Публикации Методологические основы деятельности педагога дополнительного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методологические основы деятельности педагога дополнительного образования
Автор: Самойленко Мария Валерьевна

Методологические основы деятельности педагога дополнительного образованияМетодологической основой для разработки содержания, форм и методов дополнительного образования детей в современных условиях являются идеи отечественных и зарубежных специалистов, работающих в области педагогики:- идея антропологического подхода в образовании (М. Шелер, И. Кант, К.Д. Ушинский и др.);- идея единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, JI.С. Выготский и др.);- идея, определяющая роли личной установки (Т.Н. Узнадзе);- идея поэтапного комплексного развития детей (В.В. Давыдов);- идея проблемного обучения (А.М. Матюшкин и др.);- идея личностно - ориентированного образования на основе его дифференциации и индивидуализации (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и др.); педагог дополнительное образование- идея рассмотрения дополнительного образования как постоянно расширяющегося образовательного пространства и последовательной смены состояний развития личности и ее самореализации (В.А. Горский и др.);- идея рассмотрения дополнительного образования как сферы социального и профессионального самоопределения обучающихся (А.Я. Журкина, С.Н. Чистякова, С.В. Сальцева);- идея повышения качества учебно - воспитательного процесса в школе средствами дополнительного образования (А.В. Скачков, Ростов-на-Дону);- идея повышения эффективности дополнительного образования через развитие творческого потенциала педагогов (А.И. Щетинская, Оренбург);- идея системности и комплексности социальных явлений (Э. В. Ильенков, В.П. Кузьмин, Э.Г. Юдин и др.).Таким образом, дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем (государственных, общественных, смешанных) по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности.По мнению отечественных и зарубежных специалистов, к числу ведущих тенденций в развитии системы дополнительного образования могут быть отнесены следующие:- ярко выраженные интеграционные процессы в обществе, науке, технике и производстве;- демократизация и гуманизация профессиональной деятельности и профессионального образования;- ускорение научно - технического прогресса и изменение требований к личности (готовность к творческой деятельности) в системе профессионального образования;- физическое и духовное развитие личности на основе активизации творческой деятельности и ее роли в жизнедеятельности человека;- интеграция, универсализация, интенсификация разнообразных форм дополнительного образования, кооперация образования, науки и производства;- комплексное научно-методическое обеспечение процесса дополнительного образования;В. А. Горский в своем исследовании выявил тенденции, характерные для системы дополнительного образования:- непрерывность и поступательность образовательного процесса, который выражается как неразрывность и последовательность его звеньев, начиная от социального самоопределения и до последующего профессионального самоопределения молодых людей;- интегративность процесса, реализуемый в достижении единства его социальных, педагогических и технологических характеристик, единых подходов к целеполаганию и другим показателям на различных этапах его осуществления;- преемственность содержания, форм и методов дополнительного образования, которая достигается путем рассмотрения прямых и обратных связей дополнительного и профессионального образования с предыдущими и последующими педагогическими процессами. (1, 2)В современном аспекте, дополнительное образование является не только своеобразным образовательным пространством, на котором реализуются разнообразные образовательные проекты и программы, но и своеобразным инструментом социальной политики.На этом акцентируют внимание многие исследователи, подчеркивая, что развитие государственно - общественной системы дополнительного образования в России и в других развитых странах все более становится своеобразным отражением социальной политики.Американские исследователи А. Пинкус и А. Манахан в определении понятия «дополнительное образование как социальная работа» выделяют следующие ее цели:- совершенствовать способности каждого человека самостоятельно решать свои проблемы и справляться со своими трудностями;- помогать людям в решении проблем их образования при помощи к официальным и неофициальным лицам, в учреждения и организации;- способность повышения эффективности дополнительного образования;- оказать помощь в развитии и совершенствовании социальной политики государства.В публикациях российских авторов, посвященных рассмотрению проблем дополнительного образования, имеет место различные трактовки понятий «цель» и «задачи» дополнительного образования. Эти утверждения отражают многообразие и единство понятия «дополнительного образования», которое объективно идентифицирует определенный исторический этап социально - экономического развития государственных и общественных объединений, организаций и образовательных учреждений.Смена понятий, как правило, ведет к смене ее модели. Эту закономерность можно наблюдать как в отечественной, так и в мировой практике.В связи с этим можно предположить, что содержание понятие «дополнительное образование детей» также будет изменяться, поскольку процесс движется от одних состояний, целей, задач и проблем к другим, и его сегодняшняя форма (модель) не является завершенной, конечной. В силу этого обстоятельства нет и не может быть единого и не изменяющегося во времени определения «дополнительного образования».Профессиональная деятельность педагога в сфере дополнительного образования представляет собой интегральное целостное основание, включающее следующие блоки - цель, действие, мотивация, отношение, коммуникации. (6,27)Цели деятельности в сфере дополнительного образования имеет объективный и субъективный характер. Процесс достижения целей профессиональной деятельности в сфере направлен на выработку такого поведения индивида (группы), которое проявляло бы результаты продуктивной активности личности. Как объект социального действия индивид испытывает влияние общественного окружения (среды), занимая ту или иную активную или пассивную позицию. Это проявляется во внешней детерминированности его поведения (отказ от принятых решений, неуверенность, покорность, неумение найти оптимальный вариант выхода из той или иной ситуации). Выступая как субъект действия, личность становится в активную позицию и стремится к более полной реализации своей субъективности.Для понимания сущности действия педагога дополнительного образования, целесообразно начинать с определения целей: чем определяется цели в конкретной практической (педагогической) ситуации в данное время, и как эти цели (а затем и действия) меняются. Затем, в действие включается задача, которая может быть решена педагогом, при этом возможно планирование действий (выдвинутой задачи) с обучающимися, их родителями и привлечение их собственных ресурсов и возможностей. (3, 4)Действие помимо целей и задач включает операционно-практические акты с использованием современных образовательных и информационных технологий. И завершается действие анализом результативности.Система доминирующих мотивов, побуждающих к действию, получила название направленности личности. Объединение мотива и способа его реализации проявляется в альтруистической, деловой или личностной направленности. Мотивационным основанием при оказании тех или иных педагогических услуг можно считать то, что субъект (педагог) руководствуется отношением к другому субъекту (обучающемуся) как к ценности.Мотивация выражает себя и в таком компоненте личности, как отношения. Стиль поведения педагога, обусловленный совокупностью его личностных и профессиональных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему осуществляемых им отношений.Формирование отношений педагога дополнительного образования с обучающимися, их родителями и с коллегами по работе обусловлено профессиональными целями. В деятельности педагога дополнительного образования отношения формируются ради достижения определенных образовательных целей и результатов.В профессиональных отношениях, педагог дополнительного образования на первое место ставит не столько собственные интересы, но и потребности, интересы и ожидания других людей (детей, родителей, администрации учреждения).Список используемых источников 1. Горский В.А. Развитие добровольных объединений за рубежом, /ж. Дополнительное образование №7-8.- М., 2000.2. Младенцев А.И., Тищенко А.И. Д. И. Менделеев, его жизнь и творчество. - М.: 1938. - 215с.3. Горский В.А., Журкина А.Я. Система дополнительного образования детей, /ж. Дополнительное образование № 1.\ М., 2000.4. Коваль М.Б., Усанов В.У., Попова А.А. Стратегия развития учреждений дополнительного образования. /Под общ. ред. М. Б. Коваль.- М., 2000.