Публикации
«Экспериментирование как средство развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Экспериментирование как средство развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста»
Автор: Иванова Надежда Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Экспериментирование как средство развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста»
Автор: Иванова Надежда Петровна
Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе«Волшебная соль»Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка подготовительного дошкольного возраста средствами физического эксперимента.Цель эксперимента:Закрепление представления детей о свойствах соли и о разных ее состояниях, встречающихся в природе и в жизни с помощью экспериментирования.Образовательные задачи:-Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.-Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом.- Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека.-Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.-Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.-Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.-Развивать мышление, любознательность, наблюдательность.Воспитательные задачи:-Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.-Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.-Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.-Знакомство с нетрадиционной техникой аппликации.Словарная работа: Обогащать словарь детей словами: «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая».Оборудование: Соль: поваренная, каменная, морская. Баночки с солью, ложки, яйцо, прозрачные емкости, клей, кисточки, заготовки из картона (звезды, мелки, кухонные терки). Ход занятия:Дети, ой, что утром было, я же вам сказать забыла-Только в садик я зашла, ко мне Звездочка пришла Говорит мне чудо- гостья: «В лабораторию пойдитеИ чудо-опыт проведите с одним сыпучим веществомСейчас узнаете о нем.Без нее, ребята, повар, просто, как без рук.И становится вся пища несъедобной вдруг,Если в ранку попадает - испытаешь боль,Вы, конечно, догадались, ну конечно это…(соль)Какие вы молодцы! Да ребята, сегодня мы будем изучать с вами соль! Расскажите мне, пожалуйста, а где вы уже встречали сольА для чего она нужна вам дома?Но соль мы используем не только, как приправу, но и для того чтобы консервировать овощи, для ускорения роста волос, а еще она спасает нас от гололеда- на улице для безопасности дворники посыпают солью дорожки.Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря и океаны. Так же соль находится в природе – это каменная соль. Есть много видов соли. Есть морская соль. Это соль, содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов.Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Отсюда примета – соль рассыпал к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?Дидактическая игра «Чудесные мешочки»6 мешочков с разными веществами: соль, вата, крупа, губка, кофе и фасоль. На ощупь определить мешочек с солью.Пальчиковая гимнастика.Мы капусту рубим, рубимМы капусту мнем, мнемМы капусту солим, солимМы капусту жмем, жмем.-Ну а чтобы нам начать эксперименты, давайте превратимся в маленьких исследователей! (Надеваем халаты).Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.Хорошо теперь мы можем приступить к экспериментам!Опыт 1:Давайте рассмотрим соль, перед вами поваренная, морская и каменная соль. Рассмотрите, чем они отличаются и чем похожи.Перед вами баночки с поваренной солью, внимательно рассмотрите ее.Какого цвета соль?Какую имеет структуру? На что похожи ее частички?Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу. Имеет ли запах соль?Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой?Давайте возьмем щепотку соли и пересыпаем ее обратно в баночку! Какая соль?Сыпучая не сыпучая?Давайте сделаем вывод, соль она какая?Опыт 2.Перед вами стоят стаканчики с жидкостью, предлагаю вам попробовать и ответить, что за вещество у вас в стаканчике? (Дети пробуют воду).Так что вы попробовали?Имеет ли она вкус?Теперь давайте попробуем растворить соль в воде. Погружаем одну маленькую ложку соли в стакан с водой, и размешиваем! Смотрим, растворилась или нет!Пробуем на вкус, какой стала вода?А какой была? Делаем вывод.Опыт 3:(Перед детьми в миске лежат куриные яйца, и стоят 1л банки: 4 с водой, 4 с соленным раствором).Скажите, что вы видите перед собой?Погружаем яйцо в банку и наблюдаем.Что произошло?А как вы думаете, в какой воде яйцо не утонуло?Правильно, соленая вода, более плотная чем пресная, поэтому вытолкнула яйцо на поверхность. Те, кто был на море, наверняка заметили, что на в морской воде плавать легче, чем в пресной, морская вода вас держит на плаву. В пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет.Давайте подведем итог, что мы узнали о соли?А теперь давайте немного отдохнем.Физминутка:Над волнами чайки кружат,Полетим за ними дружно.Брызги пены, шум прибоя,А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)Мы теперь плывём по морюИ резвимся на просторе.Веселее загребайИ дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)Раз, два, три- покружились и в ученых превратились.Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. Без соли и стол кривой.Без соли, без хлеба худа беседа.Пуд соли вместе съесть.-Да. Она соленая.Он сыпется, значит она сыпучая.Белая, соленая, не имеет запаха, сыпучая.-Соль исчезла, раствориласьВода без вкуса, соль сделала воду соленой.- Она белая, без запаха, имеет вкус, растворяется в воде, делает воду плотной и соленой.-Ребята, любите ли вы аппликацию?Какие материалы вы используете для создания аппликации? Предлагаю вам помочь покрасить соль. Вот вам терки кухонные и цветные мелки. Будем натирать мелок, а затем перемешивать с солью. Что у нас получилось?Сегодня нам с вами поможет соль, что бы выполнить аппликацию, проходите за столы, каждый выбирайте себе звезду (Перед детьми разные заготовки звезд из картона).Для того что бы выполнить аппликацию необходимо нанести клей на поверхность нашей с вами звезды, а затем засыпать ее солью. Прижмем соль к картону используя салфетку.Посмотрите, какие прекрасные звезды у нас получились! Теперь мы их сможем прикрепить на небо. (На доске заготовка из ватмана, изображающая небо).Мы с вами украсили небо, посмотрите, каким звездным оно получилось!Каждый зажег свою звезду!Рефлексия:-Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество мы изучали?-Какие свойства у этого вещества?-Чем мы занимались?-Что было вам трудно?-А что было легко?-Что нового изучили? Чему научились?-Вам понравилось экспериментировать? Тогда я вам предлагаю, продолжить опыты. Давайте поставим в стаканчик с соляным раствором карандаш и поставим его на окно, где часто бывает солнышко и понаблюдаем, что произойдет, когда вся вода испарится.А сейчас спасибо, возвращайтесь к играм.