Публикации
Урок милосердия
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок милосердия
Автор: Довбенко Ирина Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок милосердия
Автор: Довбенко Ирина Анатольевна
Класс: 4 Б
Классный руководитель: Довбенко Ирина Анатольевна
Методическая разработка
Тема занятия: Доброта и милосердие христианина
Цели занятия:
Создать условия для формирования понимания терминов: милосердие, доброта, бескорыстие.
Способствовать развитию духовности, нравственности.
Помочь учащимся осознать пути самовоспитания изучаемых качеств.
Тип занятия: классный час
Оборудование занятия:
Компьютер, мультимедийное оборудование
Презентация Милосердие
Ларец с пословицами
Структура (план) занятия:
Актуализация знаний
Просмотр презентации
3) Толкование смысла притчи.
4) Физминутка.
5) Беседа о милосердии, вывод правил, чтение стихотворения А.Н.Плещеева Зимний вечер.
6) Работа с пословицами.
7) Итоги урока. Рефлексия.
Ход занятия:
1. Актуализация знаний.
- Встречали ли вы в современном мире людей, которые обладают хотя бы одним качеством, присущим святым? (такие люди есть, это наши близкие.)
- Почему вам хорошо с ними? (Они нас любят…)
- Встречались ли вам злые люди? Их можно любить? (Ответы детей противоречивы)
- Иисус Христос учил учеников любить всех и даже врагов своих. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О добре, о любви)
2. Просмотр презентации.
Тема классного часа: Доброта и милосердие христиан.
Вопросы, на которые мы должны сегодня ответить:
- Кого мы называем ближним?
- Что обозначают понятия милосердие, доброта?
- Как научиться этому?
- В этих вопросах нам поможет разобраться материал, представленный в презентации.
3. Толкование смысла притчи.
Словарная работа.
Притча – нравоучительный рассказ.
Самарянин – житель самарянской земли.
Священник, левит – служители храма.
Вопросы после просмотра:
-Какой вопрос был задан Христу?
-Как ответил Христос?
-Кто шёл по той же дороге?
-Что сделал каждый из них?
Притча о милосердном самарянине кроме прямого и ясного смысла – о любви ко всякому ближнему,- имеет таинственный смысл.
Толкование смысла притчи.
Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, праотец Адам, а следовательно всё человечество, не устоявшее в добре лишилось рая.
Разбойники – бесовские силы, которые позавидовали человеку и толкнули его на путь греха.
Раны – язвы греховные, обессиливающие нас.
Милосердный самарянин – сам Иисус Христос, который возлил на раны масло и вино. В народном восприятии со словом масло связывается слово милость и происходящий от него глагол помиловать.
Масло – это слова проповеди о Радости спасения, а вино – строгое предупреждение о наказании для грешников.
Гостиница – Церковь Божья.
Хозяин гостиницы – пастырь, священник.
Масло – милость – миловать
4. Физ. минутка.
- А сейчас мы с вами отдохнем и послушаем музыку П.И. Чайковского, которая называется Милость мира, она написана для церковной службы.
ПРОСЛУШИВАНИЕ
- Какой характер у этой музыки?
5. Беседа о милосердии.
- Как вы понимаете слово милосердие? (Добрый человек с милым сердцем…)
А вот как объясняет это слово словарь С. И. Ожегова:
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Милосердный человек – это человек, у которого доброе, милующее, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.
Милосердие – милующее сердце
- А зачем быть милосердным? Какая в этом корысть (выгода)?
Некоторые думают: Что я получу в ответ на мое доброе дело?. Есть такие добрые дети. Например, помог мальчик чужой бабушке донести до дома тяжелую сумку. Это хороший поступок? (Ответы.) Верно, помочь слабому, нищему, больному, инвалиду – это хорошие поступки. Но вот, только когда этот мальчик поставил сумку у двери ее квартиры, он сказал: Бабушка! Я помог тебе, заплати мне, пожалуйста, 5 рублей!. Хорошо ли это? Что здесь плохого? Почему нельзя так делать?
