Публикации Активизация познавательной деятельности путем использования нетрадиционных форм и методов обучения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Активизация познавательной деятельности путем использования нетрадиционных форм и методов обучения
Автор: Чупракова Татьяна Викторовна

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУТЁМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯЧупракова Татьяна Викторовна мастер производственного обученияГБПОУ РТ «Тувинский политехнический техникум». Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вотпочему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотивучения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие педагоги ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации познавательной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках учащиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно, определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и от самого учителя. Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как Российских, так и зарубежных педагогов. Это очень помогает учителю и мастеру производственного обучения в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании поурочных планов и внеклассной работе, поиске новых методов и приемов для организации учебного процесса. Как и многие педагоги, мы ищем разные способы привлечения учащихся к активной деятельности, используем разнообразные формы объяснения нового материала и закрепления пройденного.Цели данной работы: 1) систематизация теоретических наработок в области активизации познавательной деятельности обучающихся; 2) обобщение опыта работы по активизации познавательной деятельности обучающихся, путем использования нетрадиционных форм и методов обучения на уроках производственного обучения по профессии «Закройщик».Одной из актуальных проблем является создание, с помощью определенных элементов обучения (методов, форм, приемов), условий, способствующих активному включению обучающегося в процесс обучения.Что же представляет собой познавательная активность?Ф.И. Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико-синтетическую мыслительную деятельность обучающегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний» А.К. Маркова под проявлениями познавательной активности понимает «всевиды активного отношения к учению как познанию: наличия смысла, значимости для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов…». Признавая за учащимися активное начало в познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого обучающийся формируется как субъект учебной деятельности.С данной трактовкой познавательной активности перекликается определение Т.И. Шамовой: «Активность в учении не просто деятельностное состояние обучающегося, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность обучающегося с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия, на достижение учебно-познавательной цели».Перечисленные выше определения характеризуют позицию обучающегося, поскольку речь идет об их познавательной активности. Между тем активизация познавательной деятельности - это двусторонний процесс. Условия активизирующие процесс познания, создает прежде всего педагог, а демонстрирует результат этих условий - собственно познавательную активность - обучающийся.С.Л. Рубинштейн отмечал, что «один и тот же процесс может быть и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым». В силу индивидуальных и возрастных различий для одних обучающихся процесс обучения опирается более всего на эмоциональную основу, у других - на интеллектуальную, у третьих - на волевую, у четвертых и т.д. - на самое различное сочетание этих основ. Поэтому одни обучающиеся активно включаются только в отдельныеэтапы процесса познания, а другие сохраняют внимательность, заинтересованность и самостоятельность в течении всего занятия. Но нельзя игнорировать позицию того обучающегося, который пассивно принимает знания, и того, чья активность время от времени включается в познавательный процесс взависимости от учебной ситуации.Из этого следует, что, активизация познавательной деятельности обучающихся - это целенаправленная деятельность педагога по повышению уровня их учебной активности.Значимость нетрадиционных учебных занятий определяется тем, что создаются предпосылки для формирования личностно-профессиональных качеств, определяющих облик квалифицированного рабочего, имеющего способность к самореализации, творческого, инициативного, способного смело проявлять свои профессиональные качества.Существенное преимущество нетрадиционных учебных занятий, их эффективность определяют следующие факторы:- организация учебной деятельности учащихся чаще всего построена нагрупповых или коллективных способах обучения;- изменяется характер домашних заданий, которые направлены на самостоятельную, творческую деятельность и способствуют выработке умений переноса и применения полученных знаний на практике;- усиливается роль сопутствующего закрепления, когда новый материал усваивается на уроке с помощью методов, выводящих учащихся на эмоциональный путь усвоения знаний;- гибкая структура учебного занятия позволяет преподавателю варьировать содержание, методы, средства и формы работы с учащимися в зависимостиот творческого замысла учебного занятия.