Публикации III Всероссийский конкурс "Научные статьи студентов и молодых ученых-2020 "

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: III Всероссийский конкурс "Научные статьи студентов и молодых ученых-2020 "
Автор: Карнаух Полина Алексеевна

УДК 159.99
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СПОРТИВНОГО ВУЗА
П.А. Карнаух
магистрант 1 курса напр. Физическая культура, ФГБОУ ВО КГУФКСТ, г.Краснодар
Научный руководитель: А.С. Распопова,
к.п.н., доцент кафедры психологии, ФГБОУ ВО КГУФКСТ, г.Краснодар
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема психологического благополучия студентов в образовательной среде. Определены уровень психологического благополучия, уровень агрессивности студентов как индикатор неблагополучия, установлены особенности психологической безопасности образовательной среды вуза. Исследование показало, что студенты спортивного вуза в целом чувствуют себя в вузе безопасно. Психологическое благополучие в пределах нормы, однако юноши более агрессивны, чем девушки.
Ключевые слова: психологическое благополучие; студенты; психологическая безопасность; образовательная среда; агрессивность.
В современных писхологических исследованиях не теряет актуальности изучение психологического благополучия. Особое значение эта проблема приобретает в студенчестве. Обучающиеся вузов сталкиваются с некоторыми ситуациями в образовательном пространстве, которые затрагивают их личность [1]. Психологическая безопасность образовательной среды – залог комфортного и эффективного обучения. Это условие академической успешности и полноценной студенческой жизни.
Условия учебного процесса в спортивном вузе интенсивнее воздействуют на формирование личности. Студенты-спортсмены вовлечены не только в учебный процесс. Они много времени уделяют спортивной подготовке, тренировкам, выступлению на соревнованиях, участию в учебно-тренирововчных сборах. Для них важна психологическая безопасность в образовательной среде, так как спортсмены сталкиваются с физическими и психическими перегрузками [2].
Под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [3].
Важно исследовать особенности психологического благополучия студентов в условиях образовательной среды вуза в связи с необходимостью обеспечения оптимальных условий обучения и спортивной профессионализации. Изучение психологического благополучия служит основанием для внутренней гармонии личности спортсмена в образовательной среде [4].
Цель исследования – изучить особенности психологического благополучия студентов в условиях образовательной среды спортивного вуза.
В исследовании приняли участие 50 студентов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ), направления подготовки 49.03.01 Физическая культура, направленность (профиль) Спортивная тренировка в избранном виде спорта.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: методы психодиагностики (методика А.Басса и А.Дарки Опросник состояния агрессии Басса-Дарки, методика К. Рифф опросник Шкала психологического благополучия, методика И.Б. Баевой Психологическая безопасность образовательной среды школы, адаптированная для вуза), корреляционный анализ по К. Пирсону.
Исследовано психологическое благополучие студентов, по результатам чего определены значимые различия в уровне психологического благополучия у испытуемых обоих полов. Так, и девушки, и юноши чувствуют себя одинаково счастливыми, поскольку ожидают позитивного к себе отношения от окружающих, самостоятельно и последовательны в своих целях, принимают себя и окружающих. В целом, психологическое благополучие в юношеском возрасте характеризуется средним уровнем показателей.
Особенности агрессивности в юношеском возрасте заключаются в наличии значимых различий в уровне агрессивности у девушек и юношей. Юноши более агрессивны, что выражается в частом активном проявлении негативного отношения к людям, событиям, ситуациям посредством вербальной коммуникации (грубость, вспыльчивость). В целом, уровень агрессивности юношей находится в средних значениях в то время, как индекс враждебности выражен на высоком уровне.
Параметр защищенности и удовлетворенности образовательной среды выражены на высоком и среднем уровне. Между юношами и девушками различий не обнаружено.
Взаимосвязь психологического благополучия и агрессивности у студентов отмечается следующими особенностями: удовлетворенность жизнью юношей определяется способностью реализоваться в конфликтной ситуации посредством враждебности и ожидания негативного отношения к себе. Агрессивность девушек, в свою очередь, развивается в ситуации дефицита ощущения счастья и при условии отсутствия принятия своего Я.У юношей имеются связи с вербальной агрессией и позитивным отношением, а еще индекс враждебности положительно коррелирует с психологическим благополучием. Характер связи между психологической безопасностью и агрессивностью имеет особенности: при низком уровне таких параметров как обида и негативизм, студенты ощущают себя защищенными и удовлетворенными в условиях образовательной среды.
Проведенное исследование особенности взаимосвязи психологической безопасности в образовательной среде и психологического благополучия, агрессивности студентов, показало наличие связи между психологической безопасностью и агрессивностью имеет особенности: при низком уровне таких параметров как обида и негативизм, студенты ощущают себя защищенными и удовлетворенными в условиях образовательной среды. А также, зависимости уровня агрессивности от определенных индикаторов психологического комфорта личности. Для повышения уровня психологического благополучия студентов дополнительно рекомендуется организация и проведение психологических тренингов.
Список литературы
[1] Распопова, А.С.Психологическая безопасность образовательной среды как предпосылка конструктивного самоотношения студентов военного и спортивного вузов [Текст] / А.С. Распопова // Мат. научной и н.-мет. конф. ППС Кубанского ГУФКСиТ. 2019. – Т. 48. – С. 285-286.
[2] Берилова Е.И. Развитие элементов психологической культуры спортсменов как ресурс конкурентоспособности в спорте высших достижений [Текст] //Традиции и инновации в системе подготовки спортсменов и спортивных кадров.материалы докладов участников I Всероссийской отраслевой научной интернет-конференции преподавателей спортивных вузов режиме on-line. – 2013. – С. 10-13.
[3] Марченко, А.И. Особенности уважения к родителям у обучающихся в разных образовательных средах [Текст] / А.И Марченко, Ю.М. Босенко // Наука молодых - будущее России. Сб. научных статей 4-й междун. научной конф. персп. разработок молодых ученых. – 2019. – С. 163-166.
[4] Распопова, А.С. Изучение коммуникативных регуляторов конфликтного поведения обучающихся подросткового и юношеского возраста в работе службы школьной медиации [Текст] /А.С. Распопова,Ю.М. Босенко// Прикладная психология на службе развивающейся личности: Сборник научных статей и материалов XVI научно-практической конференции с международным участием. – 2019. – С. 151-155.
[5] Порожняк, Н.В. Саморегуляция как ресурс преодоления конфликта у студентов спортивного вуза [Текст] / Н.В. Порожняк, Ю.М. Босенко// Тезисы докладов XLVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа.Материалы конференции. – 2019. – С. 178.
П.А. Карнаух, А.С. Распопова, 2020