проблемным началом, (учитель концентрирует внимание учащихся на проблеме, тем самым включая их в мыслительный процесс)
  • 2. проблемное изложение знаний, (по существу, учитель демонстрирует учащимся путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к аналогичной самостоятельной деятельности в дальнейшем.)
  • 3. частично поисковый или эвристический метод, (учащиеся же самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения, выдвигая варианты решения проблемы. Беседа поискового характера – необходимая подготовительная ступень к работе учащихся на уровне исследования.0
  • 4. исследовательский метод. (При работе с этим методом, «осознав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, строят предположения (гипотезу), обдумывают способ их проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, доказывают, делают выводы.)
  • Все четыре метода похожи, т.к. характеризуются наличием проблемного обучения, но различаются степенью самостоятельности при решении учебных проблем. Этапы проблемного обучения.
  • Подготовка к восприятию проблемы.
  • Создание проблемной ситуации.
  • Формулирование проблемы.
  • Процесс решения проблемы.
  • Доказательство правильности избранного решения,
  • подтверждение его, если возможно, на практике.
  • Виды проблемного обучения:
  • Теоретическое творчество- это теоретическое использование, то есть поиск и открытие учеником нового для него правила, закона и т.д. В основе этого вида лежит постановка и решение теоретических и учебных проблем.
  • Практическое творчество. Это поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.
  • Художественное творчество. Это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкальных произведений, игру и т. д.
  • Все виды проблемного обучения характеризуются наличием продуктивной, творческой деятельности ученика, наличием поиска и решением проблемы. Первый вид чаще всего бывает на уроке, где наблюдается индивидуальное , групповое или фронтальное решение проблемы. Второй вид на практических занятиях, факультативе, предметном кружке. Третий вид – на уроке или во внеурочное время.Методические приёмы создания проблемных ситуаций.
  • Предложить проблемные теоретические и практические задания.
  • Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения (пример урока математики)
  • - Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос.
  • Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций, например юриста, финансиста, технолога, эколога, медика и т.п.
  • А сейчас предлагаю вам рассмотреть «Проблему загрязнения воздуха» с разных позиций: юриста, финансиста, технолога, эколога и медика.-Обобщим вышесказанное и подойдем к выводу. -Какой вывод можем сделать? (Экология – проблема всего человечества)- Побуждать школьников делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.
  • Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
  • Мотивирующие приёмы
  • - «яркое пятно» - сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни.
  • - «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учеников.
  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог
  • Столкновение мнений учеников (Вопрос был один, а сколько мнений?,
  • -Вопрос был один, а как выполнили?).
  • Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Экосистема”
  • Подводящий к теме диалог – ряд посильных вопросов, подводящих к теме урока
  • Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Природные часы, календарь, компас”
  • Сообщение темы с мотивирующим приемом
  • Мотивирует тему интригой или значимостью для детей.
  • Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Наша маленькая планета Земля”
  • Один из видов диалога вы увидите на уроке литературного чтения Татьяны Борисовны.