Публикации Приемы развития креативности у школьников в деятельности классного руководителя

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приемы развития креативности у школьников в деятельности классного руководителя
Автор: Антипкина Наталья Павловна, Рудь Наталья Анатольевна

Н. П. Антипкина, Н. А. РудьПриемы развития креативности у школьниковв деятельности классного руководителяМир меняется на наших глазах. К чему готовить наших детей? Как воспитывать в них те качества, которые будут востребованы в мире будущего? Мы не знаем. Но можем предположить, что наличие творческих способностей, креативного мышления будет полезной отличительной особенностью человека. Философская энциклопедия толкует креативность как «способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации». В числе «Навыков ХХI века» специалисты выделяют «инновационные умения» — критическое мышление и решение проблем, креативность и инновационность. Связано это с тем, что в быстро меняющемся мире преимущество получат те, кто сможет легко подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства и находить решения в нестандартных ситуациях, и мы согласны с таким прогнозом. Мы считаем, что педагоги и родители должны его учитывать при решении воспитательных задач.«В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала». [1] Интересно, что большинстве случаев и родители, и учителя делают ставку на развитие познавательных процессов - памяти, мышления, речи. В оптимальной ситуации разные направления развития не противоречат друг другу, а оказывают стимулирующее воздействие. Например, можно поручить ребенку выучить стихотворение ко Дню Победы. Он прочитает его наизусть без запинок, громко и четко, осознавая смысл. А если он научится рассказывать его выразительно, прочувствует себя участником боев, разве это нанесет вред развитию его познавательных процессов? Но если творческие способности ребенка посредственные, их можно и нужно развивать, формируя необходимую среду. Представьте: шестиклассник читает то же самое стихотворение, но одет он в военную форму, держит в руках бумажный треугольник – «письмо с фронта», его выступление сопровождается трогательной мелодией, на экране рядом с ним мелькают кадры военной хроники, а перед ним – не только ветераны, но и группа поддержки в лице родственников и одноклассников. Даже неидеальное прочтение стихотворения в такой необычной, будоражащей обстановке запомнится школьнику своим сильным эмоциональным накалом. Вынудит в течение нескольких коротких минут быть героем войны, героем класса. И если сценаристом и режиссером в этой ситуации выступает учитель, то он и является педагогом, помогающим раскрыться творческим способностям через ситуацию успеха. Антон Семенович Макаренко утверждал, что воспитывает не только и не столько воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом. И мы считаем, что огромную роль в этом процессе принадлежит классному руководителю. У классного руководителя есть широкие возможности по наблюдению за классным коллективом и для диагностики как коллектива в целом, так и каждого ребенка в частности, по выявлению природных задатков. Одной из самых популярных диагностик по выявлению творческих способностей у школьников считается тест «Дорисовка фигур» О. М. Дьяченко и А. И. Кирилловой. Его мы проводим с пятиклассниками. Ситуативные методики можно применять с детьми постарше – им интересно придумывать истории и рассказывать их окружающим. При проведении праздничных конкурсов можно предложить придумать историю или проявить свою фантазию при создании чего-либо; наблюдения помогают выявить и самых творческих в классе, и тех, кто мыслит и действует «по шаблонам». Это не страшно. У каждого ребенка обязательно найдутся сильные стороны, на которые можно сделать ставку. А дальше – формирование среды, создание ситуаций, в которых «проснутся» даже самые «сонные» и равнодушные дети. Опытом создания таких ситуаций мы и хотели бы поделиться.Как классные руководители мы, как правило, работаем не с самыми успешными учащимися. Наши ученики имеют средний или ниже среднего уровни общеучебных навыков, родители их чаще всего не амбициозны и не видят в своем ребенке гения. Дети часто болеют, порой имеют некоторые отклонения в поведении. Не все посещают кружки или секции. Наша задача как классного руководителя в таком классе – подарить каждому школьнику веру в себя, мечту о лучшем будущем.