Публикации
Педагогический проект "Маленькие дети большой войны".
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический проект "Маленькие дети большой войны".
Автор: Юнусов Александр Иванович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический проект "Маленькие дети большой войны".
Автор: Юнусов Александр Иванович
Педагогический проектТема: «Маленькие герои большой войны»Семь десятилетий прошло со дня победоносного завершения Великой Отечественной войны. Давно уже восстановлены и заново отстроены разрушенные города и села, заводы, шахты и электростанции. Земля залечила раны и щедро дарит людям хлеб, обеспечивает промышленность сырьем. Неузнаваемо изменилась наша Родина, другим стал человек, его материальный и культурный уровень, духовный облик.Но в сердцах и умах поколений время безвластно ослабить память о великом подвиге советского народа. К событиям огненных лет Великой отечественной все больше и больше обращаются историки, деятели культуры, искусства, кино. Полнее и ярче раскрывают они перед всем миром величие подвига, завершившегося полной победой над фашизмом – злейшим врагом человечества.С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне. Нынешнее юное поколение знает о подвигах своих дедов-прадедов примерно столько, сколько о войне 1812 года. Две-три фамилии военачальников, пару названий битв - и это в лучшем случае.Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств, без которого человек не может ощущать своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее. В настоящее время как никогда актуальны вопросы патриотического воспитания детей. Как известно, базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. Поэтому неотъемлемой частью воспитания дошкольников является приобщение их к истории Родины и духовно – нравственным традициям. Большое видится на расстоянии. Десятилетия отделяют нас от событий Великой Отечественной войны, но еще многое, что было вызвано ею или связано с ней, ждет исследователей, ждет пробуждения в нашей памяти. Ждет большого внимания и тема подвига советских людей в частности: детей – героев. Эти ребята, для которых слова: "патриотизм", "подвиг", "доблесть", "самопожертвование", "честь", "родина"- являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения. В школах историю Второй мировой изучают только в старших классах, при этом Великой Отечественной войне в программе выделяется настолько мало времени, что ученики получают лишь минимум сведений у педагогов нет возможности рассказать о каждом герое по отдельности.Исходя из этого, можно сделать вывод, что знакомство детей с подвигами их предков возможно начинать уже в дошкольном возрасте.Воевавшие люди, редко рассказывают о пионерах-героях. По той причине, что-они-то знали, что это такое: дети и война. Более жуткого сочетания не придумаешь. А пионерам страны Советов, которые родились через двадцать-тридцать лет после Парада Победы, страшная правда о войне была незнакома, да по большому счету и не нужна. Как сказал человек не воевавший, но войну помнивший: "А в подвалах и полуподвалах ребятишкам хотелось под танки". Хотелось подвига, хотелось ночью прокрадываться под носом у немецких часовых, закладывать мины вместе с партизанами, отстреливаться от наседающих гитлеровцев или доставлять срочный пакет через линию фронта. Поколению, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же, как и текст пионерской присяги ("Я, такой-то, вступая в ряды юных пионеров Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь...), и едва ли не любой пионер, не сходя с места, мог назвать, как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова. Вот и получается, что пионеры-герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. Истории эти были лакированными и в чем-то официозными, но, несмотря на это, они заставляли пионеров мечтать о возможности почувствовать себя взрослыми. С годами пионеры-герои превратились из простых смертных в знаки и символы. Тем, кто рос в семидесятые и восьмидесятые, оставалось только додумывать - как они жили, чему смеялись, над, чем печалились? А для большей части нынешних подростков пионерия - это миф, ретро-экзотика без определенного внутреннего содержания. Именно поэтому сейчас как никогда важно рассказать детям о подвигах их предков, еще совсем юных девчонках и мальчишках, о пионерах – героях. Очень важно показать детям всю их смелость, героизм, беззаветную любовь к своей Родине. Поэтому, мы выбрали проект на тему «Маленькие герои большой войны»Вид проекта: познавательно-исторический.