Публикации Игры на звуковую культуру речи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры на звуковую культуру речи
Автор: Волковой Юрий Владимирович

Игры на звуковую культуру речиУгадай, чей голосЦель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударениеХод игры: Воспитатель, имитируя голоса животных, т. е. произнося различные звукосочетания, предлагает детям угадать, кто так кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, воспитатель громко произносит ква-ква-ква и спрашивает: «Кто это?» Дети: «Лягушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто ж?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушонок».— «Как вы узнали, что это лягушонок?» Дети: «Лягушонок квакает тихо, а лягушка — громко».Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы. Возьми игрушкуЦель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударениеНаглядный материал. Игрушки или предметы, названия которых состоят из 3—4 слогов: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.Ход игры:Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.Воспитатель следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно отчетливо. Будь внимательнымЦель:Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударениеХод игры:Воспитатель спрашивает у детей, можно ли ездить на машине, затем он просит их перечислить, на чем еще можно  ездить.   Дети   перечисляют: «На   автобусе,   троллейбусе, трамвае» и т. д.После этого воспитатель читает рассказ и предлагает детям хлопать в ладоши, когда они услышат названия средств передвижения:«В воскресенье Костя и Света собрались к бабушке на дачу. Они сели в троллейбус и поехали на вокзал. Света и Костя устроились около окна и с интересом смотрели, что делается вокруг. Вот мимо них проехала машина. На остановке их обогнал автобус. В детском парке мальчики катались на велосипедах. На вокзале мама купила билеты. Вскоре подошел электропоезд, и они сели в вагон. На даче их встретила бабушка».Воспитатель читает медленно,  выделяя голосом нужные слова. Найди ошибкуЦель:Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударениеНаглядный материал. Игрушки: коза, корова, собака, курица, лошадь, ежик и др.Ход игры:Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильно действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например, воспитатель говорит: «Коза читает. Может коза читать?» Дети отвечают: «Нет!» — «А что может делать коза?» — спрашивает тогда воспитатель и показывает игрушку. Дети перечисляют: ходить, бодаться, щипать травку. Затем детям могут быть предложены следующие и подобные им словосочетания: корова лает, собака поет, курица мяукает, лошадь пищит, ежик летает и пр.. Воспитатель следит, чтобы дети внимательно слушали, правильно называли действия, которые могут совершать животные, четко и чисто произносили слова. СекретЦель:Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударениеХод игры:Воспитатель шепотом произносит слова и предлагает детям воспроизвести их так же: кошка — ножка, мошка — ложка, сушки — ушки, мушки — кружки, мишка — мышка, шишки — книжки, замок — замок, пили — пили, кружки — кружки, дорогой — дорогой.Воспитатель добивается, чтобы все дети внимательно слушали, произносили слова только шепотом, чисто и отчетливо, в той последовательности, которая предложена взрослым. Для ответов рекомендуется вызывать детей индивидуально.  Повтори правильноЦель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударениеХод игры:Воспитатель называет слово, например аквариум, и предлагает нескольким детям быстро и четко повторить его. Рекомендуемые слова: троллейбус, велосипед, телевизор, термометр, позавтракали, кукуруза и т. п. Если ребенок повторил слова неправильно, задержался с ответом, он должен сказать это слово в замедленном темпе (растягивая гласные, отчетливо произнося каждый согласный звук).Следует вызывать тех детей, которые говорят недостаточно внятно, подбирать для упражнения слова, в которых дети чаще всего допускают ошибки.Повтори, как яЦель:Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударениеХод игры:Воспитатель произносит слово и предлагает вызванному им ребенку повторить его так же (громко, тихо или шепотом).Он добивается, чтобы дети точно выполняли задание. Для упражнения подбираются такие слова, в которых дети могут неправильно ставить ударение, или же слова, насыщенные какой-нибудь группой звуков (например, шипящими).