Публикации "Роль "Второстепенных уроков" в системе обучения "

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Роль "Второстепенных уроков" в системе обучения "
Автор: Кузнецова Елена Анатольевна

Роль «Второстепенных уроков» в системе обучения Если рассматривать современную школу как целостную педагогическую систему, состоящую из взаимосвязанных частей, имеющих внутреннюю организацию, и характеризующуюся определенными отношениями с внешней средой, то следует признать за трудовым обучением одно из ведущих мест в этой системе.Оно определяется двумя основными задачами технологического образования в школе:-формирование мировоззрения учащихся, просвещенного взгляда систему технологической преобразующей деятельности челове-тва, на ее результаты, последствия и на тенденции ее развития; -формирование интеллектуально-духовного и физически развито индивидуума, ориентированного на достижение высокого результата личной деятельности в условиях свободы выбора и конкурентной состязательности.Эти задачи, объективно связанные с будущим социально-эко-мическим состоянием общества, приходится решать в условияхрмирования не только нарождающихся рыночных отношений,и реформирования системы образования. Вот почему методологии организации и содержанию трудового обучения школьников нужно уделять самое пристальное внимание.Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественно-научное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России.Стратегия единого образовательного пространства и место в ней технологической культурыСамо понятие «технология», введенное в название нового учебного предмета, несет совершенно иное содержание, чем прежде (представление о способах получения и преобразования сырья, материалов и т.д.). Современное применение понятия «технология» охватывает как материальный, так и социальный, духовный аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Авторы «Концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе» (П.Р.Атутов, О.А.Кожина, В.П.Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л.Хотунцев) определяют технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды. Изучение средств и методов этих преобразований направлено в конечном счете на развитие личности, ее преобразующего мышления.Человечество подошло к черте, когда деятельность оценивается прежде всего по ее социальным, экологическим, экономическим и другим последствиям.Таким образом, формирование технологической культуры предполагает сознательное овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Оно предусматривает изучение современных и перспективных энерго- и материалосберегающих, безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг с использованием ЭВМ, учет социальных и экологических последствий применения принятой технологии, использование психологии общения и культуры человеческих отношений в повседневной деятельности, определение потребностей в конкретной продукции и возможностей ее реализации. Тогда понятие «подготовка школьников к будущей самостоятельной трудовой жизни» приобретает требуемое наполнение и становится ясной стратегия единого образовательного пространства, ее нацеленность.Интерпретация учебных разделов и видов деятельности в соответствии с обязательным минимум содержанияСодержание предмета «Технология» предусматривает пять основных разделов (включая черчение), по каждому из которых разработан свой базовый модуль, и пять разделов (информационные технологии; художественная обработка материалов; основы предпринимательства; профессиональное самоопределение; основы проектирования), содержание модулей у которых также определено, но они не имеют самостоятельного статуса. Это означает, что при создании региональных или авторских программ вошедший в них материал и отводимое на его изучение учебное время должны быть рассредоточены и интегрированы в разделы, связанные с технологиями обработки материалов или пищевых продуктов, сборкой и соединением деталей и узлов, преобразованием энергии, управлением машинами и т.п. Таким образом, учителям предоставляется право самим определять место изучения того или иного материала на протяжении всего периода обучения учащихся с V по IX классы и детально распределять его по темам и фрагментам каждого раздела учебного материала.Из этого следует, что примерный характер программы по технологии, значительная свобода в отборе учебного материала с учетом региональных и местных особенностей, подготовленности учителя, пожеланий учащихся и их родителей создают благоприятные условия для дифференциации и индивидуализации обучения. При этом нельзя забывать о таком важном ориентире как требования к обязательному уровню знаний и умений школьников. Без выполнения этого условия невозможно сохранить единое образовательное пространство учебного предмета. Учитель технологии при отборе учебного материала, интерпретации учебных разделов и видов деятельности должен постоянно помнить, что образовательная область «Технология» входит в федеральный компонент базисного учебного плана. Она вводит учащихся в такие важные для каждого человека сферы жизни, как производство, реализация и потребление материальных и духовных благ, культура труда, быта, профессиональное самоопределение в условиях перехода страны к рыночной экономике, открывает наибольшие по сравнению с другими областями школьного образования возможности для трудового и творческого становления личности. Нельзя забывать и о том, что это фактически единственная образовательная область в учебном плане, которая формирует невербальную сферу человека, столь же важную, как и вербальная.