Одно из самых простых и стандартных творческих школьных заданий – подготовка праздничной стенгазеты. Организовать это не сложно, если в классе есть способный художник или несколько самостоятельных школьников, способных качественно выполнить такое поручение. А когда на двадцать пять человек – ни одного, прилично рисующего или хотя бы способного ровно написать текст. Зато многие умеют вырезать и клеить, желают научиться пользоваться красящим аэрозольным баллончиком. Конечно, общая концепция газеты принадлежит классному руководителю. Но кто-то из ребят подобрал для газеты подходящее стихотворение, кто-то распечатал и вырезал картинки, сделал фотографии. Покрасил лист ватмана из баллончика, создавая фон нашей газеты. Не сумеем красиво написать заголовок? А мы сделаем на компьютере шаблон и аккуратно вырежем буквы из самоклеящейся пленки. Рождение газеты-коллажа занимает много времени и сил, но позволяет включить в творческий процесс любого, даже самого немотивированного и нетворческого ученика. А гордиться нашей нестандартной газетой будут все ребята. И даже те, кто не участвовал в создании такого оригинального творческого продукта, поймут, что нет ничего непосильного в такой работе. Прием работы по шаблонам мы использовали неоднократно, например, при подготовке костюмов к «Веселым стартам», к выступлению агитбригады. Казалось бы, вырезать буквы из пленки – какое здесь творчество? А нетрадиционное применение этих букв учит смотреть на ситуацию креативно. При проведении больших школьных праздников, концертов, мероприятий многие классные руководители идут по пути наименьшего сопротивления. Они предлагают подняться на сцену для участия в творческом номере только способным ученикам – вокалистам, танцорам, юным актерам, которые получают соответствующее дополнительное образование или обладают природными талантами. И в школе формируется как команда артистов, так и группа детей, которых никуда не зовут и не берут... В лучшем случае они - зрители на мероприятии. В худшем – дети, мимо которых так и пройдет вся яркая и волнующая школьная жизнь, если вы срочно не предпримете определенных действий. А ведь школьные годы не повторятся, и, если такой ребенок не переживет свою маленькую победу сегодня, у него и жизнь может сложиться совсем по-другому. «Чтобы творчество было во взрослой жизни человека, его развитие должно осуществляться в детстве». Поэтому, когда в творческом мероприятии участвует класс, никого не должен оставаться «на скамейке запасных». Да, есть дети, которые не проявляют вокальных данных и танцевать боятся. А прочитать со сцены короткий текст, стоя на сцене рядом с товарищами, красиво размахивать флагом, изображать статую или вовремя подавать реквизит, менять декорации, смогут практически все. И если наше выступление будет успешным (а оно обязательно будет успешным!), свою сопричастность к общей победе почувствует каждый ребенок. Такое выступление тоже несет очень сильную эмоциональную окраску и вспоминается очень долго. Порой – изменяет статус детей в коллективе. Конечно, такое коллективное творческое дело подготовить трудно, оно стоит больших временных и эмоциональных затрат для детей и классного руководителя. Но один раз в году – будьте уверены, на сцене блеснут все.В последние годы актуальной становится проектная деятельность. И реализация классным коллективом социального или экологического проекта предоставляет широкое поле для воплощения смелых идей и формирования творческой среды. Одним из трогательных проектов было поздравление с Новым годом нашего знакомого мальчика-аутиста. Ребятам пришлось проявить воображение, действовать терпеливо и осторожно, чтобы больной малыш откликнулся и захотел пообщаться с новогодними персонажами, которых они изображали.Для индивидуалов с необычным восприятием мира находятся замечательные возможности проявить свою креативность и внести вклад в творческую копилку коллектива. Например, речь может идти о конкурсе фотографий, поделок. Главная задача классного руководителя здесь – подобрать подходящий конкурс и заинтересовать, вдохновить, поддержать ребенка.Наш многолетний опыт работы со школьниками позволяет сделать вывод – творческие способности у школьников можно и нужно развивать. Что убеждает нас этом? Получение креативных продуктов и наблюдение креативных процессов.  «Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс — по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей, по дивергентности мышления (не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства [2]». О качестве креативного продукта могут говорить награды, полученные учащимися на творческих конкурсах. Об уровне креативности мышления судить сложнее. Психологический мониторинг дает определенное представление, но в большей степени помогают наблюдения за повзрослевшими и посмелевшими учениками. К окончанию школы многие из них начинают мечтать, мысленно выстраивать свою жизнь, делиться своими мечтами и сомнениями. Так хочется, что бы у них все задуманное получилось! Лучшим примером успешного развития креативности у школьников класса стал коллективный творческий номер-сюрприз, подготовленный выпускниками для поздравления классного руководителя с праздником Последнего звонка.Творческая личность и талантливый писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал, что «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». Заметить и поддержать такой порыв должен суметь грамотный классный руководитель. Не отчаивайтесь, если вам достался сложный класс. Приглядитесь к детям. Создайте им ситуацию, в которой придется проявить свои лучшие качества, раскрыть способности. И их успех станет вашим успехом.Список литературы:
  • Парфенчук А.И. Методические рекомендации для родителей по развитию у детей творческих способностей. - [электронный ресурс] — Режим доступа.
  • Туник Е. Психодиагностика творческого мышления / Туник Е. // Школьный психолог. 2001. - №45. - [электронный ресурс] — Режим доступа. —