Помощь, за которую мы не требуем награды, т.е. без выгоды (корысти) называется бескорыстной.
- Какие дела свершает милосердный человек?
- Как научиться этому?
Может быть, мы напишем огромный плакат: Будьте добрыми! и все станут добрыми?
Вывод правил
1. Быть первым в добрых делах.
2. Не просить награды, похвалы за добрые дела, делать их бескорыстно.
3. Не допускать при этом гордыню и высокомерия.
4. Молиться. (Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи, Человеколюбящий!)
- Часто из-за своей лени, эгоизма, себялюбия мы не успеваем делать добрые дела, а вокруг так много нуждающихся в нашей помощи!
Чтение стихотворения А.Н.Плещеева Зимний вечер
6. Работа с пословицами.
- Мудрый русский народ вот как говорил о добре. Каждый из вас возьмёт из ларца знаний пословицу и прочтёт её всем.
Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
Доброго чти, а злого не жалей.
Добро помни твёрдо.
За добро плати добром.
Истинное добро всегда просто.
Делать добро спеши.
Жизнь дана на добрые дела.
Милостивому человеку и Бог подаёт.
Добрым путём Бог правит.
Слушайся добрых людей – на путь наведут.
- Как вы понимаете пословицу: Добра желаешь – добро и делай
7. Итоги занятия. Рефлексия.
Можете ли вы ответить:
- Кого мы называем ближним?
- Что обозначают понятия милосердие, доброта?
- Как научиться этому?
- Захотелось ли вам сделать доброе дело?
Список использованной литературы:
1. Л.Л.Шевченко. Православная культура. 2-й год обучения. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
2. Л.Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). 2 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. 2 издания. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004-2007.
3. В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Сборник. Эксмо. 640 с. 2009 г
4. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Под ред. д.ф.н., проф. Н. Ю. Шведовой. Москва. Русский язык. 1984 г.
Самоанализ классного часа и методические рекомендации:
Самоанализ классного часа по православной культуре в 3 классе
Учитель: Довбенко Ирина Анатольевна
МОУ СОШ №11
Тема классного часа: Доброта и милосердие христианина
Цели:
Создать условия для формирования понимания терминов: милосердие, доброта, бескорыстие.
Способствовать развитию духовности, нравственности.
Помочь учащимся осознать пути самовоспитания изучаемых качеств.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.
В структуре занятия я реализовывала основной принцип обучения:
ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ
соответствие потребностям детей этого возраста в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности,
учёт типологических и индивидуальных особенностей их познавательной деятельности и уровня социализации.
Использовала основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:
1). Принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку.
-дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
- разноуровневость в достижении результативности;
- создание ситуации успеха ребенку, формировании положительной установки к окружающему миру, к процессу обучения.
2). Принцип индивидуального и личностного подхода.
своеобразность и неповторимость общих законов психического и духовного развития каждого ребенка,
осознание своего "Я", объективность самооценивания, максимальный учёт индивидуальных особенностей ребенка.
3). Принцип гуманистичности.
ребенок – активный субъект совместной деятельности с педагогом, основанного на сотрудничестве, на взаимном уважении.
В общении с детьми соблюдала следующие представления о правах ребёнка:
Я могу учиться, исследовать, делать открытие сам;
Я имею право голоса при принятии решений;
Меня нужно принимать таким, какой я есть – Ребёнок;
В основе занятия заложена единая современная концепция начального образования, связанная с гуманизацией процесса обучения:
-максимальный учёт психологических особенностей и возможностей младшего школьника;
-создание благополучного интеллектуального и эмоционального фона обучения, обеспечение высокого уровня психического и личностного развития школьников;
-обеспечение интеграции различных предметов в начальном обучении, цель которой - формирование учебной деятельности школьника;
-построение дифференцированного учебного процесса, что даёт возможность учесть и своевременно скорректировать трудности в обучении.
Приложения к занятию:
Притча о милосердном самарянине
Один еврей, законник, желая оправдать себя, (так как евреи считали "ближними своими" только евреев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса Христа: "а кто мой ближний?"
