Публикации "Педагогический калейдоскоп"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Педагогический калейдоскоп"
Автор: Алексенко Татьяна Вячеславовна

Рассмотрено
На педагогическом совете
Протокол №___от ______2020г.
Утверждено
Директор _____ Жерновников Н.В.
Приказ №_____от ____ ___2020 г
Адаптированная рабочая программа
по предмету Мир природы и человека
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
1 класса 2020 – 2021 учебный год
Составитель: Алексенко Т.В. учитель, высшая квалификационная категория.
Пояснительная записка
Нормативно-правовыми основаниями разработки программы учебного курса Мир природы и человека для обучающихся первого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида являются:
- Федеральный закон Российской Федерации Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2-13 №203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,) утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
- Примерная адаптированная основная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Цель курса Мир природы и человека
повышение уровня психологической и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению
формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей существующих между миром природы и человека
Курс Мир природы и человека является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
―полисенсорности восприятия объектов;
―практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
―накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций;
―закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
Программа разработана с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями школьного возраста, предусматривает реализацию соответствующих коррекционных задач, базируется на научных позициях специальной педагогики и специальной психологии, обуславливающих необходимость коррекционной работы, широкое использование предметно-практической деятельности, современных средств наглядности и технических средств.
В основу разработки программы обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению адаптированной рабочей программы для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов заданий. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Содержание учебного предмета
Неживая природа
Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром.
Живые и неживые объекты природы.
Сутки. Части суток. День, вечер, ночь, утро.
Занятия взрослых и детей в течение суток.
Звезды, луна, Солнце, Земля. Значение Солнца для планеты Земля, животных, растений, человека.
Сезонные изменения (времена года)
Причина сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (схема деревьев); признаки осени, зимы, весны, лета. Понятие листопад. Выбор одежды по погоде.
Занятия людей в разные времена года.
Растения
Деревья, кустарники, травы, цветы.
Строение растений: корень, лист, стебель, цветок.
Полевые и садовые цветы.
Семена растений, определение растений по семенам.
Плоды растений, их польза, фрукты и овощи.
Условия жизни ля растений (свет, тепло, вода).
Способами приспособления растений к разным условиям жизни.
Животные
Мир животных, деление животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые.
Части тела животных: голова, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост.
Различия животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, места обитания).
Детёныши животных.
Домашние животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем кормятся). Значение для человека. Забота и уход за животными.
Дикие животные. Названия. Внешнее строение. Условия обитания (чем кормятся). Значение в природе. Помощь птицам зимой и весной.
Способы приспособления (окраска, размеры) животных к различным условиям жизни.
Способы приспособления животных к разным временам года.
Человек
Различие людей по возрасту, полу.
Части тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги).
Основные гигиенические навыки людей. Практическое выполнение умывания и чистки зубов.
Строение человеческого лица, основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши и т.д.)
Глаза – орган зрения, значение для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза.
Правила бережного отношения к глазам, забота о зрении.
Строение, работа и назначение органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха.
Орган обоняния и дыхания. Значение органов для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний.
Строение ротовой полости. Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи.
Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью.
Кожа, осязание. Значение кожи, осязания для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов.
Представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний.
Проведение исследования – сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под кожей
Календарно-тематическое планирование по предмету Мир природы и человека в 1 классе 1 четверть
Название темы
Дата
Формы и
методы
работы
Элементы содержания
Задачи уроков
Планируемые результаты
Методическое,
информационно-
техническое
обеспечение
Предметные
Личностные
Вводное занятие.
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы –
демонстрация естественных объектов живой и неживой природы на пришкольном участке.
Экскурсия.
Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными.
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении.
Минимальный уровень:
Адекватное поведение на улице в условиях экскурсии.
Достаточный уровень:
Адекватное поведение на улице в условиях экскурсии.
Узнавание и называние объектов в натуральном виде, в естественных условиях.
Знание правил поведения в природе.
Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы.
Формирование навыков коммуникации и ритуалов социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Естественные объекты живой и неживой природы на пришкольном участке.
Объекты живой и неживой природы
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Найти в учебнике те объекты, которые наблюдали, назвать увиденные объекты, попытаться определить, какие из них живые, а какие нет.
