Публикации
"Особенности преподавания общего фортепиано в детской школе искусств"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности преподавания общего фортепиано в детской школе искусств"
Автор: Нонна Ивановна Прокофьева
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности преподавания общего фортепиано в детской школе искусств"
Автор: Нонна Ивановна Прокофьева
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Котовская детская школа искусств
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО
В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
Прокофьева Н.И.
преподаватель, концертмейстер
МБУ ДО Котовская детская школа искусств
prokofjeva.nonna@yandex.ru
Необходимость изучения предмета Общее фортепиано для музыкантов всех специальностей была обоснована ещё в 1860 году великим русским пианистом, композитором и дирижером Антоном Рубинштейном в докладной записке Министру народного образования. С тех пор произошло много изменений, связанных с поисками новых форм и методов в преподавании данной учебной дисциплины.
Предмет Общее фортепиано долгое время был дополнительным предметом в учебном плане музыкальных школ и школ искусств. В настоящее время, в связи с введением в ДМШ и ДШИ дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства предмет Фортепиано входит в обязательную часть учебных предметов для музыкантов других специализаций.
Прохождение курса общего фортепиано – это не только ознакомление с инструментом фортепиано для струнников, народников, духовиков, хоровиков, хореографов, театралов, но и поднятие общей музыкальной культуры учащихся, расширение их кругозора, воспитание художественного вкуса. В таком контексте важно проследить и межпредметную взаимосвязь с другими дисциплинами, такими как, специальность, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература. По сути дела, во всех дисциплинах стоят одинаковые задачи. Прежде всего это раскрыть и развить музыкальные данные учащихся, освоить практические навыки, научить детей слышать, воспринимать и осознавать музыкальное звучание во всем его разнообразии.
Основную специфику методики преподавания общего фортепиано сформулировал замечательный педагог Ленинградской консерватории Н.Н. Загорный. Он писал: ...Задачи, которые ставит повседневная жизнь музыканту той или иной специальности, являются отправной точкой в определении объёма технической программы курса игры на фортепиано для не пианистов....
Роль предмета Общее фортепиано, бесспорно, важна в процессе воспитания учащихся музыкальных школ и школ искусств, т.к. владение элементарными навыками игры на инструменте не только помогает глубже познакомиться с шедеврами мировой музыкальной классики, но и оказывает положительное воздействие на исполнительские возможности учащихся в своих специализациях - инструментальных, хоровых, танцевальных, театральных.
При прохождения курса общего фортепиано перед учащимися ставятся важные задачи, связанные с приобретением элементарных навыков сольного и ансамблевого исполнения, с развитием слухового контроля в результате подбора по слуху и чтения с листа, с разбором и анализом произведений разных стилевых направлений.
Решение поставленных задач в современных условиях не всегда проходит легко и просто. Среди причин такой проблематичности, например, отсутствие конкурсного отбора при приёме в школу, что приводит к упрощению программных требований; малая продолжительность занятия – всего половина академического часа у духовиков и народников; отсутствие инструмента дома; большая загруженность в общеобразовательных школах; огромное количество посещаемых кружков, отвлекающих детей от занятий. Поэтому, в таком калейдоскопе проблем результат качества занятий целиком зависит от профессионализма педагога.
Именно педагог должен заинтересовать учащегося своим предметом, выступить в роли просветителя, пробудить и постоянно поддерживать интерес к занятиям, не допустить формального отношения к уроку. Постановка четкой конкретной цели на каждом занятии – это залог положительного результата.
В результате прохождения предмета Общее фортепиано учащиеся должны приобрести такие исполнительские навыки, как:
самостоятельный, грамотный разбор музыкальных произведений;
хорошая ориентация на клавиатуре;
сольное и ансамблевое музицирование ;
чтение с листа простых пьес;
подбор по слуху для развития гармонического и полифонического слуха
Все дети имеют разные степени музыкальной подготовки, разный интеллект, разную организацию нервной системы. В связи с этим, педагог должен использовать на занятиях метод личностно-ориентированного подхода, выраженный в гибкой шкале требований.
Наиболее трудным является первый год обучения, когда происходит знакомство с инструментом, расположением клавиатуры, основными штрихами и приёмами игры. И чтобы этот период не вызвал у ребёнка особых затруднений, педагогу следует позаботиться об увлекательности занятий, использовании ярких ассоциативных сравнений, игровых форм, минуток для гимнастики пальцев. Гимнастика для освобождения игрового аппарата конкретно представлена в пособиях А. Артоболевской Первая встреча с музыкой и Л. Баренбойма Путь к музыке. Здесь показаны такие упражнения, как лепка руки, упражнения для правильной постановки рук – Шалтай-болтай, Маятник, Колобок, Колечко, Молодой и старенький крабик, Радуга, Кузнечик и многие другие.
Как правило, дети быстрее запоминают музыкальный материал по показу педагога, т.е. с рук, ведь этот приём заменяет постоянно поднимать глаза и следить за нотным текстом и правильной аппликатурой. Однако использовать игру по показу с рук педагога целесообразно лишь в том случае, если разбирается конкретный приём звукоозвлечения; в процессе же разбора нотного текста необходимо ориентировать учащегося на зрительное прочтение, обеспечивающее взаимосвязь слухового, тактильного и зрительного единства.