Чтобы научить людей считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, чтобы мы были сострадательны и милосердны ко всем людям, оказывая им посильную помощь в их нужде и несчастье, Иисус Христос ответил ему притчею.
"Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо.
Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо.
Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий - римская серебряная монета) и сказал: "позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе".
После этого Иисус Христос спросил законника: "как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?"
Законник ответил: "оказавший ему милость, (то есть самарянин)".
Тогда Иисус Христос сказал ему: "иди, и ты поступай так же".
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 10, 29-37.
***
Притча о милосердном самарянине, кроме прямого и ясного смысла - о любви ко всякому ближнему, - имеет еще, как учат святые отцы, и другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл.
Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, есть никто иной, как наш праотец Адам, а в лице его и все человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам и Ева вынуждены были покинуть "Иерусалим небесный" (рай) и удалиться на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные невзгоды. Разбойники - это силы бесовские, которые позавидовали невинному состоянию человека и толкнули его на путь греха, лишив наших прародителей верности заповеди Божией (райской жизни). Раны - это язвы греховные, обессиливающие нас. Священник и левит, это закон, данный нам чрез Моисея и священство в лице Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека. Под образом же милосердного самарянина следует разуметь Самого Иисуса Христа, Который для исцеления наших немощей, под видом масла и вина, дал нам новозаветный закон и благодать. Гостиница - это Церковь Божия, где есть все необходимое для нашего лечения, а гостинник - это пастыри и учители церковные, которым Господь поручил заботу о пасомых. Утренний выход самарянина - это явление Иисуса Христа после воскресения, и Его вознесете, а два динария, данные гостиннику, - это Божественное Откровение, сохраняемое посредством Писания и Священного Предания. Наконец, обещание самарянина на обратном пути зайти опять в гостиницу для окончательного расчета, есть указание на второе пришествие Иисуса Христа на землю, когда Он "воздаст каждому по делам его" (Матф. 16, 27).
Классный руководитель: Довбенко Ирина Анатольевна
Методическая разработка
Тема занятия: Доброта и милосердие христианина
Цели занятия:
Создать условия для формирования понимания терминов: милосердие, доброта, бескорыстие.
Способствовать развитию духовности, нравственности.
Помочь учащимся осознать пути самовоспитания изучаемых качеств.
Тип занятия: классный час
Оборудование занятия:
Компьютер, мультимедийное оборудование
Презентация Милосердие
Ларец с пословицами
Структура (план) занятия:
Актуализация знаний
Просмотр презентации
3) Толкование смысла притчи.
4) Физминутка.
5) Беседа о милосердии, вывод правил, чтение стихотворения А.Н.Плещеева Зимний вечер.
6) Работа с пословицами.
7) Итоги урока. Рефлексия.
Ход занятия:
1. Актуализация знаний.
- Встречали ли вы в современном мире людей, которые обладают хотя бы одним качеством, присущим святым? (такие люди есть, это наши близкие.)
- Почему вам хорошо с ними? (Они нас любят…)
- Встречались ли вам злые люди? Их можно любить? (Ответы детей противоречивы)
- Иисус Христос учил учеников любить всех и даже врагов своих. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О добре, о любви)
2. Просмотр презентации.
Тема классного часа: Доброта и милосердие христиан.
Вопросы, на которые мы должны сегодня ответить:
- Кого мы называем ближним?
- Что обозначают понятия милосердие, доброта?
- Как научиться этому?
- В этих вопросах нам поможет разобраться материал, представленный в презентации.
3. Толкование смысла притчи.
Словарная работа.
Притча – нравоучительный рассказ.
Самарянин – житель самарянской земли.
Священник, левит – служители храма.
Вопросы после просмотра:
-Какой вопрос был задан Христу?
-Как ответил Христос?
-Кто шёл по той же дороге?
-Что сделал каждый из них?
Притча о милосердном самарянине кроме прямого и ясного смысла – о любви ко всякому ближнему,- имеет таинственный смысл.