Продолжительность: с 1 апреля – 9 мая 2021 годаУчастники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.Цель.Формировать у детей любовь к своей Родине, гордость за ее героев, воспитывать чувство патриотизма.Задачи проектаПознавательное развитие. Формировать представление детей о Великой Отечественной войне, о ее исторических фактах, об участии детей в войне и их героических подвигах, смелости и храбрости, о значении победы нашего народа над фашизмом.Речевое развитие. Познакомить ребят с художественной литературой по теме: рассказами, стихами, песнями. Обогатить и активировать словарный запас детей за счет новых слов.Социально-коммуникативное развитие. Формировать познавательный интерес к прошлому и настоящему нашей страны и отражать свои знания в играх, общении со сверстниками и взрослыми.Художественно-эстетическое развитие. Развивать художественно-творческие способности детей, познакомить их с песнями, музыкой военных лет.Физическое развитие. Воспитывать будущих защитников Родины через игры, спортивные соревнования, вырабатывать у них волю к победе, смелость, остроту реакцииУчастие родителей в реализации проекта.Подбор художественной литературы, участие в выставке «Парад военной техники»Предположительный результат: Освоение доступных знаний об истории родного Отечества. Формирование представление о подвигах детей -героев Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям. Формирование чувства патриотизма у детей. Построение тесного сотрудничества всех субъектов образовательного процесса. Продукт проектной деятельности.Альбом «Маленькие герои большой войны», презентации ««Этот день мы приближали как могли», «Дети - герои»План реализации проекта.Подготовительный этап. Постановка цели и разработка содержания учебно-познавательного процесса. Подбор художественной литературы, фотоматериалов, аудио и видеозаписей по теме, музыкальных произведений. Деятельный этап. ОД. Познание и речевое развитие.1 «В огне войны сгорело детство, но не прошло бесследно, нет…»А) подвиг Марата Казея;Б) подвиг Лени Голикова;В) подвиг Вали Котика;Г) подвиг Зины Портновой.2 «Этот день мы приближали как могли»,Чтение художественной литературы по теме.ОД. Художественно-эстетическое развитие.Музыка военных лет.Рисование.Раскрашивание «Техника военных лет»«Фейерверк на улицах города» нетрадиционная техника рисованияАппликация.Поздравительные открытки ветеранам и жителям городаЦветы ветеранам.Изготовление макета «Вечный огонь г. Сарова»Физическое развитие.Физкультурный досуг: «Мы будущие защитники Родины»Спортивные игры: «Кто быстрее?», «Кто сильнее?», «Кто дальше?», «Меткий стрелок».Социально-коммуникативное развитие.Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Танкисты», «Разведчики», «Артиллеристы» и т.д.Просмотр иллюстраций в книгах, открытках, фото и видео материалов, заучивание стихов.Экскурсия на аллею парка «Фашизм – не пройдет!»Экскурсия по микрорайону города «Поздравляем с Днем победы»Строительные игры и робототехника: «Военные укрепления», «Военная техника».Взаимодействие с семьей.Подбор информации о детях - героях ВОВ. Изготовление поделок и рисунков, выполненных совместно с детьми. Тема «На дорогах войны».Подбор экспонатов для выставки «Парад военной техники»Заключительный этап. Презентация «Меленькие герои большой войны».Презентация проекта. Фотовыставки «Дети войны»Список используемой литературыКонвенция о правах ребенка. Антонов Ю.Е. «Как научить детей любить Родину» - Москва: АРКТИ, 2005г. Образовательная программа «Детство» .Голиков В.А. «Подвиг народа» - Москва: Политиздат,1980г. Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» №1 – 2009г. Казаков А.П. «Детям о великой победе» - Москва: ООО Издательство ГНОМ и Д, 2007г. Рощин И.И. «Твердо верю в нашу победу» - Москва: Политиздат, 1989г. Скоробов В.С. «Все для фронта» - Свердловск: Средне - Уральское книжное издательство, 1985г.