Публикации Ситуационная технология преподавания ОБЖ на практических занятиях как технология "активного обучения"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ситуационная технология преподавания ОБЖ на практических занятиях как технология "активного обучения"
Автор: Мамин Олег Викторович

Ситуационная технология преподавания ОБЖ на практических занятиях как технология "активного обучения"
Мир меняется так быстро, что человек не успевает приспосабливаться к переменам, которые сам вызвал. Появляются новые опасности и угрозы благополучию людей, возрастает суммарный риск. Чтобы его уменьшить, надо знать и уметь учитывать всю совокупность факторов риска. Современное образование открывает перед педагогом широкий выбор философии обучения и практических задач. Начался переход от обучения фактам к овладению смыслом событий, развитию эколого-гуманистического мировоззрения, обретению навыков применения в жизни накопленного багажа. Поиск новых форм и приемов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободных учебных заведениях, к которым мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся. Для этого-то и нужно использовать активные методы обучения.
Активные методы обучения, при умелом применении, позволяют решить такие учебно-организационные задачи: подчинение процесса обучения действиям учителя; обеспечение активного участия в учебной работе, как подготовленных учеников, так и неподготовленных; установление непосредственного контроля за процессом усвоения учебного материала.
Как показывает практика, использование активных методов обучения в системе среднего образования является необходимым условием для подготовки разносторонне-развитых учеников, что приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки учеников путем привлечения их в активную учебно-познавательную деятельность; учебная информация переходит в личное знание ученика.
Метод анализа ситуаций является производным от дискуссии, но чаще всего рассматривается отдельно, поскольку имеет определенные особенности. Этот метод заключается в глубоком и детальном исследовании реальной или имитированной ситуации, выполняется для выявления ее отдельных или общих характерных свойств, поиска оптимального способа решения соответствующей проблемы. По сфере деятельности, к которой относятся ситуации, выделяют анализ жизненных (бытовых) или производственно-профессиональных ситуаций (в педагогике педагогических ситуаций, в экономике экономических и т.д.). По степени рассмотрения ситуации этот метод могут называть анализом или решением ситуаций. Когда необходимо подчеркнуть реалистичность или конкретность ситуаций, подлежащих анализу, используют название метод анализа конкретных (или реальных) ситуаций, а когда проблематичность условий анализа анализ проблемной ситуации.
Основным требованием к выбранным для анализа ситуациям является достаточная сложность их решения и частота возникновения в реальной жизнедеятельности (ситуация, которая встречается редко или, наоборот, достаточно тривиальная и легко решается, менее интересна для учеников). Для большей активизации умственной деятельности участников обсуждения применяются некоторые приемы.
Прием инцидента – это образование неблагоприятных условий для принятия решений, дефицит информации (или ее избыток), времени, аварийные обстоятельства факторы, вызывающие напряженность.
Прием критических случаев построен на анализе экстремальных ситуаций из реального опыта, которые привели к непредвиденным результатам.
Прием лабиринта действий - это прием, когда предоставляется готовый перечень возможных решений ситуации, а участники находят верное решение, проанализировав последствия всех решений.
Анализ ситуации обычно включает следующие этапы:
1. Подготовка к обсуждению: деление на подгруппы, вступление в ситуации, рассматривается (сообщение (устное или письменное), демонстрация), постановка задачи: что делать, как делать, дается время на обсуждение.
2. Обсуждение ситуации в подгруппах.
3. Выступление представителей подгрупп с сообщением о результатах работы.
4. Общая дискуссия: обсуждение различных подходов, выбор лучшего решения.
5. Итоговая беседа: подведение итогов, формулирование выводов, рекомендация литературы.
Приведу некоторые примеры:
Пример 1.
Ситуативная задача.
Широкое использование электроэнергии облегчает труд, но при неумелом обращении представляет опасность. Докажите, что вы знаете правила безопасного обращения с электрической энергией.
Задание: выберите правильные варианты, соответствующие правилам электробезопасности.
Вася знает порядок включения электроприборов в сеть – шнур он сначала подсоединяет к прибору, а затем к сети.
Лампа светила очень ярко. Таня взяла лист цветной бумаги и приложила к плафону лампы. Свет стал мягким, удобно было выполнять уроки.
Вова, посмотри, пожалуйста, нагревается ли электрочайник? – попросила бабушка. Вова открыл крышку и сунул палец в воду.
Ответ: 1.
Пример 2.
Каждый человек умеет ценить свой труд, но ведь нужно уважать и труд других людей.
Задание: Скажите, кто правильно поступает. Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.
У соседей сын очень трудолюбивый. С вечера до рассвета что-то колит, забивает, строгает, пилит. Грохот, стук раздается по всем близко находящимся квартирам. Родители не нарадуются такому усердию сына.
Мальчик каждую субботу выбивает ковер в специально отведенном месте, в дневное время, никому не мешая. Чистота в доме – залог здоровья.
Мальчик всегда выполняет свою обязанность по уборке квартиры. Он выносит мусорное ведро, доверху наполненное мусором. Пока спускается по лестнице к мусорному баку, из ведра выпадает бумага, шелуха от лука, огрызки… - Ничего, уборщица уберет, - рассуждает он.
Ответ: 2.
Пример 3.
Работа, по составлению алгоритмов действий.
Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учащимися. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности
Алгоритм действия в случае затопления квартиры
Сообщить родителям (взрослым).
Позвонить по телефону 01 и вызвать специалистов.
Отключить электричество и перекрыть воду.
Собирать воду в местах затопления.
Пример 4.
Решение проблемных задач.
В качестве ситуации детям предлагается стихотворение и ситуационные вопросы о причинах возникновения пожара в доме.
- Послушайте шуточное стихотворение Г. Остера и ответьте на вопросы: Можно ли шутить с огнём? К чему это может привести?
Спички - лучшая игрушка
Для скучающих детей.
Папин галстук, мамин паспорт -
Вот и маленький костер.
Если тапочки подкинуть,
Или веник подложить,
Можно целый стул зажарить,
В тумбочке сварить уху.
Если взрослые куда-то
Спички спрятали от вас,
Объясните им, что спички
Для пожара вам нужны.
Пример 5.
Сюжетно-ролевая игра.
Задание:
Просмотрим жизненные ситуации. Ваша задача прокомментировать и обосновать действия участников.
Дима один дома. Звонит телефон. Мальчик берет трубку и слышит - голос по телефону незнакомый: Здравствуй, а родители дома? А когда вернуться?
Ответ Димы: Да, дома, но они заняты, что им передать? А кому и куда перезвонить?
Выбор подходящих учебных ситуаций - весьма трудная задача для преподавателя. Учебная ситуация должна отвечать следующим требованиям:
1. Сценарий должен иметь реалистическую основу или взят прямо из жизни. Но это не означает, что надо описывать этот производственный фрагмент со всеми технологическими тонкостями, которые учащемуся еще долго не будут известны.
2. В учебной ситуации не должно содержаться более 3 моментов, которые учащиеся должны выделить и прокомментировать в терминах изучаемой концепции.
3. Учебная ситуация не должна быть примитивной, в ней, помимо 3 изучаемых проблем, должны быть 2-3 связующие темы, которые тоже присутствуют в тексте. Жизнь не раскладывает проблемы по полочкам для их раздельного разрешения.