Коррекция логического мышления на основе упражнений в классификации.
Минимальный уровень:
Уметь называть объекты и делить их на группы: живые или неживые.
Достаточный уровень:
Уметь называть объекты и делить их на группы: живые или неживые.
Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения.
Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы. Выполнение заданий без текущего контроля учителя.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Работать с учебными принадлежностями, организовывать рабочее место.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Земля и Солнце.
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы –демонстрация презентационных материалов, иллюстраций. Практические – выполнение дидактических заданий.
Обратить внимание на материал предыдущих уроков.
Планета
Земля и звезда Солнце. Вращение Земли вокруг Солнца.
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении.
Минимальный уровень:
Знать, что Земля – это планета, а Солнце – звезда.
Достаточный уровень:
Знать, что Земля – это планета, а Солнце – звезда.
Проявление активности в организации совместной деятельности. Выполнение заданий без текущего контроля учителя. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Значение Солнца.
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение практических заданий.
Деятельность Солнца. Изменения в природе, которые зависят от деятельности Солнца (смена дня и ночи, смена времён года).
Коррекция
вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.
Минимальный уровень:
Знать и узнавать Солнце, уметь рассказать о его деятельности.
Достаточный уровень:
Знать и узнавать Солнце, уметь рассказать о его деятельности.
Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения.
Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Работать с учебными принадлежностями, организовывать рабочее место.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Солнце и жизнь растений.
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы –демонстрация иллюстраций, презентационных материалов.
Актуализация ранее полученных знаний о Солнце.
Зависимость жизни растений от деятельности Солнца.
Коррекция логического мышления на основе упражнений причинно-следственных отношений.
Минимальный уровень:
Уметь рассказать о влиянии Солнца на растения.
Достаточный уровень:
Уметь рассказать о влиянии Солнца на растения. Проявление активности в организации совместной деятельности.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
День и ночь.
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций. Практические методы – выполнение дидактических заданий.
Смена дня и ночи, причины.
Когда можно увидеть на небе Луну? Занятия людей днём и ночью.
Занятия взрослых и детей. Что можно увидеть ночью, днём. Коррекция логического мышления на основе упражнений причинно-следственных отношений.
Минимальный уровень:
Знать, что есть день и ночь, их отличия. Уметь рассказывать, чем занимаются люди днём и ночью.
Достаточный уровень:
Знать, что есть день и ночь, их отличия. Уметь рассказывать, чем занимаются люди днём и ночью. Выполнение заданий без текущего контроля учителя.
Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Работать с учебными принадлежностями, организовывать рабочее место.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Небо днём и ночью.
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Актуализация ранее полученных знаний о дне и ночи, причинах их смены. Как выглядит небо днём (Солнце, облака, тучи) и ночью (Луна, звёзды).
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении.
Минимальный уровень:
Уметь узнать и назвать тела, которые появляются на небе днём и ночью.
Достаточный уровень:
Уметь узнать и назвать тела, которые появляются на небе днём и ночью.
Проявление активности в организации совместной деятельности. Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Работать с учебными принадлежностями, организовывать рабочее место.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Сутки.
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Познакомить с понятием сутки. Формирование понятий восход, закат. Учить рассказывать о занятиях людей в течение суток. Развитие внимания.
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении.
Минимальный уровень:
Знать что такое сутки.
Уметь рассказывать о занятиях людей в течение суток.
Достаточный уровень:
Знать что такое сутки.
Уметь рассказывать о занятиях людей в течение суток.
Выполнение заданий без текущего контроля учителя.
Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Занятия людей в течение суток.
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Актуализация ранее полученных знаний о сутках.
Занятия людей утром, днём, вечером. Ночной сон. Формирование понятия режим дня.
Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.
Минимальный уровень:
Уметь рассказывать о занятиях людей в течение суток.
Достаточный уровень:
Уметь рассказывать о занятиях людей в течение суток. Выполнение заданий без текущего контроля учителя.
Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Развитие мотивации к творческому труду.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Обобщение полученных знаний.
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Актуализация и закрепление ранее полученных знаний о неживой природе (Земле, Солнце, небе); сутках. Коррекция
вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.
Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.
