Публикации
Проблемное обучение в начальной школе.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемное обучение в начальной школе.
Автор: Алиева Елена Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблемное обучение в начальной школе.
Автор: Алиева Елена Анатольевна
Проблемное обучение в начальной школе(Выступление учителя начальных классов МБОУ «ЦО №21» г.Тулы Алиевой Елены Анатольевны) «Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям природы.Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял...». Жан-Жак Руссо французский философ 18века Жизнь постоянно ставит перед человеком острые и неотложные проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного. Следовательно, нужно более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Основная идея проблемного обучения заключается в том, что знания в значительной части не передаются в готовом виде учащимся, а приобретаются ими в процессе самостоятельной деятельности в условиях проблемной ситуации Проблемное обучение -формирует готовность к творческой деятельности; -способствует развитию- аналитического мышления ; -ориентирует на комплексное использование знаний; - формирует элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности; -воздействуя на эмоциональную сферу школьников, формирует такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности. Проблемное обучение способствует развитию: - умственных способностей учащихся; - самостоятельности; - развитию творческого мышления; - развитию познавательной активности, осознанности знаний, - обеспечивая более глубокое и прочное их усвоение Методы проблемного обучения: 1. изложение с проблемным началом, (учитель концентрирует внимание учащихся на проблеме, тем самым включая их в мыслительный процесс) 2. проблемное изложение знаний, (по существу, учитель демонстрирует учащимся путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к аналогичной самостоятельной деятельности в дальнейшем.) 3. частично поисковый или эвристический метод, (учащиеся же самостоятельно намечают этапы поиска, высказывая различные предположения, выдвигая варианты решения проблемы. Беседа поискового характера – необходимая подготовительная ступень к работе учащихся на уровне исследования.0 4. исследовательский метод. (При работе с этим методом, «осознав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, строят предположения (гипотезу), обдумывают способ их проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, доказывают, делают выводы.) Все четыре метода похожи, т.к. характеризуются наличием проблемного обучения, но различаются степенью самостоятельности при решении учебных проблем. Этапы проблемного обучения. Подготовка к восприятию проблемы. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Процесс решения проблемы. Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике. Виды проблемного обучения: Теоретическое творчество- это теоретическое использование, то есть поиск и открытие учеником нового для него правила, закона и т.д. В основе этого вида лежит постановка и решение теоретических и учебных проблем. Практическое творчество. Это поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем. Художественное творчество. Это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкальных произведений, игру и т. д. Все виды проблемного обучения характеризуются наличием продуктивной, творческой деятельности ученика, наличием поиска и решением проблемы. Первый вид чаще всего бывает на уроке, где наблюдается индивидуальное , групповое или фронтальное решение проблемы. Второй вид на практических занятиях, факультативе, предметном кружке. Третий вид – на уроке или во внеурочное время.Методические приёмы создания проблемных ситуаций. Предложить проблемные теоретические и практические задания. Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения (пример урока математики) - Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос. Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций, например юриста, финансиста, технолога, эколога, медика и т.п. А сейчас предлагаю вам рассмотреть «Проблему загрязнения воздуха» с разных позиций: юриста, финансиста, технолога, эколога и медика.-Обобщим вышесказанное и подойдем к выводу. -Какой вывод можем сделать? (Экология – проблема всего человечества)- Побуждать школьников делать сравнение, обобщение, выводы из ситуаций, сопоставлять факты. Ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения. Мотивирующие приёмы- «яркое пятно» - сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни. - «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учеников. Побуждающий от проблемной ситуации диалогСтолкновение мнений учеников (Вопрос был один, а сколько мнений?, -Вопрос был один, а как выполнили?).Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Экосистема” Подводящий к теме диалог – ряд посильных вопросов, подводящих к теме урокаПример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Природные часы, календарь, компас” Сообщение темы с мотивирующим приемомМотивирует тему интригой или значимостью для детей. Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Наша маленькая планета Земля” Один из видов диалога вы увидите на уроке литературного чтения Татьяны Борисовны.