Таким образом, основной документ — программа не является для учителя догмой. Школьный учитель имеет право на ее широкую коррекцию с учетом различных факторов: материальной базы учебного заведения, своих пристрастий и наклонностей учащихся, технических возможностей и целесообразности, и т.п. Важно лишь, чтобы при внесении изменений в базовую программу, ее коррекции или переработке в авторскую программу были соблюдены следующие правила.1. Предлагаемая программа основывалась на базовой и предусматривала, что основная часть учебного времени (не менее 70 %) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудо-ными умениями и навыками.2. Переработанная программа должна в обязательном порядке быть утверждена методическим объединением (по профилю). При этом учитывается, что базовое содержание предмета содержит федеральный компонент — минимальный стандарт базового инвариантного курса, а дополнительные вариативные курсы допро-фессиональной и профессиональной подготовки могут выбираться из представленного далее списка (см. таблицу 1).Следует постоянно помнить, что авторские (рабочие) программы могут расширять обязательный минимум, но не сокращать или урезать его. Для учителя технологии выбор модулей, как уже подчеркивалось, допускается в широкой трактовке сочетаний.При реализации разделов «Технологии» в школе могут быть предложены такие варианты.В начальной школе: технология обработки материалов (природных, бумаги, проволоки); культура дома (правила поведения, сервировка стола); уход за домом (уборка, мытье посуды, уход за домашними растениями и т.д.); информационные технологии (обучающие игры на ПЭВМ при наличии дисплейного класса); вы-полнение индивидуальных творческих проектов. Для реализации мо дуля «электротехника" нужны простейшие электроконструкторы, для модуля «элементы техники» — механические конструкторы.В средней школе: технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения; культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов; художественная обработка материалов; строительные и ремонтно-отделочные работы; информационные технологии (при наличии дисплейного класса); выполнение проектов.В старших классах: домашняя экономика и основы предпринимательства; производство и окружающая среда; общественное производство и профессиональное самоопределение; информационные технологии (при наличии дисплейного класса); художественная обработка материалов; техническое творчество; введение в художественное конструирование (по выбору); выполнение проектов.Структурная модель изучения учащимися IXI классов общеобразовательных школ образовательной области «Технология» представлена в таблице 1.Структурная модель изучения образовательной области «Технология» учащимися IXI классов общеобразовательных школТаблица 1При разработке своего, авторского варианта программы важно иметь в виду, что изучение отдельных элементов должно предполагать ознакомление учащихся с многообразием современного мира техники и развитие творческих способностей школьников. Выбор практических работ должен учитывать региональный фактор и материальное обеспечение.-Методика преподавания технологии как область педагогических знаний.Процесс трудового обучения сложен и многогранен. Особенно сегодня, когда поставлена задача формирования у школьников комплексных технических, технологических и экологических представлений о производстве, непросто осуществить выбор рациональных методов преподавания.Между тем, как ни парадоксально это прозвучит, методика трудовой подготовки — одно из самых молодых направлений в педагогической науке. Хотя подготовка профессиональных преподавателей труда ведется в стране уже более тридцати лет, надо признать, что существуют сложности в решении специфических учебных задач, обусловленные недостаточной проработкой методологических основ. Вместе с тем методика трудового обучения как отрасль педагогической науки развивается очень быстро, и это находит отражение в практике работы школ. Характерно, что в методике преподавания технологии, как в любой науке, присут- j ствовали этапы разрешения различных противоречий, отрицания старых догм и установок, борьбы с неверными толкованиями. Приходится с трудом искоренять понятие технологии как узкой дис-циплины, ломать установку на понимание технологии как мононауки, общей для всей территории России. В корне неверно было и противопоставление «нарождающейся» технологии «отмирающему» трудовому обучению.В настоящее время образовательная область «Технология» формируется как наука, предметом которой является содержание, формы и методы обучения учащихся средствам преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный человеку продукт. Данная концепция опирается на результаты ранее проведенных педагогических исследований, и прежде всего по таким проблемам:• оптимизация процесса обучения (Ю. К.Бабанский);• теория содержания образования (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин);• деятельно-личностный подход к формированию личности (Л.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев);• системный подход к профессиональной подготовке и индивидуализации воспитания (В.Д.