Публикации
Социальная адаптация школьников средствами туристско-краеведческой деятельности
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социальная адаптация школьников средствами туристско-краеведческой деятельности
Автор: Самойленко Мария Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социальная адаптация школьников средствами туристско-краеведческой деятельности
Автор: Самойленко Мария Валерьевна
Социальная адаптация школьников средствами туристско-краеведческой деятельностиТуристско-краеведческая деятельность на современном этапе развития российского социума показала себя действенным профилактическим средством девиантного поведения подрастающего поколения. Стремление к самовыражению через экстрим, мечта о настоящем друге, охота к перемене мест – все это свойственно подростковому возрасту и успешно реализуется в активных занятиях туризмом.Мир открывается ребенку во всем многообразии только в том случае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих знаний, своего житейского опыта принимать решения и нести за них ответственность [2]. Право решать - обязывающее право. Каждое решение влечет за собой ответственность, принимающий решение понимает, что всегда есть вероятность ошибки. И человек приучается к самоконтролю, к взвешенности, к проверке идей практикой. Даже элементарная организационно-хозяйственная деятельность туристов в процессе походной подготовки содержит в себе огромный педагогический потенциал не только в привитии трудовых навыков, но и в социальной адаптации. При правильной организации работы каждый член коллектива отвечает за определенный участок жизнеобеспечения группы и выполнения экспедиционного задания, при этом практически каждый имеет и свои ежедневные «дежурные» обязанности. Таким образом, каждый участник похода находится в сложной системе ответственных отношений. Когда в многодневном походе группа уходит далеко от обжитых мест, приходит понимание, что теперь можно надеяться только на себя и на своих спутников. Это сознание роднит ребят, учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и бережливость. Детскую беззаботность как рукой снимает, рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям. Именно туристский поход позволяет поставить подростка в уникальные, с точки зрения воспитания, условия, когда абстрактные идеи норм общежития приобретают весьма конкретную жестко обусловленную реальность. В условиях туристского похода, особенно многодневного, деятельность каждого члена туристской группы тесно переплетена и взаимообусловлена деятельностью, поступками других членов группы и группы в целом. Подросток учится соотносить свои поступки, удовлетворение потребностей с благополучием своих товарищей. Так понимание элементарных общечеловеческих правил взаимозависимости людей из области абстрактных знаний перемещается в область конкретных поступков [1].Таким образом, в процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения, происходит накопление положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования качеств личности и приобретения навыков социального взаимодействия. Список используемых источников Константинов Ю.С., Золотарева И.С. Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма // Материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», Москва. 2013. С. 30. Магомедов P.P. Структура подготовки специалистов по спортивно-оздоровительному туризму // Теория и практика физической культуры. 2013. №7.