Публикации "Методическая копилка"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методическая копилка"
Автор: Комлева Юлия Павловна


Заикание является широко распространенным речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их личности и речи и в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребёнка, затрудняет его социальную адаптацию. Заикание у детей развивается в тесном взаимодействии с личностными и поведенческими нарушениями и во многом зависит от нервно-психического состояния ребёнка. Изменения в нервно-психическом состоянии детей часто связаны не только, а иногда и не столько с появившемся заиканием, сколько с особенностями развития индивида. Речевое нарушение, как правило, лишь усугубляет проявление тех отклонений в развитии, которые у ребёнка уже наметились.
Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи заикающегося. Необходимо также учитывать характер общения, особенности поведения в деятельности и рассматривать тяжесть дефекта следующим образом. Легкая степень – дети свободно вступают в общение в любых ситуациях с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только в самостоятельной речи. Средняя степень – дети испытывают затруднения в общении в новых, а также в значимых для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия в коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата во время самостоятельной, вопросно-ответной и отраженной речи. Тяжелая степень – заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций.
Именно в дошкольном возрасте заикающимся детям присуще обилие сопутствующих движений (в 47% случаев). Они возникают вследствие распространения (иррадиации) судорог из речевого отдела на другие мышцы тела: в первую очередь на мышцы лица, шеи, предплечья и далее на мышцы туловища, спины, верхних и нижних конечностей. Дети теребят пуговицы, края одежды, носовой платок, покачивают туловищем, рукой, подёргивают плечом, притопывают ногой, часто моргают или закрывают глаза в момент судороги, наклоняют вперёд с усилием голову и пр.
Постепенно у детей появляется своеобразное отношение к своей речи и дефекту. Одни остро чувствуют речевой недостаток, особенно вследствие неблагоприятных воздействий окружающей среды. Другие боятся проявления судорог в речи, им небезразлична оценка их речи и поведения окружающими. Третьи критично относятся к заиканию, переживают после неуспешной речевой попытки или после неудач в любой деятельности. Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определённые психологические особенности: стеснительность, вплоть до робости; повышенную раздражительность; обидчивость, плаксивость; негативизм; замкнутость; речебоязнь; чувство угнетённости; постоянные переживания за свою речь; иногда расторможенность; показную разболтанность; резкость.
И заикание начинает влиять на характер общительности, коммуникабельности детей. Несмотря на то, что среди детей 4-7 лет большинство легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми, выделяются дети с неустойчивыми формами общения и дети с негативным и аутистическим поведением.
Дети с неустойчивой общительностью вначале охотно вступают в контакт, проявляют интерес к заданию и деятельности, но затем обнаруживают пассивность, безразличие, невнимание к просьбам взрослого выполнить то или иное задание. Они с после многократных побуждений отказываются выполнять нужное задание.
Дети с негативным отношением к собеседнику замкнуты, стеснительны, иногда агрессивны в поведении. Необходимость выполнить просьбу, задание, особенно в новой обстановке, вызывает у них реакции невротического характера, иногда почти аутистическое поведение. Дети как будто не нуждаются в коллективе сверстников или взрослого. Общение носит строго избирательный характер. Вовлечение таких детей в коллективную деятельность встречает пассивное или активное сопротивление с их стороны.
Группа детского сада для ребенка – источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и др.
В своей работе по формированию коммуникативных навыков у детей с заиканием я поставила пред собой следующие задачи:
1.Изучить характер взаимоотношений детей с заиканием в логопедической группе ДОУ.
2.Определить основные мотивы, лежащие в основе общения ребенка со сверстниками.
3.Определить степень устойчивости избирательных отношений между детьми.
4.Использовать различные формы работы по формированию коммуникативных навыков у детей с заиканием.
Для выявления характера взаимоотношений детей следует провести социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломенским, определить принципы, по которым одни дети становятся авторитетами, лидерами, а другие оказываются в положении отверженных. Воспитатель должен правильно определить свою роль в формировании правильных норм общения между детьми. Ему нужно провести наблюдения направленные на выявление особенностей тематики и содержания игр и реальных взаимоотношений между детьми, провести беседу с детьми, с целью выявления мотивов игрового общения со сверстниками. В формирующей части эксперимента путем специально организованной совместной деятельности положительным образом повлиять на структуру детских объединений (их состав, стабильность) и характер взаимоотношений в них. А затем уже определить сдвиги в изменении позиции детей, происшедшие под влиянием формирующих опытов. Но воспитателю необходимо самому хорошо изучить группу детей, выяснить, почему этот ребенок оказался отверженным в группе. Найти в нем такое хорошее качество, чтобы дети поняли, что не такой уж он и плохой. А бывает, что лидером становится совсем не тот ребенок. Здесь также надо хорошо изучить ребенка и дать понять в процессе беседы с детьми, что за такие качества людей не ценят вовсе, а наоборот их нужно перевоспитать.