Шадриков);• трудовая подготовка как интегрированный процесс (В. А. Поляков);• структура творческого процесса, пути и средства включения учащихся в творческую деятельность (Г. С.Альтшуллер, Т. В. Кудрявцев, С.Н.Архангельский, П.М.Андрианов, В.Д.Путилин);• классификация профессий по ведущему предмету труда (Е.А.Климов);• теория функциональной природы политехнических знаний (П.Р.Атутов и др.).Эти исследования обеспечивают преемственность трудового обучения и технологии.Находясь в положении предмета, способного интегрироваться н целую гамму дисциплин, весьма значительных, жизненно важных, технология не ограничивается чисто обработочными процессами. Культура труда, информационные технологии, графика, экономика и предпринимательство, экология, профориентация, нравственное и патриотическое воспитание — все это призвано работать на единые цели. А цели эти формулируются достаточно ясно — это повышение технологической культуры общества, являющееся условием разумного удовлетворения потребностей и бережного использования ограниченных ресурсов.Методика преподавания технологии как область педагогических знаний предполагает выделение следующих направлений в деятельности школьного учителя.1. Обоснование задач трудового обучения. Необходимость раскрытия их воспитательного и образовательного значения связана с тенденциями развития науки и техники, требованиями современного производства к трудовой подготовке молодежи. Технология, рассматриваемая как сфера производства и как отрасль знаний, охватывает материальный и социальный аспекты человеческой деятельности. Показывать тесную взаимосвязь между ними — значит формировать у подрастающего поколения идеологию преобра-ювательной продуктивной творческой деятельности.2. Обоснование содержания учебного материала. Это одна из важнейших проблем, решаемых как методическая задача учителями технологии и предпринимательства. Речь идет не только о вычленении из больших объемов знаний, накопленных человече-ством в различных областях деятельности, тех, которые позволят дать школьникам наиболее ясные представления о теоретических основах и практике производственных процессов. Методические аспекты систематизации учебного материала, превращения знаний и умений, по крупицам рассматриваемых на уроках технологии, в стройную структуру, владея которой школьник получает достаточную профессиональную подготовку, — сложная дидактическая задача. Решить, какой материал имеет наибольшую воспитательную и образовательную ценность, способен только учитель, овладевший критериями его отбора. Выработка таких критериев и входит в задачи методики.3. Организация процесса обучения. Отдельное направление, где методика играет главенствующую роль. По существу это — четкое выделение деятельности учителя и деятельности учеников, органически связанных между собой. Принципы и способы построения учебного процесса при преподавании технологии, хотя и имеют много общего с преподаванием других школьных предметов, отличаются рядом специфических факторов. Сюда входит и отбор основных форм организации работы учащихся, и особые требования к выполнению безопасных приемов труда, и научная организация рабочего места, и соблюдение технологической дисциплины.Таким образом, профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем его методической подготовки. Наиболее эффективные пути и средства для решения учебно-воспитательных задач могут быть найдены (иногда интуитивным путем) в итоге длительной школьной деятельности, а могут стать результатом освоения достижений педагогической науки. Ясно, наверное, сколь важна вторая составляющая.Творческий проект как инструмент формирования необходимых качеств личности.Слово «творчество» происходит от слова «творить». Творчество противостоит шаблону, тупости, отсталости, оно возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в радостную атмосферу непрестанного поиска, создания духовных и материальных ценностей.Важным элементом учебной программы «Технология» является творческий проект, выполняемый каждым школьником со II по XI класс ежегодно.Вместе с тем разговор о методических аспектах выполнения проектов школьниками требует предварения. Говоря об инерции мышления, стоит напомнить: таковая живет и в школе, где до сих пор слово «дети» часто ассоциируется с понятием «несмышленыши». Это одно из самых распространенных наших взрослых заблуждений.Дети обладают раскованным воображением, незашоренным, еще не ограниченным психологическими барьерами, которые мы, такие «опытные«, часто сами воздвигаем перед своей мыслью. Пытливый ум юных направлен на все, что окружает нас, в том числе к таким объектам, где традиции кажутся незыблемыми. Проект — это творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка и избранная им самостоятельно и добровольно. Выполняя проекты, дети участвуют в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной про-дукции и услугах, в оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в разработке конструкции и технологии изготовления продукции, в производстве и реализации. Цель проектирования — сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, способствовать твор- I ческому развитию (см. схему 1).Схема 1Творческая составляющая в работе над проектом (по Л. М. Иляевой)Без его помощи учащийся не сможет довести работу до логического завершения.