Публикации Патриотическое воспитание

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание
Автор: Мендалиева Бакитгул Азаматовна

Актуально ли патриотическое воспитание для современной школы? Считаю, что, да, так как сейчас очень много негативной информации, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики, как: любовь к своему народу, краю и Родине;уважение и принятие ценности семьи и общества;любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д.А как сформировать эти личностные характеристики? С чего начать? Вот задача учителя? Полноводная река берёт начало с маленького ручейка. Мы об этом забываем. Нам понятнее её мощное течение, а питающие её ручейки некогда разглядеть. Но они и составляют полноводную реку. Так и любовь к Родине, патриотизм, питают ручьи различных чувств и сливаясь образуют глубокое гражданское чувство. любовь к родителям и родному дому;любовь к природе, её охрана и изучение;любовь к родному краю, его изучение;знакомство с национальной культурой;воспитание чувства национальной гордости;изучение государственной символики;военно – патриотическое воспитаниеПериод младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, эмоции пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь. В своей работе в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания пытаюсь решать комплексно и системно. Руководствуюсь нормативноправовыми документами РФ, Министерства образования РФ, школьными локальными актами. Это Конституция РФ, ФЗ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребёнка, Устав школы, воспитательная программа «Духовно равственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося».Всю работу по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников вурочной и внеурочной деятельности делю на несколько блоков: Блок 1 «Моя Родина – Россия» предусматривает темы знакомства с государственнойсимволикой, с праздниками в стране, семье и школе; Наша страна многонациональна. Поэтому мы с ребятами знакомимся с культурой и традицией разных народов, населяющих нашу родину. Даже в одном классе в тесном содружестве учатся и русские, казахи, даргинцы, татары, калмыки и др. национальности. Дети с удовольствием рассказывают о традициях, обычаях своего народа. Буданова С представила свою научно- исследовательскую работу «Быт и культура Мордвы» в Астрахани, где заняла 1 место. Воспитание национальной гордости, невозможно   без национальной памяти.Знание культурных корней своего народа необходимо прежде всего потому, что оно позволяет по настоящему уважать и ценить общечеловеческие и эстетические нормы, любить Родину.В начальной школе большое внимание уделяется этому вопросу: Знакомство с народным творчеством народов населяющих нашу необъятную страну на уроках чтения, разучивание песен на уроках музыки, знакомство с народными играми на уроках физкультуры, с различными видами декоративно прикладного искусства на уроках изобразительного искусства и трудового обучения, знакомство с одеждой, домашней утварью, укладом жизни простого народа.Мы участвовали в региональном конкурсе «Узнай культуру своего друга», где представили казахский обряд «Бесике салу». И сегодня хочется показать фрагмент этой работы.(Видео)Блок 2 «Моя малая родина» знакомит с историей города, символикой города, слюдьми, прославившими город, с музеями города, а так же включает в себя изучение истории и природы своего края; Важнейшей составляющей патриотического воспитания является отношение к природе как к дому человечества.Чем раньше наши дети научатся беречь и уважать природу, тем больше надежды, что наш мир не будет втянут в экологическую катастрофу.Воспитание гражданина начинается с развития умения видеть родную природу.Любуемся первым снегом, необыкновенным рассветом, парадом облаков на голубом небе, ярким ковром из листьев, распустившимся цветком. Ведь острее всего красота воспринимается именно в детстве, а потом, затаившись в памяти, проявляет удивительную власть над человеком. Ведь первыми чувствами, входящими в состав большого чувства любви к Родине станут те, которые посильны для переживания ребёнку. А природа это именно то, что понятно ребёнку 6- 7 лет. Перед вами рисунки детей 1 класса «зимний Пейзаж ».После экскурсии в заказник «Пески Берли», Анкулова Айша приняла участие в региональном конкурсе научно-исследовательских работ. Удивительные растения и животные населяют эту территорию. Взрослые не знают об этом заповеднике. Чтобы любить природу, надо её изучать. Изучение природы эту задачу решает курс «Окружающий мир», одной из задач которого является научить ребёнка самого находить ответы на интересующие его вопросы. Учу детей работать с дополнительной литературой: готовить сообщения, искать ответы на вопросы, составлять кроссворды, викторины.Охрана живой и неживой природы, животные и растения из Красной книги России печатью, составление плакатов по охране природы. Говоря об охране природы, конечно, важны не только знания, но и их выполнение в повседневной жизни этих правил. Важно, чтобы каждый ребёнок понял, что от него зависит многое, важно, чтобы общественное стало личным. От него зависит, как перезимуют птицы повесь кормушку и не забывай насыпать корм, как будут расти комнатные растения ухаживай за ними, поливай, протирай листочки.Блок 3 «Я – гражданин и патриот» о знаменательных событиях истории России, еёгероях. В этом направлении нам помогает сотрудничество с пограничным отделом. 8 лет назад мы образовали при школе отряд ЮДП. Ребята принимали присягу, совершенно серьезно. Мы проводили практические тренировки в отделе по сбору оружия, смотр строя и песни, выезжали на Зарницу, читаем произведения о подвигах солдат, о мужестве и героизме. Стойкости и преданности своей Родине, готовности отдать за неё жизнь. Эти книги, беседы находят живой отклик у детей, часто переводя разговор на современную жизнь, на разговор о горячих точках, о террористических актах. Проводили Встречи с участниками боевых действий.Особое место занимает тема ВОВ. Оно включает в себя:беседы, рассказы, чтение книг;конкурсы рисунков;беседы по картинам о Великой Отечественной войне;конкурсы чтецов стихов о военной поре;слушание песен военных лет;участие в параде бессмертный полквозложение цветов у Вечного огня;Эти мероприятия проводились ко Дню Победы и другим памятным датам в истории Великой Отечественной войны. Мы участвовали в региональной научно-исследовательской конференции г Астрахани, где Утешева Нигина представила проект « Игрушки детей войны».Воспитание чувства национальной гордости.Сейчас много об этом говорят. «Чем могут гордиться россияне?». Такой вопрос я задала своему 4 классу. Вот что написали дети: Наша страна самая большая. Россияне могут гордиться своей могучей, великой страной. У нас много полезных ископаемых. Россия самая красивая страна. У нас красивая и разнообразная природа. Я горжусь великими победами, нашей армией, миролюбивой политикой, городом Москвой, Красной площадью, президентом Путиным. У нас много знаменитых учёных, композиторов, известных писателей, художников. У нашего народа могучий дух. Это говорит о том, что дети 9-10 лет обладают достаточными знаниями, чтобы у них зародилось чувство национальной гордости. Стараюсь не упустить ни одного момента, чтобыне подчеркнуть первые позиции российского искусства, спорта, науки. Говоря о патриотическом воспитании, надо сказать, что здесь важна ежедневная, ежеурочная работа, чтобы решить все задачи патриотического воспитания, а так же личный пример учителя, его позиция.Блок 4 «Мир вокруг меня» направлен на воспитание коллективизма, на то, чтобыребенок чувствовал себя комфортно в коллективе, мог свободно общаться, играть, высказывать своё мнение, стремиться к взаимовыручке и взаимоподдержке; .