Исходя из результатов проведенного эксперимента, наблюдений во время совместной деятельности, я сделала вывод, что с заикающимися детьми необходимо проводить работу, направленную на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Для этого мною был разработан перспективный план по развитию коммуникативных умений и навыков для старшего дошкольного возраста, по которому проводятся занятия в группе. Основная их цель – повысить осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт. В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
способствовать самопознанию ребёнка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
помогать ребёнку прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
учить видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;
учить ребёнка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории семьи;
вырабатывать у ребёнка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.);
развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
В соответствии с поставленными задачами занятия строятся по определённым правилам:
Основные правила организации и проведения занятий по развитию
коммуникативных умений и навыков.
Используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше всего после дневного сна.
Длительность занятий не должна превышать 30 минут.
Занятия проводятся 1-2 раза в месяц.
Последовательность тем и этапов может варьироваться в зависимости от особенностей детей.
Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на полу, или за круглым столом. Круг – возможность открытого общения. Форма круга создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Занятия проводятся с группой детей до 10 человек.
Занятия проводятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:
развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры на развитие навыков общения);
психогимнастика;
упражнения на мышечную релаксацию;
этюды;
рассматривание рисунков и фотографий;
чтение художественных произведений;
обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
слушание музыки с определением эмоционального состояния, которое она передаёт;
выражение своего эмоционального состояния в рисунке;
беседы;
сочинение историй.
8. Занятие начинается с ритуала, который представляет собой игру или игрового упражнения, направленного на:
закрепление умений невербального общения: Угадай-ка!, Ролевая гимнастика, Скульпторы, Маски, Зеркало и т.д.
Развитие чувства близости с другими детьми: Ласковое имя, Связующая нить, Снежный ком, Паровозик, Комплимент, Слепой и поводырь и др.
развитие речевых умений: Интонация, Тихо-громко, Медленно-быстро и др.
развитие умений на распознавание чувств: Море волнуется, Передай маску и др.
9. В основной части занятий используются следующие приёмы:
Игровые упражнения, направленные на:
- развитие умения общаться без слов (Через стекло, Угадай, что я чувствую?)
- гармонизацию осознания имени (Имя растёт, Ласковое имя, Взрослое имя, Имя и движение)
- своевременное употребление слов благодарности (Подарок другу, Комплимент)
- развитие умения понимать настроение окружающих (Что можно сделать для друга?, Зеркало)
- развитие умения слушать собеседника (Испорченный телефон, Кошки, собаки, коровы)
- регулирование своего поведения (Выдержанный человек, Большие пальцы вверх, шепчем все вместе, Принц на цыпочках)
Беседа по ранее прочитанным сказкам и рассказам: р.н.с. Гуси-лебеди, Царевна-лягушка; В. Осеевой Волшебное слово, Б. Житкова Как слон хозяина спас и т.д.
Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц.
Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто
рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать её. Ситуации направлены на:
- закрепление умения устанавливать контакт с собеседником (зрительный контакт);
- закрепление употребления речевых этикетных формул (утреннее приветствие, прощание, благодарность и др.)
- передачу характера изображаемого персонажа (хитрый, злой, добрый) при помощи голоса и движений;
- усвоение манеры поведения в общении по методу Э. Берна;
- выражение сочувствия и сопереживания взрослым (маме), маленьким детям.
Приём ТРИЗ:
- Что было бы, если люди перестали благодарить друг друга?
- Цепочка слов: Вежливость – это…, Радость – это…, Печаль – это…;
- Хорошо-плохо: найти как положительные, так и отрицательные стороны сложившейся ситуации (пошёл дождь и т.п.);
- Сказки-перевёртыши: сочинение сказки, в содержании которой положительные герои меняются местами с отрицательными;
- Салат из сказок: рассказ детьми сказки из нескольких предложений.
Продуктивный вид деятельности – рисование:
- на темы: Автопортрет, Я и моё настроение, Моё имя
- пиктограмма (схематичное изображение лица с разным настроением).
Вспомогательный приём – слушание музыки. Определение эмоционального состояния человека в соответствии с характером музыки.
10. Заканчивается занятие ритуалом прощания, который представляет собой игры и упражнения, направленные на:
мышечное расслабление: Насос и мяч, Мыльные пузыри, Шалтай-Болтай, Фея сна и др.
двигательное раскрепощение: Путаница, Танцующие руки, Тень, Походки и др.
воспитание гуманных отношений между детьми: Подарок, Волны, Друг к дружке! и др.
Все вышеперечисленные игры, арт-техники, упражнения используются в театрализованной деятельности. Эта форма работы также эффективна при формировании коммуникативных умений и навыков и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей логопатов.
