Публикации "Преподаватель-носитель мировоззрения и нравственности для учеников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Преподаватель-носитель мировоззрения и нравственности для учеников"
Автор: Кускова Екатерина Алексеевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«ДМШ№20»г.оамара «Преподаватель-носитель мировоззрения и нравственности для учеников»АВТОР: КУСКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНАПреподаватель МБУ ДО г.о. Самара «ДМШ№20» Есть много профессийСреди них, профессия преподавателя, на мой взгляд, очень важная и значимая, поэтому эта тема мне близка и интересна. Я работаю в музыкальной школе уже более 20 лет, преподавателем по классу вокала и хорового пения. И мне хочется поделиться своим наработанным опытом с коллегами. Ведь преподаватели являются созидателями нашего будущего, воспитывают подрастающее поколение, за которым стоит будущее нашей страны. Работа преподавателя выполняется без репетиций, без черновых вариантов, сразу набело. Воспитанники – это неповторимые личности, которым мы помогаем социализироваться в социуме, обществе и конкретно в нашей музыкальной школе, через музыкальные занятия, тематические концерты, конкурсы, фестивали, массовые социально-значимые мероприятия. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашей школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям, традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.Понятие патриотизма включает в себя:
  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
  • Патриотизм –это формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Он выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.Наша школы находится в Промышленном районе Самары – «Безымянка». В моем хоровом классе обучаются дети разных национальностей: белорусы, украинцы, татары, киргизы, узбеки, азербайджанцы. К каждому обучающемуся я стараюсь найти индивидуальный подход:
  • На уроках хора и вокала разучиваем с учащимися песни на их родном языке, тем самым знакомя обучающихся с культурой других народов, учим уважительно относиться к ней. Вопрос толерантности и патриотизма занимает одно из главных мест в воспитательном процессе нашей школы.
  • Обучающиеся моего класса ежегодно принимают участие в национальных музыкальных проектах нашего города: Областных конкурсах-фестивалях искусств: «Беларусь – моя песня», «Единство», «Навруз». Многолетнее творческое сотрудничество с Домом дружбы народов укрепляет межнациональные отношения учащихся.
  • Личность преподавателя, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника. Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой преподавателя, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Скажу больше, нельзя допускать, чтобы в школу приходили случайные люди. С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть жизни. Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств преподавателя. Кто с этим может поспорить? Думаю, никто. Зависит также от его умений, знаний и навыков. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель». Наша профессия требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, в наше сложное время, преподаватель должен постоянно всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры. Учитель должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей!Я считаю, что настоящий преподаватель должен не только обучать, но и воспитывать духовно-нравственное мировоззрение детей. Как только обучающийся приходит к нам в музыкальную школу, он попадает в класс преподавателя, который является наиболее значимой личностью для ребенка. Он способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Стиль поведения преподавателя, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой обучающихся. В деятельности преподавателей нашей музыкальной школы широко применяются методы диалога и дискуссии. Я как преподаватель развиваю тенденцию к индивидуальному выбору обучающимися форм и содержания музыкального урока, включая детей в процесс педагогической деятельности и даже в подготовку к хоровым и вокальным занятиям (совместный подбор песенного репертуара, фонограмм и т.д.). Это способствует значительному сближению с детьми. Такому сближению, на мой взгляд, в значительной степени может способствовать и позитивный образ преподавателя.Если преподаватель пользуется уважением и доверием со стороны учеников, в этом случае меняется не только поведение обучающегося, но и личность самого преподавателя.Если преподаватель узнал обучающегося, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т. е. установил отношения с ним через совместную деятельность, то в процессе общения, обучающиеся лучше усваивают не только содержание учебного материала, но и по другому воспринимают отношение учителя к ним. Это особенно значимо, ведь психолого-педагогическое влияние будет более успешным, т.к. критериями эффективности деятельности преподавателя в развитии личности и познавательных возможностей ребёнка могут выступать:
  • личностно-ориентированный подход;.
  • опора на сильные стороны ученика, индивидуальность и самостоятельность
  • формирование мотивации предстоящей деятельности;
  • использование различных, в том числе инновационных, компьютерных технологий, современных источников знаний;
  • обучение учащихся различным способам переработки информации;
  • организация активной деятельности обучающегося в учебно-воспитательном процессе: участие в творческих мероприятиях, конкурсной, концертной деятельности и т.д.;
  • В настоящее время современная модель учителя предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный учитель должен иметь свой почерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с учащимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения. Кроме высокого профессионализма, психолого-педагогической компетентности, современный преподаватель должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика. Преподаватель - это носитель мировоззрения и нравственности для учеников!