Публикации
"Дидактическая игра и грамотная речь дошкольника, проводим параллели"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дидактическая игра и грамотная речь дошкольника, проводим параллели"
Автор: Фомина Светлана Евгеньевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Дидактическая игра и грамотная речь дошкольника, проводим параллели"
Автор: Фомина Светлана Евгеньевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Мишутка» города Дубны Московской области «Дидактическая игра и грамотная речь дошкольника, проводим параллели» Хочется начать своё выступление с цитирования немецкого философа Гегеля – « Речь - удивительно сильное средство, но нужно много учиться, чтобы умело пользоваться этим средством». Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современного образовательного учреждения. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В старшем дошкольном возрасте дети активно участвуют в беседе, достаточно полно и точно отвечают на вопросы, дополняют и поправляют ответы своих товарищей. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. Присутствует как монологическая, так и диалогическая форма общения. Но хочется отметить, что работа по развитию связной речи начинается, конечно, с младшего возраста. И бывают такие случаи, что ребёнок, не посещавший детский сад, приходит в дошкольное учреждение сразу старшую группу. И на лицо тот факт, что не хватает основных знаний, так сказать платформы для дальнейшего развития. И тут на помощь приходят индивидуальные формы работы, дидактические игры и упражнения. Дидактическая игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие того, что заложено и проявлено в дошкольнике, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли. Хочу представить вашему вниманию следующие дидактические игры, которые я использую в своей практике для развития связной речи: Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д. Конечно же, всему этому предшествует предварительная работа (это и пополнение словаря, обогащение игровых действий, обучение пересказу и описанию). К примеру, мы приехали на поезде на чудесную поляну, я прошу детей рассказать, какая она, что или кого они видят на ней (ели, цветы, пробежал ёжик или заяц). В более старшем возрасте мы оказываемся на выставке художника и рассматриваем картины, составляем рассказ по ним. Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. ( «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики», «Магазин игрушек»)..цель таких дидактических игр - научить ребёнка рассказывать о том или ином предмете, который ему понравился или описать игрушку, которую нащупал в мешочке, захотел купить в магазине. И опять же, прежде чем играть в эти увлекательные игры, необходимо научить ребёнка описательному рассказу, а в дальнейшем закрепить эти правила. Обычно, я показываю пример, то есть первая прихожу в магазин игрушек и описываю, что хочу купить. Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. По собственному опыту скажу, что огромным интересом пользуется дидактическая игра «Сказки перевёртыши». Где я рассказываю конец сказки или какой то истории и предлагаю ребятам придумать начало и развить сюжет. Поверьте, это очень увлекательная и весёлая игра. В игре «Сказочники» использую различные виды театра, вместе с детьми сочиняем новые сказки. В процессе сочинительства контролирую, чтобы сохранялось описание, логичность повествования, кульминацию и развязку. Использую сказки о животных, так как у ребят, с их наблюдательностью и любовью к животным, больше возможности мысленно представит их в разных условиях. Благодаря, именно театрализованной деятельности совершенствуется умение детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без моей помощи. Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, что является неотъемлемой частью связной речи. И конечно, я главное место в игре отвожу работе со звуком, буквой, предложением. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами. К примеру такая игра, как «Подружки - слова» (в этой дидактической игре мы составляем предложения из предложенных слов. К примеру - набор слов - Орехи, в, белка, дупло, прячет. Дети составляют предложение, при этом контролируется правильная последовательность слов в предложении и верное произношение, затем предлагаю подобрать подходящую схему к предложению). Очень важно чтобы дети сами использовали доступные или образные средства родного языка. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. И что мы имеем в итоге? Ребёнка, который стесняется выражать свои мысли, отвечать своему собеседнику, и, в конце концов, замыкается в себе. А наша главная задача, это социализация ребёнка, его успешность в дальнейшем обучении в школе. Использование дидактических игр по развитию связной речи позволяет ребёнку овладеть звукобуквенным анализом, даёт возможность использовать новые слова в речи, соблюдать грамматические нормы предложения. Цель, которую я ставлю перед собой, увлекая ребят дидактической игрой – это учить, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера, и конечно, слежу культурой речи. Уверена, что доброжелательность, радостная обстановка, выдумка и фантазия необходимы в игре, только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.