Театрализованная деятельность представляет собой достаточно сложный феномен человеческой активности. Если проанализировать своё состояние, когда мы являемся исполнителями определённых ролей, а не только зрителями, получится ощущение проживания другой реальности, другого опыта. Воображение переносит нас в иную плоскость бытия, иное пространство и время, наделяет нас новыми, часто в реальной жизни недостижимыми возможностями.
В этом огромная сила воздействия театральной игры, которая может развивать, воспитывать многие положительные качества личности.
Театрализованную деятельность можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и в первую очередь способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и проявлений.
Первое, с чего начинается подготовка к инсценировке (драматизации), это чтение, выбранного воспитателем вместе с детьми текста сказки или рассказа в лицах. Желательно, чтобы в произведении были чётко противоположные персонажи и ситуации нравственной направленности. Дети вслед за воспитателем могут повторить слова действующих лиц. Особенно это актуально при постановках в группе для заикающихся детей. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манеры речи, мимика, жесты, походка. На данном этапе подготовки уместно будет использовать игры-упражнения из психогимнастики.
Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить атрибуты. Это могут быть маски персонажей, костюмы, которые дети делают вместе с взрослыми или некоторые детали к костюму: шапочка с ушками, усики, хвостики и т.д. Рисуют, раскрашивают, вырезают из картона нехитрые декорации. Изготовление костюмов и декораций помогут детям лучше ощутить себя определённым персонажем и перевоплотиться в соответствующий образ.
После того как костюмы и декорации готовы, подбираются исполнители. Самый ответственный момент в этом распределении – подбор артистов для исполнения противоположных ролей. Положительную роль желательно дать ребёнку, который пренебрегает моральными нормами. Ведь не исключено, что он в своей жизни ещё не успел пережить радость от собственного доброго поступка. Привыкшие получать по первому требованию всё, что им захочется, многие дети не умеют и не хотят отдавать что-то другим, поступаться своим удовольствием ради другого. В ролевой игре ребёнок может забыть о своём упрямстве, отойти от стереотипного поведения. Вполне допустимо немного изменить сюжет, обогатить его ситуациями, в которых персонажи должны решать моральные проблемы, справляться со своими страхами, агрессией, нерешительностью, подобные тем, которые возникают в жизни детей. Вынужденный в соответствии с ролью поступать благородно, Быть бесстрашным, решительным и добрым, Ребёнок, может быть, впервые сможет ощутить радость от возможности помогать и дарить другим, от благодарности партнёров за то, что он такой хороший, смелый, решительный, добрый.
Не исключено, что, испытав светлые чувства, преисполнившись уважением к себе, ребёнок сможет и в реальной жизни поступать так же, как любимый герой. Замкнутый, робкий ребёнок, побывав не один раз в роли, которая наделена решительностью, смелостью, в жизненных ситуациях будет вести себя более решительно, более раскрепощено.
Роль отрицательного героя можно предложить дошкольнику, отличающемуся нравственным поведением, так как, проигрывая данную роль, психологически сближаясь с героем сказки, ребёнок обогащает свой жизненный опыт новыми чувствами, переживаниями. Однако надо иметь в виду, что от отрицательной роли такой ребёнок может отказаться, тогда воспитатель вызывает добровольцев на эту роль, либо берёт её сам (особенно в первых играх-драматизациях, когда у детей ещё нет соответствующих навыков).
Участие детей в театрализованных играх проявляет их способности, умения, темперамент и характер. Воспитатель в процессе наблюдения и совместной деятельности с ребёнком может обращать внимание на такие проявления детей, которые можно увидеть и зафиксировать с тем, чтобы осознанно отнестись к дальнейшей коррекции. Итак, педагог для себя отмечает:
желание участвовать в игре, активность, инициативность;
отношение к выбранной или порученной роли;
развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительности, вежливости, чуткости, доброты, умения довести дело или роль до конца);
эмоциональность и выразительность исполнения (в движении, в речи);
развитие произвольных познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, любознательности;
умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, в изодеятельности, в речи);
способность придумать и рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д. (отметить оригинальность, логичность, законченность сюжета, выразительность речи, пластики).
Обращая внимание на проявление вышеназванных качеств в театрализованной деятельности, педагог отмечает те позитивные изменения, которые можно отметить в развитии ребёнка (фиксировать это можно, так как удобно педагогу). Самой объективной оценкой проведенной коррекционной работе, будет сравнение начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода (в конце учебного года, к моменту поступления в школу).
Работая с детьми над инсценировками, педагог не преследует цель обучать их актёрскому мастерству. Важно создать ненапряжённую, радостную атмосферу, которая будет располагать детей к творческой игре и свободной речи. Участие в инсценировках даёт возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно.
