Публикации "Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога ДОО с детьми ОВЗ"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога ДОО с детьми ОВЗ"
Автор: Аликина Наталья Анатольевна

Н.А. Аликина, педагог-психолог МБДОУ «ДС «Радуга», р.п. Усть-Абакан ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА ДОО С ДЕТЬМИ ОВЗ Реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в настоящее время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.Согласно ФГОС ДО инклюзивное образование направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей. Поэтому одним из направлений психолого-педагогического сопровождения в ДОО является коррекционно-развивающая деятельность с детьми ОВЗ. Дети с «ограниченными возможностями здоровья» - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с различными нарушениями развития. Основной контингент дошкольников с ОВЗ нашей образовательной организации составляют дети с нарушениями речи групп комбинированной и компенсирующей направленности. Помимо недоразвития речи у детей данной категории наблюдаются низкий уровень развития психических процессов, нарушения эмоционально – личностной сферы, тревожность, заниженная самооценка, нарушения межличностных взаимоотношений. У некоторых детей проявляются отклонения в поведенческой сфере. С целью организации эффективной коррекционно-развивающей помощи «особым» детям, возникает необходимость поиска новых форм, методов, работы с данной категорией детей. Одной из которых является сказкотерапия. Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере, так как направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств и черт личности, снижает уровень тревожности, агрессивности, помогает отдохнуть от стресса, восстановить силы и корректирует поведение.Этот метод очень эффективен для развития познавательных способностей, а также речевой функции в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры. Помогает сформировать причинно-следственные связи и усвоить социальные нормы, принятые в обществе.Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется по программе «Здравствуй сказка» в групповой и подгрупповой форме. Длительность занятий зависит от возраста детей. От 15 минут средний дошкольный возраст до 30 минут подготовительные к школе группы. В программе используются психотерапевтические, психокоррекционные и медитативные сказки, авторами которых являются О.В. Хухлаева, В.В. Алексеенко, Е. В.Чех и др. Занятия с элементами сказкотерапии проводятся по следующей структуре:1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент):1.1. Приветствие: упражнения на сближение, формирование доверительных взаимоотношений;1.2. Ритуал «Погружения в сказку» содержащий упражнения на сближение, формирование доверительных взаимоотношений; 2. Основная часть, включающая в себя:2.1. Ознакомление с художественным произведением; 2.2. Обсуждение сказки (оценка положительных и отрицательных качеств персонажей), пересказ; 2.3. Драматизация и проигрывание сказки (развитие творческого воображения, воспитание чувств); 3. Заключительная часть:3.1. Резюмирование (подведение итогов); 3.3. Ритуал «Выхода из сказки». 3.2. Рефлексия3.4. Ритуал прощания. В коррекционно-развивающей деятельности используются вспомогательные методы и техники:
  • игровая терапия (игровые упражнения и задания, психогимнастика);
  • дыхательная гимнастика;
  • арт-терапия (рисование, коллаж, коллективное творчество);
  • функциональная музыка;
  • пальчиковые игры.
  • Анализ результатов деятельности свидетельствует о том, что систематическое использование сказкотерапии в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ способствует развитию эмоциональной сферы, формированию положительных эмоций и чувств, ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики; воспитанию социальных и эстетических установок, развитию мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики, творческого потенциала и стабилизации эмоционального состояния. Литература:
  • Алексеенко В., Лощинина Я. Сказкотерапия. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольников. – М.: ООО Группа Комапний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом XXI века», 2008.
  • Бочарова И. Сказкотерапия, ее смысл и возможности // Дошкольное образование. 2002. № 13.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии».  Санкт-Петербург 2013 г.
  • Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь, 2006.
  • Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О.Н.Капшук – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  • Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
  • Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. «Лабиринт души: терапевтические сказки». М.,  2013 г.