Публикации Роль игры в развитии познавательной активности ребёнка дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль игры в развитии познавательной активности ребёнка дошкольного возраста
Автор: Шкодина Людмила Ивановна

Роль игры в развитии познавательной активности ребёнкаСогласно ФГОС основным видом обучения становится совместная организованная образовательная деятельность детей со взрослым. Совокупность конкретных знаний, умений и навыков не определяют достижения детей, скорее превалирует формированием личностных качеств, что и обеспечивает психологическую готовность ребёнка к школе. Способствует полноценному развитию в дошкольном возрасте именно игра. Она помогает развивать способности и познавать мир. В игре ребёнок учится наблюдать, запоминать, фантазировать и выстраивать систему взаимосвязей. Именно игра способствует развитию детского интеллекта, непроизвольно способствуя решению задач различных по уровню сложности.Игра помогает осознанию самого себя и приобретению уверенности в своих силах, а также обогащению собственного опыта в процессе общения.Ведущим фактором для развития ребёнка является его интерес к той деятельности, которой он будет занят. И здесь на помощь приходит мотивационная направленность.Основной целью мотивации выступает детская заинтересованность к занятию или какой-либо другой деятельности, которая способствует направить усилия ребенка на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.Благодаря мотивации ребёнок приобретает навык регулирования своего поведения, постепенно приучаясь подчиняться правилам игры. Именно мотивация способствует повысить познавательную активность и работоспособность. При помощи неё активизируются процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.Активность дошкольника будет проявляться с момента возникновения мотива, который должен сформулировать взрослый, идя к поставленной цели.Существуют различные приёмы и методы формулирования мотивации.В частности в работе с дошкольниками выделяют игровые, наглядные, словесные и практические. К игровым методам можно отнести такие как: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки.Дидактические игры. К ним можно отнести такие как:Игры, направленные на развитие сенсорики- Цветоощущение: «Мозаичный коврик», «Цветные фоны», и т.д.- Зрительное и тактильное восприятие геометрических форм и размера: «Чудесный мешочек», «Рамки Монтессори», «Палочки»- Восприятие сложных форм: «Силуэты», «Угадай, что это», «Путаница»Игры, способствующие развитию мелкой моторики:«Рамки Монтессори», «Сложи узор», «Танграм»; игры, связанные с зарисовкой (или обведением по трафарету) отдельных фигур и узоров. В эту группу входят и графические игры («Штриховка», «Лабиринт»).3. Игры, направленные на развитие памяти, внимания и наблюдательности:Различные модификации игры «Что изменилось?» (на предметах, картинках), «Внимание» и т.п.4. Игры на развитие мышления:- Способность к анализу, синтезу, развитие пространственного воображения и логического мышления:«Сложи узор», «Сложи картинку», «Сложи из частей целое», «Кирпичики», «Чего не хватает», «Найди лишнее», «Продолжи ряд», и т.д.- Игры на классификацию и обобщение: игры с мячом, «Что чем было», «Что лишнее», «Блоки Дьенеша», и др.- Развитие абстрактного мышления: серия игр, связанных с чтением и придумыванием разнообразных символов «Погода», «Человечки», «Вывески», «Зарисуй сказку» и т.д.5. Игры, направленные на развитие фантазии: «Цветные подарки», «Дорисуй фигурку», «Кляксы», «Танграм».6. Развитие речи, пересказ и сочинение сказок:«Антонимы», «Опиши предмет», «Составь рассказ», «Чем закончилась сказка», «Злой герой стал добрым и наоборот» и т.д.Для раннего и младшего дошкольного возраста мотивационным фактором выступает эмоциональность педагога. К примеру, педагог, одевая детей на прогулку, приносит игрушку маленького медвежонка, который не умеет одеваться. Затем просит детей показать детей, как это нужно сделать, потому что мишка тоже собирается с ребятами пойти на прогулку.Чтобы заинтересовать детей можно использовать проблемные ситуации. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют». Проблемные ситуации могут возникать как сами, так и создаваться с помощью взрослого. В процессе общения с детьми взрослый часто предлагает вспомнить различные жизненные происшествия, случаи.Приведенные ситуации могут стать источником развития у детей логического мышления, фантазии.Можно предложить придумать разные варианты выхода из данной проблемной ситуации, обсудить причины ее возникновения и возможные последствия. Главное, чтобы дети свободно выражали свои мнения, аргументировали их.К словесным методам мотивации можно отнести такие как разговор, беседу, чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок, инсценировки.Для детей младшего дошкольного возраста можно использовать такие приемы мотивации как: «Помоги игрушке»(цель достигается в процессе решения проблемы игрушки), «Научи меня» (основан на желании ребёнка почувствовать себя знающи и умеющим), «Создание предметов своими руками для себя» ( внутренняя заинтересованность ребёнка на предмете, который он сможет создать своими руками).Предметно-действенный тип мотивации подразумевает использование различных предметов для того, чтобы у ребенка возник интерес. Это могут быть волшебная коробочка, чудесный мешочек, письмо от сказочного персонажа, волшебная корзина. В своём высказывании древнегреческий философ Аристотель произнёс: «Познание начинается с удивления». Нельзя с этим не согласиться. Чтобы добиться хороших результатов в деятельности детей, их надо заинтересовать. умение удивить и увлечь ребенка одна из непростых задач педагога. Ведь детский сад для ребёнка – это первая ступенька в страну знаний. И очень важно, чтобы ребенку на этой ступеньке было интересно, чтобы ему захотелось подняться по ней дальше.При этом важно учитывать возраст детей. Эффективные примы мотивации позволяют ребёнку получать необходимые знания, хорошо подготовиться к школе, с интересом и лёгкостью обучаться и познавать новое.Таким образом, можно сказать, что при организации совместной и самостоятельной деятельности дошкольников мотивация является важным стимулом для достижения различных учебно-воспитательных целей. Использование разных мотивов с учётом разных индивидуальных черт характера и интересов каждого ребёнка выступает одним из прогрессивных способов в развитии ребёнка.Литература:
  • Щукина Г.Н. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., «Книга», 2011 С 435
  • 2. Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. М., «Просвещение», 1976 С.1203. «Воспитателю о детской игре» Д.В. Менеджерицкая, М., «Просвещение», 1982 С.132