Воспитатель может связать игру-драматизацию с ситуациями, часто возникающими в группе и дома, которые вызывают наибольшие затруднения у детей. Чтобы сделать такие инсценировки, этюды более
доступными, можно начинать с кукольных разговоров и сценок, поскольку использование кукол снимает психическое напряжение, переносит внимание с собственного я на другой объект (куклу). Через такие игры-драматизации можно развивать коммуникативные способности, культуру поведения, учить этикету и т.д.
Очень важно, вовлекая ребёнка в игру, знать основные принципы взаимодействия:
устанавливать с ребёнком тесные, дружеские отношения;
создать атмосферу взаимного доверия;
принимать ребёнка таким, какой он есть;
сохранять атмосферу терпимости, чтобы ребёнок чувствовал себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои чувства;
распознавать чувства ребёнка и отражать их вербальными приёмами, чтобы ребёнок учился осознавать свои переживания;
исключить всякую критику личности и деятельности ребёнка, принимать и выслушивать все, что им говорится, радоваться с ним и маленькому успеху;
демонстрировать положительное отношение к детям.
Соблюдение данных принципов педагогом ведёт к важным результатам: развивает творческие и коммуникативные способности, обогащает новыми разнообразными знаниями, способствует более тонкому восприятию окружающей действительности, развивает умение сочувствовать и сопереживать (эмпатию).
Психологическая коррекция на основе работы со сказками, ситуациями из жизни позволяет ребёнку на вербальном и эмоциональном уровнях осознать что такое хорошо и что такое плохо, примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного. Примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также помогает ребёнку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.
Одной из главных задач, которую решаю я, как педагог логопедической группы, конечно же, является развитие речи. Речь является самым универсальным средством коммуникации, а главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность. В связи с этим мною были разработаны Комплексы на коррекцию заикания и формирование просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста. Комплексы включают в себя следующие упражнения:
1. Расслабляющие движения (релаксация). Для достижения состояния спокойствия у детей мною была сделана Подборка игр и упражнений на снятие эмоционального и мышечного напряжения. Их цель - научить произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного эмоционального напряжения, добиваться состояния общего покоя. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.
2. Дыхательные упражнения. Их цель - воспитание навыков правильного полного вдоха и правильного выдоха; навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом; формировать навыки носового дыхания; укреплять дыхательный аппарат, выполняя дыхательные упражнения с движением; развивать продолжительный речевой выдох.
3.Голосовые упражнения. Их цель - развивать полнозвучное произношение гласных звуков, отрабатывать слитность, длительность произнесения нескольких гласных звуков.
4.Речевые упражнения. Их цель - развивать умение чередовать повышение и понижение голоса в зависимости от смысла фразы (вопрос, утверждение, восклицание), умение произносить слова мягко, слитно, в умеренном темпе, на выдохе, чётко артикулируя каждый звук, совершенствовать темп и ритм речи (учить двигаться в заданном темпе, сочетать согласованные движения с ритмической организацией высказывания и проговариванием в нужном темпе, проговаривать речевой материал без движений в заданном темпе и ритме), развивать координацию речи с движением.
Любая коррекционная работа с детьми будет мало успешной без поддержки родителей. Как показывают исследования, культура поведения ребёнка во многом зависит от культуры поведения находящихся рядом взрослых (родителей, воспитателей). Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит их на основе своего собственного стиля общения. Неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания, негативно влияют на психику ребенка. Прививая детям коммуникативные умения и навыки, необходимо параллельно проводить работу с родителями в форме индивидуальных бесед, консультаций, наглядной информации (статьи, ширмы, подборки игр и упражнений), родительских собраний. Используя такие формы работы с родителями, мы, как педагоги помогаем грамотно подходить к вопросам воспитания детей, обучаем их правилам общения с детьми и друг с другом, даем рекомендации о том, как развивать у детей коммуникативные навыки. Чтобы работа с родителями по данному направлению (Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста) проходила в системе, мною был разработан перспективный план, к которому прилагаются статьи, консультации, материалы для ширм, подборки игр и упражнений.
Работу по коррекции эмоционально-волевой сферы и формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности можно отнести к здоровьесберегающим технологиям. Ведь в ходе этой работы решается одна из важных задач – это сохранение психологического здоровья ребёнка, что в наше время очень важно. В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие и коррекцию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков общения.
Литература
1. Отношения между сверстниками в группах детского сада. /Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.- 1978
2. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. – Изд. 2-е. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад коррекционного вида №27
ЗАТО Северск
Формы работы по формированию коммуникативных навыков у детей с заиканием в условиях логопедической группы ДОУ.
(из опыта работы)
Подготовила: воспитатель I категории
Комлева Юлия Павловна
Октябрь 2009 года