Публикации Взаимодействие педагога и семьи воспитанника.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие педагога и семьи воспитанника.
Автор: Матвеева Марина Юрьевна

Взаимодействие педагога и семьи воспитанника.МБДОУ детский сад №54 г. Армавир 2021 г. Концепция модернизации российского образования в настоящий период подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка уже в младенческом возрасте».Понятие «воспитание» рассматривается сегодня с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной компетенции, у каждого автора есть свое видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.Задача воспитателя – помочь родителям осознать свою родительско - воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребенка. Важно и то, что воспитание дошкольников в семье – это единый неразрывный процесс.Сотрудничество воспитателя, детей и родителей реализуется в различных формах совместной деятельности.Работу с родителями я стараюсь строить через коллективную, групповую и индивидуальную формы взаимодействия. Например, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании можно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, а также на консультациях.Начиная работать с семьями воспитанников, я обсуждаю правила общения, которыми буду руководствоваться в работе с родителями.Взаимодействие педагогов с родителями  воспитанников - одно из самых сложных и важных направлений деятельности дошкольного учреждения. Оно должно ориентироваться на потребности и запросы семей дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Включение  членов семей воспитанников в деятельность дошкольного учреждения должно подразумевать разнообразные подходы, следует использовать различные формы взаимодействия, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные.Традиционные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников:- информационно – наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки);- коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации).- индивидуальные (беседы, консультации);Нетрадиционные формы взаимодействия можно разделить на следующие группы:- наглядно-информационные (информационные проспекты, дни открытых дверей, просмотры занятий, режимных моментов, выпуск  газеты).- информационно-аналитические (анкетирование, опрос, почтовый ящик, социальный паспорт семьи);- познавательные (семинар-практикум, родительский клуб, педагогическая  гостиная, брейн-ринг);- досуговые (совместные досуги, праздники,  выставки, экскурсии, ярмарки, школа молодого родителя).Бытует мнение, что сейчас родителей  ничем не удивишь. Но как показывает практика, отношение семей дошкольников к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от желания работников дошкольного учреждения заниматься педагогическим просвещением родителей.Родители же в свою очередь, могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Так, одни  родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший лес, парк, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – что-то расскажут интересное детям, чему-то научат их. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. И прежде всего дети.Педагоги в процессе такого общения имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и поучиться у родителей.Хочу вам предоставить одну из нетрадиционных форм проведение викторины на тему « У каждой семьи свои традиции» с целью обогатить педагогические знания родителей воспитанников. Народная мудрость гласит:«Три несчастья есть у человека: смерть, старость и проблемные дети». Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А вот плохих детей не бывает их судьба и какими они вырастут, зависит только от нас.Воспитывая ребёнка, все члены семьи надеются вырастить достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребёнком. Вот мы сегодня и поделимся секретами воспитания детей в ваших семьях. В каждой семье свои традиции, свои правила.Сегодня нашу встречу хочу начать с разминки.
  • «Продолжи пословицу»
  • С давних пор о доме семье всегда говорили с любовью и уважением, до нас дошли пословицы и поговорки:Семья это… (семь я)Дом согревает не печь… (а любовь и согласие)Нет человека добрее… (отца и матери)Дерево держится корнями….. (а человек семьей)Дети родителям… (не судьи)В семье разлад… (так и дому не рад)Везде хорошо… (но дома лучше)В прилежном доме густо…. (а в ленивом доме пусто)Вся семья вместе…. (так и душа на месте)В гостях хорошо….. (а дома лучше.)
  • Игра «Вопрос – ответ».
  • Предлагаем родителям цветок – ромашку. Родители по желанию отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждаем ответ.
  • Праздники
  • Первый лепесток
  • Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, нет?
  • Как вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку?
  • Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
  • Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
  • Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?
  • Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?
  • Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
  • Второй лепесток 2. Семейные архивы:
  • Есть ли в вашем доме семейный альбом?
  • Расскажите, как вы храните историю семейного рода?
  • Почётные грамоты дедов.
  • Медали.
  • Третий лепесток 3. Семейный отдых на природе
  • Есть ли у вас традиция выезжать с семьёй на природу? Расскажите.
  • Четвертый лепесток
  • Посещение театров музеев выставок
  • Пятый лепесток5. Коллекционирование
  • Одним из условия успешного развития ребёнка является создание красивого и уютного интерьера в семье, удобного для детской деятельности и пробуждающего эстетические чувства.
  • После посещения природоведческого музея с ребёнком хорошо бы начать собирать какие-либо коллекции у себя дома. Для этого необходимо выделить в комнате небольшое пространство, «уголок», полочку. Важно, чтобы там у ребёнка была возможность хранить личные вещи, «предметы красоты», материалы для рисования, лепки, аппликации. Всё это будет стимулировать эстетические интересы и творческую деятельность детей.
  • Вместе с ребёнком необходимо обсудить, коллекции каких предметов он хотел бы собирать (рисунки, открытки, картинки, мелкие игрушки животных, камушки, ракушки, шишки, семена и плоды растений).
  • Возникающий после экскурсии в музей интерес к собирательству «предметов красоты и природы» - один из показателей эстетической активности ребёнка. А склонность к собирательству со временем может перерасти в коллекционирование. В результате у ребёнка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей культуры и искусства.
  • Дети всегда с удовольствием делятся своими впечатлениями и переживаниями, своими открытиями. В гости к ребёнку хорошо приглашать его друзей, с которыми он может поделиться своими знаниями и
  • Открытиями, которым он может рассказать о том, что видел в музее, показать, что сделал он после посещения музея (рисунок, аппликацию, лепку, какие прочитал книги, отгадал загадки, выучил стихи).
  • Шестой лепесток6. Игры с ребёнком
  • В какие игры с ребёнком вы играете дома?
  • Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. Загадки, викторины, познавательные игры – развивают ум ребёнка. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, вычистить – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?
  • Свое выступление закончу стихотворением о семье
  • Не жалейте время для детей,Разглядите взрослых в них людей,Перестаньте ссориться и злиться,Попытайтесь с ними подружиться.Постарайтесь их не упрекать,Научитесь слушать, понимать.Обогрейте их своим теплом,Крепостью для них пусть станет дом.Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли, это веселые домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или «ваша» семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много- много лет уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.В конце мероприятия родителям раздаются памятки «Советы доброго родителя»Взаимодействие ДОУ и семьи, по-моему мнению, должно способствовать развитию современного детского сада с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.Мы, воспитатели, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.«Наша миссия – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий» (В. А. Сухомлинский) .Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников является залогом полноценного развития ребенка.Библиографический список.1. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 19902. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения / под ред. И. С. Марьенко. – М., 1992.3. Петрущенко Н.А.,Зенченко Н.Е.  Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. /Воспитатель ДОУ, 2009, №9.