Минимальный уровень:
Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях. Представления о назначении изученных объектов.
Достаточный уровень:
Узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях. Представления о назначении изученных объектов. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Осень.
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических зад.
Выявить причину сезонных изменений осенью (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками осени, причиной отлёта птиц. Познакомить с понятием листопад. Учить выбирать одежду по погоде.
Минимальный уровень:
Знать причину сезонных изменений осенью.
Уметь рассказать об отлёте птиц и листопаде.
Уметь рассказать и показать признаки осени.
Уметь рассказывать об одежде детей осенью и занятиях людей в это время года.
Достаточный уровень:
Знать причину сезонных изменений осенью.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Карточки-задания.
Муляжи овощей, грибов.
Признаки осени.
Занятия и одежда людей осенью.
Обобщение темы Осень.
Календарно-тематическое планирование 2 четверть
Название темы
Дата
Формы и
методы
работы
Элементы содержания
Задачи уроков
Планируемые результаты
Методическое,
информационно-
техническое
обеспечение
Предметные
Личностные
Зима.
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Выявить причину сезонных изменений зимой (продолжить работу со схемой дерева), признаками зимы; наблюдать за снегом в классе. Растения зимой. Животные зимой (птицы и звери, помощь человека птицам).
Зимняя одежда, занятия людей зимой. Безопасное поведение детей зимой. Наблюдения за погодой.
Актуализация и закрепление знаний о зиме. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.
Минимальный уровень:
Знать причину сезонных изменений зимой, признаки зимы.
Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей зимой.
Достаточный уровень:
Знать причину сезонных изменений зимой, признаки зимы.
Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей зимой, безопасном поведении. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника.
Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Освоение социальной роли обучающегося, формирование мотивов учебной деятельности.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Формирование установки на безопасный образ жизни.
Развитие доброжелательности.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Карточки-задания.
Признаки зимы.
Одежда и занятия людей зимой.
Обобщение темы Зима.
Весна.
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Выявить причину сезонных изменений весной с помощью схемы дерева, познакомить с признаками, с одеждой и занятиями взрослых и детей весной, безопасном поведении весной.
Растения, животные весной.
Повторить признаки весны.
Учить выделять признаки изученных времён года, обосновывать выбор одежды для разных времён года. Коррекция
вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.
Минимальный уровень:
Знать причину сезонных изменений весной.
Уметь рассказывать о признаках весны.
Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей весной.
Достаточный уровень:
Знать причину сезонных изменений весной.
Уметь рассказывать о признаках весны.
Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей весной, безопасном поведении весной на улице. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника.
Уметь давать развёрнутый ответ на заданный вопрос. Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Формирование установки на безопасный образ жизни. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Карточки-задания.
Признаки весны.
Одежда и занятия людей весной.
Обобщение темы Весна.
Лето.
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение зад.
Выявить причину сезонных изменений летом с помощью схемы дерева, познакомить учащихся с признаками лета, учить рассказывать о них. Познакомить с одеждой и занятиями детей летом.
Минимальный уровень:
Знать причину сезонных изменений летом.
Уметь рассказывать о признаках лета, жизни растений и животных летом.
Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей летом.
Достаточный уровень:
Знать причину сезонных изменений летом.
Освоение социальной роли обучающегося, формирование мотивов учебной деятельности.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Карточки-задания.
Муляжи овощей, грибов.
Признаки лета.
Одежда и занятия людей летом.
Обобщение темы Лето.
Календарно-тематическое планирование по мир природы 3 четверть
Название темы
Дата
Формы и
методы
работы
Элементы содержания
Задачи уроков
Планируемые результаты
Методическое,
информационно-
техническое
обеспечение
Предметные
Личностные
Растения.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Различие растений.
Деревья, кустарники, травы.
Учить делить растения на деревья, кустарники, травы, цветы.
Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.
Минимальный уровень:
Узнавать, показывать рассказать виды растений.
Достаточный уровень:
Узнавать, показывать рассказать виды растений. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника.
Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения.
Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Строение и сходство растений.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить различать эти части у разных растений.
Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.
Минимальный уровень:
Узнавать и показывать части растений.
Достаточный уровень:
Узнавать и показывать части растений.