Педагогическое руководство проектной деятельностью сводит- ]ся к следующему:• организации и подготовке учебно-материальной базы;• разработке дидактического материала;• подбору творческих заданий для предложения их школьникам;• наблюдению за ходом работы учащихся и стимулирование учебно-трудовой деятельности;• оценке учебно-трудовой деятельности.Как хорошо видно, кроме контролирующей функции, проверка и оценка учителем знаний, умений и навыков, проявленных при выполнении проектов, должна выполнять обучающую и вос-i питывающую функции.Вместе с тем реалии жизни показывают: некоторые школьники не смогут выполнить творческие проекты. Им можно предложить творческие задания по образцу. Такой подход гуманистичен, он не травмирует ребенка, не заставляет страдать его от ощущения соб-стненной несостоятельности.Совместная работа учащегося и учителя, составляющая проект-нос обучение, осуществляется как сознательное регулирование сложными компонентами — психологическими, организационны-ми, методическими. От степени подготовленности к подобной дея-тсльности учителя технологии и предпринимательства во многом зависят результаты учащихся.при проектном обучении?Межпредметные связиГотовясь к занятиям, учитель должен тщательно продумывать межпредметные связи - и умело раскрывать их в процессе обучения.В разделе материаловедения, например, предусматривается ознакомление учащихся VI класса с хлопчатобумажными и льняными тканями. Из курса ботаники они уже имеют некоторые знания о хлопке и льне, поэтому часть объяснения лучше построить в вопросо-ответной форме. Затем можно напомнить учащимся об изготовлении льняных тканей еще в древности, о том, что лен называли «русским золотом», а российские купцы продавали льняные ткани даже в Индию. Рассказывая о хлопке, можно сообщить, что его издавна выращивали в Узбекистане. Русские купцы закупали его и увозили на верблюдах. Их путь проходил по пустыне. За долгую дорогу качество хлопка значительно снижалось.Такие сведения заинтересовывают учащихся, побуждают их к изучению истории своей страны, родного края.При построении чертежей выкроек швейных изделий выполняются расчеты по формулам. Надо обратить внимание учащихся на применение постоянных и переменных величин. Так, ширина сетки для построения чертежа рассчитывается по формуле: ВВ1 = Сг:2+Пг. Школьники без труда заметят, что величина Сг — переменная, а Пг (прибавка) у всех одинаковая и, значит, постоянная. Они также применяют на практике знания о перпендикуляре, прямом угле, параллельных прямых, делении угла пополам, построении сопряжений. Поэтому на уроке должны быть справочные таблицы, по которым учащиеся сами найдут необходимые им данные для расчетов.Знания математики можно использовать и для создания проблемных ситуаций. Например, при раскрое клешевых юбок «солнце» или «полусолнце» учащиеся строят линию низа по окружности. Уместно предложить им подумать, какую длину надо отложить для подгиба нижнего среза. Сравнивая разные предложения, школьницы придут к выводу, что подгиб среза должен составлять не более 0,5—0,7 см, иначе образуются сборки и подшивку выполнять будет неудобно. Учитель может спросить их: почему образуются сборки; у какой окружности: с меньшим или большим радиусом — длина больше? Вспомнив о прямо пропорциональной зависимости длины окружности от радиуса, девочки дадут правильный ответ.После построения чертежей основы платья и рукава можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы: почему для спинки и переда делается только половина чертежа? Почему чертеж рукава выполняется полностью? При затруднении можно задать наводящий вопрос: какие вы знаете симметричные фигуры?При вырезании выкроек из бумаги и картона учащиеся используют различные ножницы. Чтобы помочь в правильном их выборе, можно задать вопрос: какими ножницами легче резать картон, бумагу? Опробовав ножницы, они без труда находят разницу и делают вывод: там, где надо приложить больше усилий, необходимы ножницы с короткими лезвиями, и наоборот («золотое правило» механики из курса физики).Связь с наукой осуществляется и при изучении швейных машин. В VIIIIX классах при повторении материала можно задать школьницам такие вопросы: какие движения совершают колесо, игла, нитепритягиватель? Как осуществляется передача движения от педали к маховому колесу у ножной швейной машины?В поисках интересных форм усвоения знаний, формирующих технологическую грамотность, инициативу, самостоятельность и творчество, я остановилась на методе учебных проектов.Метод проектов в современных условиях является средством реализации идеи о соединении обучении школьников с производительным трудом. Проектная деятельность интегрирует в себе учебную и профессиональную деятельности.В процессе выполнения проектов учащиеся погружаются в творчество, у них формируются эстетические чувства, идеалы и творческие способности, широко применяются межпредметные связи.Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в образовании школьников.Метод проектов позволяет научить ребят подходить к любой работе осознанно, проявлять смекалку и воображение, не бояться трудностей и обязательно доводить начатое дело до конца, декоративное творчество раскрывает творческий потенциал каждого ребёнка.Итогом такой деятельности является участие учащихся с изделиями в школьных и городских выставках, внеклассных мероприятиях, где просматривается работа не только учащегося, но и учителя.ЛитератураКругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. Москва «Академия», 2002.