Последнее время была предпринята попытка классифицировать нетрадиционные виды учебных занятий. Приведем пример одной из классификации:1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п..2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок - блок, урок - «дублер» начинает действовать».4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, митинг, телепередача, диалог, «живая газета».5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, цирк, ученый Совет.7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», посиделки», «клуб знатоков».8. Интегрированные уроки.9. Трансформация традиционных способов организации урока: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация.Тем не менее, не все формы и методы приемлемы для проведения их на уроках производственного обучения. Специфика урок производственного обучения предполагает практическую деятельность учащихся, кроме того урокдлится 6 часов.10. Использование нетрадиционных форм и методов на уроках производственного обучения.В труде специалиста большое место занимают умения - способность использовать знания в практической деятельности, т.е. речь идет, прежде всего, оформировании общепрофессиональных умений.В последнее десятилетие широкое распространение получили так называемые нетрадиционные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков.Суть нетрадиционных методов, направленных на формирование умений и навыков, как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимисятаких задач, в процессе решения которых они овладели бы способом деятельности.Для того чтобы развивать экономическое, аналитическое мышление, организаторские умения, необходимо учащихся систематически ставить в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде профессиональной деятельности. Этим целям и служат нетрадиционные методы обучения профессиональным умениям и навыкам.Названные методы учебный процесс делают активным, деятельным, контекстным (включенным в профессиональную деятельность).Применение игр на уроках п\о.Для того чтобы урок стал интересным и наполненным содержательнымна начальном этапе обучения, я использую игру.Учащиеся лучше запоминают сложную терминологию в процессе игры «лото», «кроссворд»о горизонтали:1. Легкая ткань полотняного переплетения из тонковолокнистого хлопка (реже из шерсти, льна, вискозы), (батист).2. Цифровое и буквенное обозначение типа материала, (артикул).3. Упругие нити, которые содержаться в эластичных тканях, одежда из которых обтягивает фигуру, (лайкра).4. Ткань с ярко выраженными рубчиками, горизонтальными или вертикальными (репс).5. Прозрачная жесткая ткань полотняного переплетения, (органза).По вертикали:6. Материал, вставляемый для жесткости и сохранения соответствующей формы мелкой детали, (флезелин).7. Собирательное название группы тканей с зернистой поверхностью, (креп).8. Ткань с неровной узелковой поверхностью, (букле).9. Ткань с наклоненными рубчиками на лицевой стороне, используемая для подкладки, (саржа).10. Хлопчатобумажная ткань с узкими продольными полосками, которая образованна утолщенными нитями основы, (зефир).Таким образом, нужно четко представлять, с какой дидактической целью используется данный кроссворд, какие знания могут быть закреплены с егопомощью, систематизированы, выявлены у учащихся, какие умения сформированы и проверены.Как правило, решение кроссвордов эффективно после изучения очередной темы и при обобщении учебного материала крупных разделов или всего курса в конце учебного года (используются кроссворды того типа, которые в наибольшей степени способствуют воспроизведению нужных учителю сведений. Включая учащихся в эту интеллектуальную игру, учитель в нетрадиционной, а значит, более интересной для учащихся форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного материала.Таким образом, процесс усвоения материала происходит от простого ксложному, дети привыкают использовать профессиональную лексику, мысленно представлять модели изделий по описанию. Обучающие игры являются методом педагогической технологии формирования технического, творческого мышления и направлены на развитие у учащихся различных структур: восприятия, ощущения, памяти, мышления.В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;- учебная деятельность подчиняется правилам игры;- учебный материал используется в качестве ее средства.Итоги игры рассматривают как учебно-познавательныйрезультат.Цель учебных деловых игр - сформировать определенные навыки иумения обучающихся в их активном творческом процессе.