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника.
Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Различие растений.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Отличительные признаки растений:
корень, лист, стебель, цветок.
Формирование представление о разнообразных корнях растений (большой, мощный, маленький); разнообразных листьях растений (круглые, овальные, большие, маленькие); разнообразных стеблях и цветках. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.
Минимальный уровень:
Узнавать и показывать разнообразные части растений.
Достаточный уровень:
Узнавать и показывать разнообразные части растений. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Разнообразие цветов.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Познакомить с полевыми и садовыми цветами, учить различать цветы. Коррекция
вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.
Минимальный уровень:
Узнавать, показать садовые и полевые цветы.
Достаточный уровень:
Узнавать, показать садовые и полевые цветы. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника.
Проявление активности в организации совместной деятельности. Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Формирование навыков коммуникации и ритуалов социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Семена.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Формирование понятия семя, семена. Семена разных растений (бархатцы, календула). Условия, необходимые для прорастания семян.
Коррекция
вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.
Минимальный уровень:
Узнавать и показывать семена растений.
Достаточный уровень:
Узнавать и показывать семена растений.
Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника. Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Формирование навыков коммуникации.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Плоды растений.
2
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Формирование понятия плод. Учить называть плоды растений, рассказывать об их пользе, делить на фрукты и овощи.
Коррекция
вербальной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.
Коррекция мышления на основе упражнений
Минимальный уровень:
Узнавать и показывать плоды растений, овощи, фрукты. Уметь различать овощи и фрукты.
Уметь рассказывать об использовании овощей и фруктов.
Достаточный уровень:
Узнавать и показывать плоды растений, овощи, фрукты. Уметь различать овощи и фрукты.
Уметь рассказывать об использовании овощей и фруктов. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Формирование навыков коммуникации.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Приспособление растений к сезонным изменениям в природе.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Растения зимой, весной, летом, осенью. Учить устанавливать связь между временем года (условиями, связанными с временем года ) и жизнью растений.
Коррекция логического мышления на основе упражнений причинно-следственных отношений.
Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.
Минимальный уровень:
Уметь рассказать о том, что нужно растениям для жизни.
Уметь рассказывать о приспособленности растений к разным условиям жизни.
Достаточный уровень:
Уметь рассказать о том, что нужно растениям для жизни.
Уметь рассказывать о приспособленности растений к разным условиям жизни.
Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Умение находить необходимую информацию .
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Приспособление растений к разным условиям жизни.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Знакомство с условиями жизни растений в разных климатических поясах (холодные страны, жаркие страны). Приспособления растений к разным условиям жизни (холодные страны – растения низкие, невзрачные; жаркие страны – растения высокие, яркие).
Минимальный уровень:
Уметь рассказывать о приспособлении растений к разным условиям жизни (холодные страны – растения низкие, невзрачные; жаркие страны – растения высокие, яркие).
Достаточный уровень:
Уметь рассказывать о приспособлении растений к разным условиям жизни (холодные страны – растения низкие.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Обобщение темы Растения.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Актуализация и закрепление знаний
по теме Растения. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении.
Минимальный уровень:
Узнавание и называние изученных объектов; отнесение изученных объектов к определённой группе (деревья, кустарники, травы, цветы, семена, плоды).
Достаточный уровень:
Узнавание и называние изученных объектов; отнесение изученных объектов к определённой группе (деревья, кустарники, травы, цветы, семена, плоды). Выполнение задания без текущего контроля учителя. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Животные.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Познакомить учащихся с миром животных, делить животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые.
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
Минимальный уровень:
Узнавать и называть группы животных: звери, птицы, рыбы, насекомые.
Достаточный уровень:
Узнавать и называть группы животных: звери, птицы, рыбы, насекомые.
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника.
Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы. Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Строение и сходство животных.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Формирование понятия Части тела. Учить выделять части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост.
Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.
Минимальный уровень:
Узнавать и показывать
части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост.
Достаточный уровень:
Узнавать и показывать
части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Выполнение задания без текущего контроля учителя. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Различие животных.
2
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Познакомить с различиями животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении.
Минимальный уровень:
Узнавать, показывать, рассказать о различиях животных.
Достаточный уровень:
Узнавать, показывать, рассказать о различиях животных.