Толкование смысла притчи.
Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, праотец Адам, а следовательно всё человечество, не устоявшее в добре лишилось рая.
Разбойники – бесовские силы, которые позавидовали человеку и толкнули его на путь греха.
Раны – язвы греховные, обессиливающие нас.
Милосердный самарянин – сам Иисус Христос, который возлил на раны масло и вино. В народном восприятии со словом масло связывается слово милость и происходящий от него глагол помиловать.
Масло – это слова проповеди о Радости спасения, а вино – строгое предупреждение о наказании для грешников.
Гостиница – Церковь Божья.
Хозяин гостиницы – пастырь, священник.
Масло – милость – миловать
4. Физ. минутка.
- А сейчас мы с вами отдохнем и послушаем музыку П.И. Чайковского, которая называется Милость мира, она написана для церковной службы.
ПРОСЛУШИВАНИЕ
- Какой характер у этой музыки?
5. Беседа о милосердии.
- Как вы понимаете слово милосердие? (Добрый человек с милым сердцем…)
А вот как объясняет это слово словарь С. И. Ожегова:
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Милосердный человек – это человек, у которого доброе, милующее, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.
Милосердие – милующее сердце
- А зачем быть милосердным? Какая в этом корысть (выгода)?
Некоторые думают: Что я получу в ответ на мое доброе дело?. Есть такие добрые дети. Например, помог мальчик чужой бабушке донести до дома тяжелую сумку. Это хороший поступок? (Ответы.) Верно, помочь слабому, нищему, больному, инвалиду – это хорошие поступки. Но вот, только когда этот мальчик поставил сумку у двери ее квартиры, он сказал: Бабушка! Я помог тебе, заплати мне, пожалуйста, 5 рублей!. Хорошо ли это? Что здесь плохого? Почему нельзя так делать?
Помощь, за которую мы не требуем награды, т.е. без выгоды (корысти) называется бескорыстной.
- Какие дела свершает милосердный человек?
- Как научиться этому?
Может быть, мы напишем огромный плакат: Будьте добрыми! и все станут добрыми?
Вывод правил
1. Быть первым в добрых делах.
2. Не просить награды, похвалы за добрые дела, делать их бескорыстно.
3. Не допускать при этом гордыню и высокомерия.
4. Молиться. (Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи, Человеколюбящий!)
- Часто из-за своей лени, эгоизма, себялюбия мы не успеваем делать добрые дела, а вокруг так много нуждающихся в нашей помощи!
Чтение стихотворения А.Н.Плещеева Зимний вечер
6. Работа с пословицами.
- Мудрый русский народ вот как говорил о добре. Каждый из вас возьмёт из ларца знаний пословицу и прочтёт её всем.
Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
Доброго чти, а злого не жалей.
Добро помни твёрдо.
За добро плати добром.
Истинное добро всегда просто.
Делать добро спеши.
Жизнь дана на добрые дела.
Милостивому человеку и Бог подаёт.
Добрым путём Бог правит.
Слушайся добрых людей – на путь наведут.
- Как вы понимаете пословицу: Добра желаешь – добро и делай
7. Итоги занятия. Рефлексия.
Можете ли вы ответить:
- Кого мы называем ближним?
- Что обозначают понятия милосердие, доброта?
- Как научиться этому?
- Захотелось ли вам сделать доброе дело?
Список использованной литературы:
1. Л.Л.Шевченко. Православная культура. 2-й год обучения. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга вторая. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.
2. Л.Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). 2 год обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие, аудиокассета. 2 издания. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004-2007.
3. В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Сборник. Эксмо. 640 с. 2009 г
4. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. Под ред. д.ф.н., проф. Н. Ю. Шведовой. Москва. Русский язык. 1984 г.
Самоанализ классного часа и методические рекомендации:
Самоанализ классного часа по православной культуре в 3 классе
Учитель: Довбенко Ирина Анатольевна
МОУ СОШ №11
Тема классного часа: Доброта и милосердие христианина
Цели:
Создать условия для формирования понимания терминов: милосердие, доброта, бескорыстие.