Например, урок «Обучение приёмам работы по снятию мерок» имеет очень большое значение в построении чертежей. От правильности снятия мерок зависит посадка изделия на фигуре. Из опыта работы знаю, что этот урок может быть недостаточно интересным, даже утомительно - скучным. я решила,что занятие необходимо проводить максимально приближенно к производственной обстановке.Для достижения наилучшего результата используется технология деловой игры. Группа делится по 3 человека, т.е. закройщик, приемщик, заказчик. Это дает учащимся возможность произвести все необходимые операции по изучению работ, связанных с профессией закройщик. В период урока - игры учащиеся не только воспринимают новый материал, но и успешно закрепляют полученные знания. Во время урока учащиеся снимают мерки, оформляют заказ, строят чертеж основы, выполняют макет и производят примерку на фигуре, что дает возможность правильно оценить действия учащихся. Урок проходит интересно, активно. Для того чтобы сделать урок увлекательным, во время игры создаются проблемные ситуации. Например, во время приема заказа раздаю карточки с эскизом модели спереди и предлагаю оформить его со стороны спинки, используя варианты учащихся, что развивает творческую инициативу учащихся.Включение игры в производственное обучение создает объективные предпосылки для концентрации внимания и стимулирования познавательной активности учащихся. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей учащихся, повышает управляемость учебного процесса и оперативность контроля над качеством усвоения. Все это способствует положительной мотивации учения.Рассматривая игру с позиции ее построения, необходимо различать следующие элементы:1. Учебно - воспитательная проблема, определяющая содержание игры.2. Мастер как участник игры и организатор.3. Правила, ограничивающие и направляющие участников игрового взаимодействия на решение поставленной проблемы.4. Методы педагогического руководства игрой.Проведение игры на уроке производственного обучения можно разделить на четыре этапа: введение в игру; процесс игры; оценка действий учащихся по решению проблем; подведение итогов игры.В соответствии с содержанием игры за учащимися закрепляются роли членов комплексной бригады, представителей ОТК, бригадиров и т.д. Во время подготовки к игре заранее планируется, какую роль будет выполнять каждый учащийся в зависимости от его способностей, для того чтобы помочь ему поверить в свои силы. Возникновение такой уверенности находится в прямой зависимости от успехов, которых добивается учащийся: чем успешнее он выполняет задание, тем чаще испытывает чувство радости, тем сильнее его вера в себя и желание овладеть профессией. И наоборот, неудачи и связанные с ними неприятные переживания способствуют возникновению неверия в свои силы, неприязненного отношения к своей профессии.По окончании изученной темы можно проводить уроки-игры на закрепление пройденного материала: где учащиеся активно, заинтересованно демонстрируют свои знания умения и навыки. Например, совместно с мастером члены двух бригад заранее, до проведения игры, готовят по 3-4 вопроса по изученной теме. Одновременно учитываются вопросы для того чтобы проверить теоретические знания при выполнении работы.Баллы, полученные бригадами на этапах, суммируются и комментируются мастером. Объявляется бригада победительница.Так же можно провести игру по окончании изготовления отдельной детали или изделия в группе. Например, в игровых командах по семь человек учащиеся поочередно обсуждают качество каждой из семи представленных работ, готовят заключение, отмечают положительные и отрицательные моменты выполненной работы. Приглашаются их исполнители, которые отвечают на вопросы, обосновывают технологию изготовления и полученный результат.На занятиях создается высокий интеллектуальный фон, поддерживается интерес учащихся во всех его видах и проявлениях, поощряется их любознательность. Мастер п\о должен являться авторитетным наставником, а учащиеся должны иметь возможность самостоятельно приобретать знания.Разработанные уроки-игры по нескольким темам дают определенный результат, так как они способствуют развитию психологических навыков личности, эмоциональности и гибкости ума, усиливают интерес к профессии.Заключение.Использование приемов и методов активизации обеспечиваютне только субъективную позицию обучающихся, но и существенно повышают качество образования, интерес, мотивацию:- повышается эффективность процесса обучения, качество усвоенияматериала, о чем свидетельствует повышение качественной успеваемости обучающихся;- интенсифицируется процесс обучения;- процесс обучения становиться творческим, увлекательным;-обучающиеся получают эмоциональное удовлетворение от процесса познания.При наблюдении за мотивационным состоянием обучающихся на урокепроизводственного обучения отмечаем следующее: добросовестное, активное выполнение работы; увлеченность (обучающиеся порой «не слышат» звонка), эмоциональный подъем при выполнении работы, повторении, закреплении материала.