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях.
Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы. Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Детёныши животных.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Познакомить с названиями детёнышей животных; учить рассказывать о детёнышах.
Познакомить учащихся с тем, как разные животные заботятся о своём потомстве. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
Минимальный уровень:
Узнавать, показывать, уметь называть взрослого животного и его детёныша.
Достаточный уровень:
Узнавать, показывать, уметь называть взрослого животного и его детёныша. Проявление желания рассказать о предметах изучения, наблюдения. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Домашние животные.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Познакомить с понятием домашние животные, признаками домашних животных, учить находить домашних животных на картинках. Польза домашних животных. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений.
Минимальный уровень:
Уметь называть и показывать на картинках домашних животных.
Достаточный уровень:
Уметь называть и показывать на картинках домашних животных.
Понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы.
Проявление активности в организации совместной деятельности.
Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Дикие животные.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Познакомить с понятием дикие животные, признаками диких животных, учить находить диких животных на картинках.
Особенности жизни, места обитания и повадки диких животных.
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
Минимальный уровень:
Узнавать, уметь называть и показывать на картинках диких животных.
Достаточный уровень:
Узнавать, уметь называть и показывать на картинках диких животных.
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях. Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Приспособление животных к различным условиям жизни.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Познакомить учащихся со способами приспособления (окраска, размеры) животных к различным условиям жизни.
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении.
Коррекция логического мышления на основе упражнений причинно-следственных отношений.
Минимальный уровень:
Умение отнести изученных животных к животным холодных и жарких стран; уметь рассказать о приспособленности животных к различным условиям жизни.
Достаточный уровень:
Умение отнести изученных животных к животным холодных и жарких стран;
уметь рассказать о приспособленности животных к различным условиям жизни. Проявление желания рассказать о предметах изучения.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Приспособление животных к временам года.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Познакомить учащихся
(на примере зайца, медведя)
с приспособлениями животных к разным временам года.
Коррекция логического мышления на основе упражнений причинно-следственных отношений.
Минимальный уровень:
Уметь рассказывать о приспособленности животных к разным временам года.
Достаточный уровень:
Уметь рассказывать о приспособленности животных к разным временам года.
Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях.
Формирование навыков коммуникации и ритуалов социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Календарно-тематическое планирование по мир природы 4 четверть
Название темы
Дата
Формы и
методы
работы
Элементы содержания
Задачи уроков
Планируемые результаты
Методическое,
информационно-
техническое
обеспечение
Предметные
Личностные
Человек.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Формирование представлений о внешнем облике человека. Определение сходства и различий людей по возрасту, полу, цвету волос, глаз и т. д. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в различении.
Минимальный уровень:
Уметь различать людей по возрасту и полу.
Достаточный уровень:
Уметь различать людей по возрасту и полу.
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях. Проявление желания рассказать о предметах изучения. Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Части тела человека.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Формирование представлений о строении тела человека, название частей тела (голова, туловище, шея, руки, ноги). Сходство и различия в строении человеческих тел.
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.
Минимальный уровень:
Узнавать, показывать, уметь рассказать о частях тела человека.
Достаточный уровень:
Узнавать, показывать, уметь рассказать о частях тела человека.
Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях.
Формирование навыков коммуникации и ритуалов социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Гигиенические навыки.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Формирование понятия гигиена. Уход за телом – умывание, чистка зубов, принятие душа и ванны. Предметы и средства гигиены.
Показать зависимость между гигиеной и здоровьем человека. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
Минимальный уровень:
Узнавать, показывать на иллюстрациях выполняемые людьми гигиенические навыки. Уметь рассказать о гигиенических навыках человека.
Уметь пользоваться этими навыками в реальной жизни.
Достаточный уровень:
Уметь рассказать о гигиенических навыках человека.
Уметь пользоваться этими навыками в реальной жизни.
Проявление желания рассказать о предметах изучения.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Формирование навыков коммуникации. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Лицо человека.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Изучать строение человеческого лица, основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши и т.д.).
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
Минимальный уровень:
Узнавать, показывать, уметь называть основные части лица человека.
Достаточный уровень:
Узнавать, показывать, уметь называть основные части лица человека.
Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях.
Формирование установки на безопасный образ жизни. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Глаза. Строение и значение глаз.
Гигиенический уход за глазами.
2
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Формировать представление о глазах – органе зрения, их значении для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
Минимальный уровень:
Уметь рассказать о строении глаз, правилах бережного отношения к глазам.
Достаточный уровень:
Уметь рассказать о строении глаз, правилах бережного отношения к глазам. Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях. Проявление учебной активности в организации совместной деятельности.
Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Уши. Строение и значение ушей. Профилактика простудных заболеваний.
2
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Формировать элементарные представления о строении, работе и назначении органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха.
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении.
Минимальный уровень:
Уметь рассказывать о значении органов слуха для человека, правилах сохранения слуха и органов слуха.
Достаточный уровень:
Уметь рассказывать о значении органов слуха для человека, правилах сохранения слуха и органов слуха.
Проявление желания рассказать о предметах изучения. Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Формирование навыков коммуникации и ритуалов социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Нос. Значение. Профилактика простудных заболеваний.
2
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Формировать у учащихся элементарные представления об органе обоняния и дыхания. Выяснить значение этого органа для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний. Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении.
Минимальный уровень:
Уметь элементарно рассказать об органе обоняния и дыхания – носе, правилах ухода за ним, профилактике простудных заболеваний.
Достаточный уровень:
Уметь элементарно рассказать об органе обоняния и дыхания – носе, правилах ухода за ним, профилактике простудных заболеваний. Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации.
Учебник.
Рот.
Строение и значение рта. Гигиенический уход.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Формировать элементарные представления о строении ротовой полости. Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью.
Минимальный уровень:
Узнать, показать, назвать рот, губы, язык, зубы.
Уметь элементарно рассказать о ротовой полости, правилах ухода за ротовой полостью.
Достаточный уровень:
Узнать, показать, назвать рот, губы, язык, зубы.
Уметь элементарно рассказать о ротовой полости, правилах ухода за ротовой полостью.
Проявление желания рассказать о предметах изучения. Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Формирование навыков коммуникации и ритуалов социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Кожа. Строение и значение кожи. Гигиенический уход за кожей. Защита кожи от ожогов и порезов.
2
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Формирование представлений о такой способности человека, как осязание. Значение этого чувства для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов.
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
Минимальный уровень:
Уметь элементарно рассказать о коже, о свойстве осязания, о правилах ухода за кожей.
Достаточный уровень:
Уметь элементарно рассказать о коже, о свойстве осязания, о правилах ухода за кожей.
Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, иллюстрациях. Проявление учебной активности в организации
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Скелет и мышцы человека. Осанка.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Формировать элементарные представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний.
Проведение исследования – сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под кожей.
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании,
Минимальный уровень:
Узнать, назвать, показать скелет, кости, мышцы.
Уметь элементарно рассказать об опорно-двигательном аппарате человека, о профилактике заболеваний.
Достаточный уровень:
Узнать, назвать, показать скелет, кости, мышцы.
Уметь элементарно рассказать об опорно-двигательном аппарате человека, о профилактике заболеваний.
Проявление учебной активности в организации совместной деятельности.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Формирование умения принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Обобщение темы Человек.
1
Фронтальная и индивидуальная
формы работы.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – демонстрация
плакатов, иллюстраций,
личный пример учителя. Практические методы –
выполнение дидактических заданий.
Актуализация, закрепление знаний по разделу Человек.
Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании, воспроизведении.
Минимальный уровень:
Узнавание и называние изученных объектов; отнесение изученных объектов к определённой группе
Достаточный уровень:
Узнавание и называние изученных объектов; отнесение изученных объектов к определённой группе.
Проявление учебной активности в организации совместной деятельности.
Выполнение задания без текущего контроля учителя.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Формирование навыков коммуникации и ритуалов социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося; формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Презентационные материалы.
Иллюстрации. Плакаты.
Учебник.
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
кормление зимующих птиц;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм.
Перечень литературы
- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой;
4-е издание. - М.: Просвещение, 2006.
- Матвеева Н. Б., Котина М. С. Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. 1 класс. 2 издание. М.: Просвещение, 2012.
-Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
2
2
3