Публикации "Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев"
Автор: Киселева Наталья Александровна

Учитель географии МБОУ Школы №29 г.о.Самара Киселева Н. А. «Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев»Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, — это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися. Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями. С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода или их сочетания для проведения учебного занятия.Для повышения эффективности обучения, для предупреждения отставания в учёбе и неуспеваемости необходимо целенаправленно развивать познавательный интерес. Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Этот метод создаёт в классе атмосферу приподнятости, которая возбуждает положительное отношение к учебной деятельности. К примеру, вместо стандартной фразы: “Мы начинаем новую тему” – учитель может предложить учащимся разгадать кроссворд ключевым словом, которого является название темы урока. Я стараюсь обогатить и разнообразить учебное содержание урока. Примером может служить проведение на уроке игры – путешествия, урока-КВНа и т.дЗначительно способствуют желанию учиться интересные практические занятия. Работа с контурными картами — это традиционный вид деятельности на уроках географии. Но вместо обычного перерисовывания номенклатуры с карт атласа в контурные можно давать более интересные задания. Например, поступил сигнал «SOS» c судна, находящегося по координатам 10ю.ш. и 80в.д. Сигнал был принят на двух судах — индийском (10с.ш. и 60в.д.) и австралийском (15ю.ш. и 95в.д.). Нанесите местонахождение всех трех судов на контурную карту и определите, какой корабль быстрее подойдет на помощь судну, терпящему бедствие. На контурных картах можно обозначать те маршруты, которые предлагаются учениками для туристов, с обозначением интересных объектов. Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на уроках юного педагога, когда часть урока проводят сами ученики во время приема зачете по карте. Для реабилитации отстающих детей, для более успешного их самоутверждения необходимо применить разнообразные методы, приёмы и формы. Использование разнообразных дидактических игр вызывает у них неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Хороший результат на уроках дает прием ассоциации, в котором активно участвуют учащиеся с разным уровнем подготовки.На первом уроке по географии России можно попросить учеников, что у них ассоциируется со словом «российский» или «русский». Обычно перечисляют очень многое: русский лес, русская зима, русские березы, русский медведь и др. Не обходится и без русского Ивана и т.д. Каждую ассоциацию нужно объяснить. В заключение говорим о том, что из этих слов складывается образ России у иностранцев.В дальнейшем можно составить ассоциативный образ своей области, и своего населенного пункта. В курсе материков таким образом можно составлять образы стран. Но в отличие от ассоциативных образов тут требуется изучить литературу, интернет-материалы. Используются также разнообразные приемы работы с текстом.Приём ИНСЕРТ Чтение с пометками на полях книги или в рабочей тетради. Инсерт («V» знал раньше, «+» новое, «?» есть вопрос, непонятно, «!» — это интересно, «-» противоречит тому, что я думал раньше) чаще всего использовался при работе с новыми текстами. Письменные формы рефлексии (создание рефлексивного текста):Синквейн. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.первая строка – название темы (одно существительное);вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.Приём «Телеграмма». Данный прием можно проводить в конце урока, кратко написать самое важное, что уяснил с урока, написать пожелания соседу по парте и отправить ему, т.е. обменяться телеграммами. Можно попросить написать, о том, что вызвало затруднение, попросить соседа помочь в решении этого вопроса. Ребенок может написать пожелание себе и учителю с просьбой, пожеланиями, вопросами. Осознанно написать ребенок сможет только тогда, когда проанализирует свою деятельность на уроке и поймет, на каком уровне усвоения содержания пройденного материала он находится.Прием можно проводить в специальных бланках «Телеграмма» (это внесет еще больший интерес в работу).Положительная сторона этого приема еще в том, что часто застенчивые и неуверенные дети не могут сказать учителю о том, что они что-то не поняли, боятся выглядеть смешными или глупыми в глазах одноклассников. Этот прием решает эту проблему.Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок имеет возможность самореализоваться. Можно рационально организовывать работу учащихся при выполнении домашних заданий. Предлагаю трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся). Современный урок могут отличать любые черты, главное, чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим желанием работать.