Публикации
Моя методическая копилка
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Моя методическая копилка
Автор: Волгина Татьяна Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Моя методическая копилка
Автор: Волгина Татьяна Викторовна
Из опыта работы с одарёнными детьми по подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературеПодготовка к выступлению на олимпиаде начинается уже на уроках русского языка, а далее это , конечно, углубление и расширение познаний учащихся через факультативы , кружки, элективные курсы для старшеклассников. Большое значение при работе с одаренными учащимися имеет подбор заданий. Есть много сборников олимпиадных заданий, но так как современным детям порой не составляет трудности найти уже готовый ответ на любой вопрос, стоит задать в поисковике –и ответ готов, поэтому учителю необходимо при подготовке детей к олимпиаде, уметь самому подобрать необходимый материал. Подбираемые задания должны быть в большей степени «нестандартными». Понятие «нестандартное задание» является широким, оно фактически в большей мере связано с деятельностью , которую в психологии называют продуктивной. Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, то есть ситуации, которые вызывают у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать.Каждый учитель стремится обучить своих учеников тому, что знает сам и даже большему, но, к сожалению, учебная программа не в силах охватить весь прекрасный мир литературы. А как бы хотелось… Хотя, наши дети разные: кому-то достаточно учебного материала, для кого-то это слишком много, а есть учащиеся, которые вместо игр на компьютере выбирают книги. Вот в этом случае очень важна роль учителя, который умеет толково направлять таланты и стремления своих учеников. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.Я работаю в школе уже 32 года. За это время изменилось не только образование, но и информационные технологии. Чаще всего дети быстрее разбираются в новых гаджетах, чем мы, взрослые. Объяснять им, удивляя открытиями, становится все сложнее и сложнее. Часто бывает, что удивляют именно они. Я уверена, что у каждого учителя в классе есть такие дети, которые не удовлетворены работой со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, изучать только учебник им недостаточно. Как быть? Необходимо выходить за границы учебника, показывать ребятам разные стороны изучения обычных школьных предметов. Таких способ и методов много, я решила эту проблему через участие в олимпиадах.На сегодняшний день не выработана «настольная книга» системы подготовки к олимпиадам, не придуманы еще универсальные методы и способы обучения, благодаря которым ученик и писал бы грамотно, и побеждал в олимпиадах. В продолжение многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносят свои плоды: в течение всей педагогической деятельности мои ученики становились призерами и победителями олимпиад по русскому языку и литературе на муниципальном уровне.Подготовка к олимпиаде состоит не в натаскивании ученика на какие-то определенные типы задач, а в систематическом и обстоятельном изучении самого предмета как на уроках в школе, так и в процессе самостоятельной работы.Подготовка к выступлению на олимпиаде начинается уже на уроках русского языка, а далее это , конечно, углубление и расширение познаний учащихся через факультативы , кружки, элективные курсы для старшеклассников. Большое значение при работе с одаренными учащимися имеет подбор заданий. Есть много сборников олимпиадных заданий, но так как современным детям порой не составляет трудности найти уже готовый ответ на любой вопрос, стоит задать в поисковике –и ответ готов, поэтому учителю необходимо при подготовке детей к олимпиаде, уметь самому подобрать необходимый материал. Подбираемые задания должны быть в большей степени «нестандартными». Понятие «нестандартное задание» является широким, оно фактически в большей мере связано с деятельностью , которую в психологии называют продуктивной. Нестандартные заданиянередко представляют собой проблемные ситуации, то есть ситуации, которые вызывают у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать.При подготовке школьников к олимпиадам по русскому языку и литературе учитываю следующие моменты.Необходимо довести до школьников тот факт, что олимпиада ни в коей мере не является элитарным мероприятием, что многие задачи олимпиад доступны для понимания и решения не только гениям, но и среднестатистическому школьнику, интересующемуся русским языком и литературой. Мы любим вешать на людей ярлыки, делить на физиков и лириков, способных и неспособных. От многих педагогов и родителей можно услышать, что участие в олимпиадах — это лишь для одаренных ребят, «среднестатистическим» школьникам без особых способностей успеха на них не добиться, не следует даже тратить свое время.На самом деле это не так.Если ребенок искренне любит предмет, интересуется им и готов прикладывать максимум усилий, чтобы изучить все его нюансы, то он уже имеет все шансы на победу.