С первых уроков педагог должен знакомить ребёнка с произведениями различных жанров, подбирать яркий, мелодичный репертуар, вызывающий интерес у учащегося, желание его выучить побыстрее и исполнить на инструменте. Первые пьесы должны быть небольшие, легко запоминающиеся, желательно с текстом для вокального исполнения. Это значительно облегчает и ускоряет процесс выучивания произведения. Яркая жанровая музыка: марши, танцы, песни, составляющие основу репертуара, очень помогают детям на занятиях осознать и музыкально-ритмическую организацию. В простых, естественных движениях: шагах, подскоках легко воспитываются начальные музыкально-слуховые навыки детей на начальном этапе освоения курса. В движении ребёнок отражает характер и темп музыкального произведения со всеми компонентами: динамикой, регистром, т. е. эмоционально откликается на музыку.
Важным моментом на занятиях общего фортепиано является развитие навыков ансамблевого музицирования. Дети очень любят играть несложные, часто популярные пьески в ансамбле с педагогом или с другим учеником. Игра в ансамбле развивает чувство локтя, чётко разграничивает функции мелодии и аккомпанемента, позволяет обозначать главное и второстепенное, обогащает музыкальные впечатления ребёнка, содействует формированию художественного вкуса.
В настоящее время для большей эффективности учебного процесса вводятся разнообразные игровые формы. Среди музыкальных игр есть специальные игры, направленные на отработку конкретных навыков, а также игры-комплексы, в которых отрабатываются сразу несколько приёмов. Введение игровых элементов способствует активности учащихся, их коммуникабельности, повышает инициативу к творчеству. На занятиях уместны сказки, стихи, загадки, разнообразные дидактические пособия, картинки, иллюстрации, помогающие лучше понять и усвоить теоретические понятия, закрепить конкретный материал.
Развитие внутреннего слуха учащихся и формирование звуковысотности – далеко не простой и быстротечный процесс. Хороших результатов в этом направлении можно добиться, используя на уроках практику подбора по слуху знакомых простых мелодий с последующим транспонированием их в другую тональность. Приобретение подобных навыков прослеживает взаимосвязь с теоретическими дисциплинами, позволяет детям лучше усваивать интервальные соотношения, являющиеся основой любой музыки.
Хорошее развитие внутреннего слуха и быструю ориентировку в нотном тексте даёт практика чтения нот с листа. К обучению этому навыку нужно приступать с первых месяцев обучения ребёнка, выбирая короткие, лаконичные по структуре, выразительные пьески, способные вызвать у ребёнка яркие музыкальные образы и впечатления. Не всегда процесс чтения с листа проходит легко, многие дети сталкиваются с определёнными трудностями. Например, скрипачи, духовики на уроках по специальности знакомятся с записью нот только в скрипичном ключе. Это приводит к тому, что в процессе одновременной игры в скрипичном и басовом ключах, зачастую у детей возникает своеобразный процесс торможения, в результате которого они временно теряют способность гладкого чтения нотного текста даже в хорошо знакомом им скрипичном ключе. Для преодоления этой трудности при чтении нотного текста можно порекомендовать какой-то период читать ноты только в басовом ключе, для лучшего их закрепления.
Нередко у детей не фортепианных специализаций возникают аппликатурные трудности при разучивании репертуарных пьес. Это зачастую связано с тем, что дети путаются в нумерации пальцев на руке. Замечательные упражнения для развития реакции пальцев приведены в пособии Л. Баренбойма Путь к музыке. Их можно делать на крышке стола или на немой клавиатуре.
Каждый следующий этап прохождения курса общего фортепиано отличается расширением и усложнением репертуара, овладением новыми техническими и исполнительскими приёмами. Технические приёмы в классе общего фортепиано многообразны и специфичны: скачки, перенос рук при объёмной клавиатуре, применение педали, активность первого пальца. Чтобы детям легче было освоиться в этом многообразии, необходим постоянный поиск аналогий между игровыми приёмами на фортепиано и других инструментах.
Вместе с тем при подборе репертуара педагог всегда должен учитывать возрастные особенности и физические данные каждого ребенка, его способность и одаренность.
Постепенное усложнение репертуара учащихся на уроках общего фортепиано должно подкрепляться произведениями крупной формы и полифонического склада. Конечно, детям других специализаций трудно исполнить классическое сонатное аллегро. В этом случае на помощь придут вариации, являющиеся разновидностью крупной формы. Часто вариации пишутся на темы народных песен, которые легче усваиваются учащимися. Включая в репертуар произведения вариационной формы, учащиеся могут показать множество разных образов и исполнительских приёмов.
Произведения полифонического склада также важно включать в репертуар. Знакомясь с рельефом каждого голоса, ощущая самостоятельность и голосовое равноправие, дети учатся мыслить полифонически, развивая свой гармонический слух. В этом контексте показательно начать с простых менуэтов, арий, бурре, гавотов и т.д. постепенно приближаясь к прелюдиям и инвенциям.
Таким образом, хорошая ориентация на клавиатуре, воспитание сольных и ансамблевых исполнительских навыков, подбор по слуху и чтение с листа простых пьес в классе общего фортепиано, - всё это важные, актуальные компоненты для всестороннего развития личности юных музыкантов.
Литература
Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано - М.,1978
Артобалевская А. Первая встреча с музыкой/ А. Д. – М.,1992
Баренбойм Л., Перунова Н. Путькмузыке[Ноты] : книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано : беседы с учеником, советы педагогам /Л. А.Баренбойм, Н. Перунова. – Л., 1988
Загорный Н.Н. Фортепианная игра как вспомогательный в музыкальном образовании предмет - Л.,1928г.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М.,1978
Тимакин Е.М. Воспитание пианиста- М., 1989.
2