Способствовать развитию духовности, нравственности.
Помочь учащимся осознать пути самовоспитания изучаемых качеств.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.
В структуре занятия я реализовывала основной принцип обучения:
ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ
соответствие потребностям детей этого возраста в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности,
учёт типологических и индивидуальных особенностей их познавательной деятельности и уровня социализации.
Использовала основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:
1). Принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку.
-дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;
- разноуровневость в достижении результативности;
- создание ситуации успеха ребенку, формировании положительной установки к окружающему миру, к процессу обучения.
2). Принцип индивидуального и личностного подхода.
своеобразность и неповторимость общих законов психического и духовного развития каждого ребенка,
осознание своего "Я", объективность самооценивания, максимальный учёт индивидуальных особенностей ребенка.
3). Принцип гуманистичности.
ребенок – активный субъект совместной деятельности с педагогом, основанного на сотрудничестве, на взаимном уважении.
В общении с детьми соблюдала следующие представления о правах ребёнка:
Я могу учиться, исследовать, делать открытие сам;
Я имею право голоса при принятии решений;
Меня нужно принимать таким, какой я есть – Ребёнок;
В основе занятия заложена единая современная концепция начального образования, связанная с гуманизацией процесса обучения:
-максимальный учёт психологических особенностей и возможностей младшего школьника;
-создание благополучного интеллектуального и эмоционального фона обучения, обеспечение высокого уровня психического и личностного развития школьников;
-обеспечение интеграции различных предметов в начальном обучении, цель которой - формирование учебной деятельности школьника;
-построение дифференцированного учебного процесса, что даёт возможность учесть и своевременно скорректировать трудности в обучении.
Приложения к занятию:
Притча о милосердном самарянине
Один еврей, законник, желая оправдать себя, (так как евреи считали "ближними своими" только евреев, а всех остальных презирали), спросил Иисуса Христа: "а кто мой ближний?"
Чтобы научить людей считать своим ближним всякого другого человека, кто бы он ни был, из какого бы народа ни происходил и какой бы веры ни был, а также, чтобы мы были сострадательны и милосердны ко всем людям, оказывая им посильную помощь в их нужде и несчастье, Иисус Христос ответил ему притчею.
"Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо.
Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо.
Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий - римская серебряная монета) и сказал: "позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе".
После этого Иисус Христос спросил законника: "как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?"
Законник ответил: "оказавший ему милость, (то есть самарянин)".
Тогда Иисус Христос сказал ему: "иди, и ты поступай так же".
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 10, 29-37.
***
Притча о милосердном самарянине, кроме прямого и ясного смысла - о любви ко всякому ближнему, - имеет еще, как учат святые отцы, и другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл.
Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, есть никто иной, как наш праотец Адам, а в лице его и все человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам и Ева вынуждены были покинуть "Иерусалим небесный" (рай) и удалиться на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные невзгоды. Разбойники - это силы бесовские, которые позавидовали невинному состоянию человека и толкнули его на путь греха, лишив наших прародителей верности заповеди Божией (райской жизни). Раны - это язвы греховные, обессиливающие нас. Священник и левит, это закон, данный нам чрез Моисея и священство в лице Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека. Под образом же милосердного самарянина следует разуметь Самого Иисуса Христа, Который для исцеления наших немощей, под видом масла и вина, дал нам новозаветный закон и благодать. Гостиница - это Церковь Божия, где есть все необходимое для нашего лечения, а гостинник - это пастыри и учители церковные, которым Господь поручил заботу о пасомых. Утренний выход самарянина - это явление Иисуса Христа после воскресения, и Его вознесете, а два динария, данные гостиннику, - это Божественное Откровение, сохраняемое посредством Писания и Священного Предания. Наконец, обещание самарянина на обратном пути зайти опять в гостиницу для окончательного расчета, есть указание на второе пришествие Иисуса Христа на землю, когда Он "воздаст каждому по делам его" (Матф. 16, 27).