Это первое условие успеха. Начать участвовать в интеллектуальных состязаниях по предмету можно в любом классе. При должном старании школьник, пришедший на олимпиаду впервые в 11 классе, имеет такие же шансы на успех, как и школьник, принимающий участие в олимпиадах, начиная с младших классов. Тем не менее, школьник, претендующий на успех в олимпиадах, должен не только проявлять интерес к предмету, но и интересоваться темами, формально не входящими в школьную программу, но доступными для понимания и освоения в рамках обычной школьной программы. При подготовке учащихся к предметной олимпиаде я ставлю перед собой следующие цели:Выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся. Несомненно, настоящее счастье для учителя, когда в классе оказывается любознательный, трудолюбивый, мотивированный на успех ребенок. Это настоящий клад. Он имеет ряд особенностей: отличается хорошей памятью, склонен к размышлениям, внимателен, трудолюбив, любознателен. Развитие их таланта, интеллекта, одаренности. «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». ( А. Колмогоров)Мне по душе прием, разжигающий в людях любознательность. Детям всегда полезно рассказывать как можно больше оригинальных, необычных, неоднозначных фактов. Нельзя не удивляться, например, тому, что в русском языке: — слова «чан» и «скатерть» являются исторически однокоренными и восходят к слову «доска», — что слово «дважды» буквально означало «пройдя два раза», — что слова «начало» и «конец» исторически однокоренные, — что слова «бык» и «пчела» восходят к одному и тому же звукоподражанию. Неожиданно (и это наиболее интересно!) Вот он, секрет мотивации — обязательное условие для достижения результата в любом деле.Литература. Задача учителя литературы, на мой взгляд, состоит в том, чтобы воспитать вдумчивого читателя. Вот ряд заданий, которые я предлагаю своим ученикам для активизации их познавательной и творческой деятельности.Монолог от лица героя. При изучении романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» большое внимание уделяю изучению дневника Печорина. Учащимся предлагаю исследовать текст романа и составить страницы дневников других героев, где бы говорилось о Печорине. Выполнить такое задание можно только при условии внимательного чтения. Результат — целая проектная работа: «Дневники героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», куда вошли высказывания о главном герое Грушницкого, Бэлы, Веры, княжны Мери, доктора Вернера.Эта работа продолжается и в 10 классе. Известно, что И.С. Тургенев, работая над романом «Отцы и дети», вел дневник нигилиста, вглядываясь в черты незнакомого ему нового поколения. Ребята оформляют подобный дневник Базарова уже по страницам романа. То же самое и с материалом романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», творческие группы создавали дневники Раскольникова, а также Сони, следователя Порфирия Петровича. Продуктивно ведение дневника Григория Мелехова при изучении «Тихого Дона» М.А. Шолохова. Это поможет учащимся разобраться в причинах сомнений героя, постоянно оказывающегося в ситуации выбора.Это трудно, но дает свои ощутимые результаты в развитии речи.Диалог с критиком. Нередко чтение литературной статьи XIX века превращается для учащихся в непосильный труд: почти всегда это столкновение с большим объемом, особенностями языка, сложной стилистикой. Но вводить имена и идеи выдающихся представителей русской литературной критики – В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.В. Дружинина и др. – в круг научных представлений старшеклассников о развитии литературного процесса необходимо. Как это сделать? Через обращение к тексту того произведения, о котором писали критики.Например: В. Г. Белинский назвал роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни». Подтвердите (опровергните) это утверждение. Учащиеся, работая с текстом романа, составляют мини-энциклопедию, словарик, где упоминаются характерные приметы времени. Толкование слов осуществляется посредством цитат из текста произведения. Список получается очень внушительным (9б класс, эксперт – София Нарусланова): Петербург, деревня, бал, аристократ, воспитание, игры, обычаи, привычки, светское общество, помещики, театр, цензура, чины, барщина, ярем, эпиграмма и т.п. Ребят интересует, что именно написал В.Г. Белинский обо всем этом в романе. Возник интерес, желание прочесть первоисточник.Более сложно я работала с десятиклассниками, когда мы изучали роман И.А. Гончарова «Обломов», сталкивая противоположные точки зрения Н.А. Добролюбова и А.В. Дружинина на образ главного героя, предлагая отыскать в тексте подтверждение или опровержение критиков. По тому же принципу ребята подбирали материал по пьесе А.Н. Островского «Гроза», отстаивая разные взгляды Н.А. Добролюбова и Д.С. Писарева на характер главной героини. Наконец, на уроках, посвященных образу Базарова, учащиеся подбирали цитаты в романе, чтобы понять, что в романе позволило иметь полярные точки зрения М. А. Антоновичу и Д.И. Писареву на образ тургеневского героя.Проблемная ситуация. Примеры:Заполнить пустые клетки информацией, предварительно объяснив, по какому принципу ее следует отбирать: Или:Главное — создание проблемной ситуации.Ученику предоставляется возможность под иным углом взглянуть на изученный материал. Только с условием: свою точку зрения надо аргументировать. Формула героя (автора). Такие задания приучают к внимательной работе со словом, позволяют выявить, насколько целостный образ героя (автора) сложился у учащихся.Например: Каков, на ваш взгляд, девиз ранних произведений М. Горького?Ответы учащихся 11 «Б»: «Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться», «Я свободный человек и буду жить так, как я хочу!», «Пусть сильнее грянет буря!», «Рожденный ползать летать не может», «Любовь к людям – это крылья, на которых человек поднимается выше всего».Или: Назовите идейную формулу Базарова. Ответы учащихся: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки», «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным» и т.п.И последнее: для подготовки к олимпиаде использую целый ряд тестов («мозговой штурм»). Приведу примеры. 1.Укажите подлинные имена писателей и поэтов 20 века. 2.Исключите лишнее из каждого ряда. Свой выбор аргументируйте.1) Д.Мережковский, З.Гиппиус, А.Белый, К.Бальмонт2) «Соловьиный сад», «Сытые», «Фабрика», «Русь».3) Ларра, Клещ, Челкаш, Лойко 3.Соотнесите номера изречений из левого столбика и номера их авторов из правого.