Публикации
Социо-игровая технология как средство развития социально-коммуникативной деятельности
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социо-игровая технология как средство развития социально-коммуникативной деятельности
Автор: Кременская Татьяна Нилевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социо-игровая технология как средство развития социально-коммуникативной деятельности
Автор: Кременская Татьяна Нилевна
Социо-игровая технология как средство развития социально-коммуникативной деятельностиКременская Т.Н., воспитательМАДОУ детский сад № 83 г.БратскаСоциально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Актуальность данной проблемы возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Социально-коммуникативному развитию способствуют развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. В.М. Букатов считает, что социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором «принудиловка» уступает место увлечённости. Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов выделяют основные идеи социо-игровой технологии – это организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит. Букатов В.М. отмечает не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дети оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.Существуют следующие формы организации социо-игровой технологии в развитии детей дошкольного возраста: игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, режиссёрские игры, сюжетно-ролевые игры и др.Работая по социо-игровой технологии мы используем разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:Игры для рабочего настрояЦель: пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга.1.«Нос, глаза, язык».Дети, стоя в кругу, по очереди перечисляют слова «нос, глаза, язык». По сигналу воспитателя - «стоп», тот ребенок на ком остановилась игра, называет действие, характерное для носа (глаз, языка). 2.«Чистюли»Дети выбирают карточки с изображением предметов гигиены и частей тела человека. По сигналу дети объединяются в компании (например: грязные руки – мыло, волосы – расческа и т.п.)Игры – разминки (разрядки)Цель: дать детям возможность расслабиться и отдохнуть.1.«Крепкие спинки»Дети делятся парами по росту, садятся спина к спине, крепко упираются друг в друга и пытаются встать в этом положении на ноги. Это можно делать со сцепленными руками или, не сцепляя их.2.«Поварята»Дети делятся на компании с помощью карточек, на которых изображены ингредиенты (масло, сахар и др. – каша; томаты, огурцы, лук – салат) готовых блюд (каша, салат). Ведущий начинает готовить блюдо, перечисляя продукты, но, не называя блюдо которое он готовит. Названные дети входят в круг – «кастрюлю», изображая движения варящихся продуктов. В конце «варки» дети отгадывают приготовленное блюдо. Игры социо - игрового приобщения к делуЦель: закрепить знания детей по теме здоровье путем выполнения игровых заданий. 1.«Утро, день, вечер»Дети по кругу называют слова «утро – день – вечер», воспитатель хлопает, и тот ребенок на ком остановились, называет (или показывает), что человек делает в это время суток. Например: утро – умывается и т.п.2.«Полезные продукты»Воспитатель перечисляет название продуктов, дети выполняют заданные движения (полезные – хлопают, вредные – топают). Тот, кто ошибается, выходит из игрыИгры творческого самоутвержденияЦель: развивать творческо – исполнительскую деятельностей детей.1.«Здоровячок – речевичок»Воспитатель предлагает детям пословицу про здоровье, например: «Чистота – залог здоровья». Начинаем передавать пословицу, каждый ребенок произносит ее с новой интонацией: грустно – весело, быстро – медленно, громко – тихо и др. 2.«Что сначала, что потом»Детям предлагаются картинки с алгоритмом умывания и одевания. Выбрав картинку, дети собираются в две компании и выстраивают цепочку последовательных действий умывания или одевания. Игры вольные (на воле)Цель: развивать творчество, самостоятельность и двигательную активность детей.1.«Доктор Медуница» (эстафета)Дети делятся на команды (по росту, по цвету глаз и т.д.). В каждой команде выбирают «доктора Медуницу». Большая коробка с кеглями стоит в центре. «Доктора» и берут по одной кегле – градуснику – и ставят под мышку членам своей команды. Кто быстрее?2.«Микроб и вода» Дети делятся на две компании с помощью слов, которые произносят стоя в круге по очереди «микроб, вода». Дети, которые назвали слово микроб – одна компания, вода – другая компания. Дети из компании «вода» произносят слова: «Мы микробов не боимся, мы с микробами сразимся». После этих слов, дети - «вода» догоняют детей – «микробов». Кого догнали, тот выбывает из игры.Во время игры дети учатся самостоятельности; саморегуляции собственных действий; развитию общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; присвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, что является основой социально-коммуникативного развития.Л.С. Рубинштейн отмечал, что только во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет собственную. А в результате – это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.В.М. Букатов считал, что «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».ЛитератураЕршова А.П. Букатов В.М. / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008. Ершова А.П. Букатов В.М. / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008. Социо-игровая педагогика в детском саду: развиваемся, играя – учимся. Сборник методических разработок педагогов ДОУ. – Братск ., 2013.