Публикации ТРИЗ в детском саду

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТРИЗ в детском саду
Автор: Евстигнеева Анна Александровна

Консультация для воспитателейТема: Песочная терапия, как метод работы с детьми.Цель: Ознакомление воспитателей с новой технологией работы и игры с детьми.Задачи:
  • Познакомить воспитателей с новым методом работы с детьми;
  • Развивать творческие (креативные) способности педагога;
  • Развивать нетрадиционный подход в работе с детьми.
  • «Часто руки знают как решить загадку,с которой интеллект боролся напрасно»Карл Густав Юнг В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, логопедов, психологов к специально организованным занятиям с детьми с использование песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проведения у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а так же для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.Что такое песочная терапия?Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому игры с песком наиболее любимы и близки детям.Пескотерапию может проводить воспитатель, логопед, психолог.Цель песочной терапии: развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.Задачи пескотерапии:
  • рекласация, снятие мышечной напряженности;
  • развитие зрительно – пространственной ориентировки;
  • концентрация внимания, памяти;
  • развитие речи и логики, расширение словарного запаса;
  • стабилизация эмоционального состояния, поглощая негативную энергию;
  • способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребенка;
  • развитие творческих (креативные) способностей;
  • формирование позитивной коммуникации.
  • Общие условия организации песочной терапииВ качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер 50х70х8 см, (где 50х70 – размер поля, а 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы удобнее использовать песочницу размером 100х140х8 см.Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство, можно экспериментировать с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.Игрушки. Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.- люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных), в динамических и статических позах;- наземные животные (домашние, дикие, доисторические);- летающие животные (домашние, дикие, доисторические);- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох);- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);- объекты небесного пространства (солнце, луна, облака, радуга, звезды);- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского военного назначения, фантастические транспортные средства);- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);- объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);- естественный природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева и пр.)- фантастические предметы и персонажи мультфильмов Итак, все что встречается в окружающем мире может занять достойное место в коллекции. Коллекция фигурок располагается на полках (могут использоваться и прозрачные коробки).Чем полезны игры с песком?
  • Развивают речь, восприятие, мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение.
  • Формируют у ребенка представления об окружающем мире.
  • Развивают мелкую моторику, глазомер.
  • Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.
  • Помогают узнавать внешний и свой внутренний мир.
  • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
  • Эффект песочной терапии:
  • Позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
  • Положительная динамика в развитии:
  • - образного мышления;- тактильной чувствительности;- зрительно – моторной координации;- ориентировки в пространстве;- сенсомоторного восприятия.Все игры в пескотерапии делятся на 3 направления:
  • Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас, развивает внимание и память, развивает восприятие различного темпа речи, развивает фонематический слух, работает над дыханием. Главное идет обучение письму и чтению.
  • Познавательные игры – познать многогранность нашего мира.
  • Проективные игры – осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
  • Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:Вредных детей нет в стране –Ведь не место им в песке!Здесь нельзя кусаться, дратьсяИ в глаза песком кидаться!Стран чужих не разорять!Песок – мирная страна.Можно строить и чудить,Можно много сотворить:Горы, реки и моря,Чтобы жизнь вокруг была.Дети, поняли меня?Или надо повторить?!Чтоб запомнить и дружить!Советы по организации занятий Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей.  В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте. Итак, некоторые рекомендации:
  • Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений. 
  • Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный). 
  • Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком. 
  • Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка. 
  • Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке. 
  • С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке. 
  • Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка. 
  • Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться. 
  • Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора. 
  • Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем. 
  • Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки –таковы гигиенические нормы. 
  • Периодически лоток нужно пополнять песком. 
  • Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям. 
  • Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении. 
  • После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется.
  • Челябинская область, г. Миасс МБДОУ № 59 Воспитатель первой младшей группы Евстигнеева Анна Александровна