Публикации Учебный план для учащихся с интеллектуальными нарушениями 1-5 классов, 1 вариант

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учебный план для учащихся с интеллектуальными нарушениями 1-5 классов, 1 вариант
Автор: Ветохина Ирина Викторовна

Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната № 1, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего образования Пояснительная запискаВариант 1Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната № 1, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего образования в рамках Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для детей с легкой умственной отсталостью предусматривает 9 –летний срок обучения: 4- летний срок обучения на II уровне общего образования, 5-летний срок обучения на III уровне общего образования.Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.Учебный план для обучающихся II, III уровней общего образования разработан на основе требований следующих нормативных документов:Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 - 15 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г.. №345 (в редакции от 08.05.2019) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;приказа Министерства просвещения России от 18.05.2020 N 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345».письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.10.2011 г. № 19-255 «О направлении рекомендации» (Рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) заведениях);письма Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой». Организация образовательного процесса на II, III уровнях общего образования регламентируется учебным планом, расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются ГКОУ РО Красносулинской школой–интернатом № 1 самостоятельно.Режим функционирования устанавливается в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2.3286 -15, уставом и правилами внутреннего распорядка школы-интерната.В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. Срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с нарушениями интеллектуального развития 4 года.В 5-9 классах продолжается обучение по предметным областям. Вводится профильный труд. Срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для детей с нарушениями интеллектуального развития 5 лет.В соответствии с учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1 класс - 33 учебные недели;2 - 9 класс – 34 учебные недели.Продолжительность каникул не менее 30 календарных дней в учебном году, летом - 8 календарных недель, дополнительные каникулы для первого класса в третьей четверти - 7 календарных дней. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья учащихся. Обучение проходит в одну смену. Комплектование детей в классах (группах) проводится на основании заключения ПМПК. Количество детей в классах (группах) определяется в зависимости от категории учащихся согласно нормам СанПиН 2.4.2.3286-15. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также состоит из часов, необходимых для проведения реабилитационно - коррекционных мероприятий и часов внеурочной деятельности.Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) учебного плана, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не превышает гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки учащихся по классам в соответствии с нормами СанПиН 2.4.2.3286 -15.Содержание начального общего, основного общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы. Учебный план ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната № 1 включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы в общеобразовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, реализующих АООП, и в учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования учащихся с интеллектуальными нарушениями:формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие учащегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития учащихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Обязательная часть учебного плана включает обязательные образовательные области и коррекционно-развивающую область.Образовательные области представлены учебными предметами. Предметная область: Язык и речевая практикаРусский язык;Чтение;Речевая практика;Предметная область: МатематикаМатематика;Информатика;Предметная область: ЕстествознаниеМир природы и человека;Природоведение;Биология;География;Предметная область: Человек и обществоМир истории;Основы социальной жизни;История отечества;Предметная область: ИскусствоМузыка; Изобразительное искусство;Предметная область: ТехнологияРучной труд;Профильный труд;Предметная область: Физическая культураФизическая культура (адаптивная физическая культура). Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования таких черт характера, которые способствуют достижению личностных результатов, включающих индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции и целостные установки. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному образовательному маршруту. Если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) общеобразовательное учреждение имеет возможность изменения образовательного маршрута обучающегося. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Трудовое обучение осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.Содержание и методы трудового обучения на каждом этапе должны соответствовать возрасту обучающегося, учебным, воспитательным и коррекционным задачам.Для занятий по трудовому обучению начиная с 5 класса (по предметам, предусматривающим деление на группы) обучающиеся делятся на группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных и психофизических особенностей обучающихся, рекомендаций врача и заключения ПМПк (консилиума).Нагрузка для уроков физкультуры планируется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки учащихся в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями отсутствует. Во 2-9 классах время, отводимое на часть, формируемую участниками образовательных отношений, используется на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих приобретение дополнительных знаний, умений и навыков в связи с актуальными запросами общества. Во 2-4 классах увеличены учебные часы на изучение учебных предметов обязательной части: русский язык-1 час; математика-1час. Введен учебный курс «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» -1 час, с целью приобретения дополнительных навыков речевой деятельности. В 5 классе увеличены учебные часы на изучение учебного предмета обязательной части: математика-2 часа. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психофизическом, социальном развитии; а также учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных предметов.В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит внеурочная деятельность.Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеурочная деятельность в 1-4 классах организуется по направлениям развития личности: коррекционно-развивающее, нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Внеурочная деятельность в 5-9 классах организуется по следующим направлениям развития личности: коррекционно-развивающее, нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.Коррекционно-развивающее направление является обязательным и представлено коррекционно-развивающими занятиями: в 1-4 классах - ритмикой, логопедическими и психокоррекционными занятиями; в 5 классе - логопедическими занятиями и коррекционными занятиями охрана безопасности жизнедеятельности, исходя из психофизических особенностей учащихся с интеллектуальными нарушениями, на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. На реализацию коррекционно-развивающей области отводится до 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность. На обязательные индивидуальные и групповые логопедические и психокоррекционные занятия составляется отдельное расписание, учитывающее требования СанПиН 2.4.2.3286-15. В расписании отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Продолжительность занятий 15-25 минут. Группы обучающихся комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых и других нарушений.Другие направления внеурочной деятельности представлены следующими направлениями и образовательными программами: II уровень общего образования 1-4 классы:1 класс:нравственное направление - программа внеурочной деятельности, направленная на формирование норм морали и культуры поведения «Путешествие по стране Этикета»;социальное направление - программа внеурочной деятельности, направленная на формирование первоначальных представлений о профессиях, развитие культуры труда «Сердце в ладонях»;спортивно-оздоровительное направление - программа внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура».2 класс:нравственное направление - программа внеурочной деятельности, направленная на формирование норм морали и культуры поведения «Путешествие по стране Этикета»;социальное направление - программа внеурочной деятельности, направленная на формирование первоначальных представлений о профессиях, развитие культуры труда «Сердце в ладонях»;спортивно-оздоровительное направление - программа внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура».3 класс:нравственное направление - программа внеурочной деятельности, направленная на формирование норм морали и культуры поведения «Школа вежливых наук»;социальное направление - программа внеурочной деятельности, направленная на формирование первоначальных представлений о профессиях, развитие культуры труда «Я-маленький помощник»;спортивно-оздоровительное направление - программа внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура».4 класс: нравственное направление - программа внеурочной деятельности «Погружение в сказку»;социальное направление - программа внеурочной деятельности «Мастерская добрых дел»;общекультурное направление - программа внеурочной деятельности «Азбука этикета»;спортивно-оздоровительное направление - программа внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура».III уровень общего образования 5-9 классы:5 класс:нравственное направление - программа внеурочной деятельности, направленная на формирование норм морали и культуры поведения «В ладу с собой»;социальное направление - программа внеурочной деятельности, направленная на формирование первоначальных представлений о профессиях, развитие культуры труда «Экология души»;общекультурное направление - программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская»;общеинтеллектуальное направление – программа внеурочной деятельности «Шахматы». Выбор других направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется общеобразовательным учреждением в рамках общего количества часов, предусмотренных учебным планом. Чередование учебной и внеурочной деятельности определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет не менее 30 минут. Программно-методическое обеспечениеСодержание образования по всем учебным предметам имеет практическую направленность. При отборе учебного материала учитывается необходимость формирования и развития личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации. Адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями реализуются посредством учебников и учебно-методических пособий, допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ на 2020-2021 учебный год, приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г.. №345 (в редакции от 08.05.2019) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Приказ Министерства просвещения России от 18.05.2020 N 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345».В федеральный перечень учебников включены: учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы. учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Данный учебный план реализуется для учащихся 1-4 классов, ФГОС НОО применен к правоотношениям, возникшим с 01.09.2016, приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1599«О» - обязательная часть учебного плана;«Ф» - часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений;«Д» - максимально допустимая учебная нагрузка.Данный учебный план реализуется для учащихся 5 класса, ФГОС ООО применен к правоотношениям, возникшим с 01.09.2016, приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1599. «О» - обязательная часть учебного плана; «Ф» - часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений; «Д» - максимально допустимая учебная нагрузка