Публикации Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений
Автор: Богданова Наталья Александровна

Богданова Н.А.ВоспитательМДОУ детский сад№ 51 «Центр детства»г. СерпуховСюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных уменийИгра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.Старший дошкольный возраст является периодом расцвета ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.В игре моделируются реальные отношения взрослых, происходит осмысление детьми различных явлений действительности. Таким образом, в игре создаются благоприятные условия для формирования навыков общенияСогласно концепции детской игры Д.Б. Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом-особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка.Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и в то же время она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Основа линии игры, присущие ей: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.южетно-ролевые игры являются эффективным средством формирования коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста в период детства. А также развития отношений детей друг с другом. Трудно переоценить роль сюжетно-ролевых игр в формировании коммуникативной деятельности.В старшем дошкольном возрасте основным содержанием сюжетно-ролевых игр становится широкая социальная действительность - труд взрослых, который ребенок, стремящийся к совместной социальной жизни с взрослыми, воспроизводит в игре, отражая самые различные знания о профессиях, копируя реальные трудовые процессы, моделируя взаимоотношения взрослых.В ролевых играх дети входят в контакты между собой и по личной инициативе имеют возможность формировать свои взаимоотношения в существенной степени независимо, сходясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.Сюжетно-ролевая игра оказывает существенное воздействие на формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Ребенок начинает понимать и не теряться в объяснениях тех или иных действий людей. Постигая систему человеческих взаимоотношений, он начинает осмысливать свое место в ней. В игре дети обучаются общению друг с другом, навыкам подчинять свои увлечения интересам других. В этой связи, сюжетно ролевая игра содействует формированию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, повиновения правилам формируется собственно в сюжетно-ролевой игре, а потом выражается и в остальных типах деятельности. В сформированной сюжетно - ролевой игре с ее трудными сюжетами и ролями, которые основывают обширный простор для импровизации, у детей развивается творческое воображение.В обстоятельствах игрового и реального общения со сверстниками ребенок неизменно встречается с необходимостью использовать на практике постигаемые нормы поведения, адаптировать эти нормы и правила к всевозможным отдельным ситуациям. В сюжетно-ролевой игре постоянно появляются ситуации, призывающие к координированию действий. В данных обстоятельствах дети далеко не всегда отыскивают необходимые варианты поведения. Зачастую между ними зарождаются конфликты. Продолжительность конфликтов у дошкольников находятся в зависимости от постигнутых ими образцов семейного общения. Тем самым приобретение опыта содействует развитию социально-коммуникативных навыков ребенка дошкольника.Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных умений и навыков и развития взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика В ней формируются навыки способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать, радоваться за удачи), умение согласовывать свои желания с мнением других детей, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других, умение регулировать свое поведение в соответствии с нормами поведения.