Публикации
"Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах (УУД) на уроках литературного чтения"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах (УУД) на уроках литературного чтения"
Автор: Попова Лариса Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах (УУД) на уроках литературного чтения"
Автор: Попова Лариса Александровна
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах (УУД) на уроках литературного чтения.» Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую цель, как умение учиться. Реальная действительность состоит в том, что она меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные учащимися в школе, через некоторое время устаревает и нуждается в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня более востребованными. Решением поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию. В широком значении термин «УУД» означает умение учиться. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая :1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности усвоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенции, образа мира и ценностно- смысловых оснований личностного морального выбора.В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить 4 блока: 1) личностный;2) регулятивный;3) познавательный;4) коммуникативный. Коммуникативные действия – обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены:личностные – красным,регулятивные – оранжевым,познавательные – оранжевым,коммуникативные – зелёным. Задания, нацеленные на предметный результат, обозначаются точками серого цвета. Типовые задания, нацеленные на коммуникативные УУД. Основой развития коммуникативных умений на любом уроке является систематическое использование на уроках трёх видов диалога: а) диалог в большой группе (учитель – ученик); б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики); в) диалог в паре (ученик – ученик). Развитие коммуникативных умений происходит на материале учебников всех предметных линий посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося. В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми. Этому способствуют и инсценировки, когда ученики представляют, переживают самые разные ситуации. В учебниках для 1– 4 классов, составленных на основе текстов, представлены тексты всех стилей и жанров, произведения устного народного творчества во всем их богатстве; тексты русских и зарубежных авторов. Много текстов юмористических, шутливых. Авторы учебников пытаются разбудить в ребенке добрые чувства, сопереживание, научить внимательному отношению друг к другу. Ученики размышляют, что им нравится в людях и что не нравится. В учебниках по русскому языку и литературе предусмотрены задания, обучающие работе с чужим текстом: анализ текста по типу, стилю или жанру; определение темы, идеи текста, придумывание заголовка; анализ структуры текста, составление его плана; анализ средств связи между частями текста, между предложениями; сжатие и расширение текста; преобразование (редактирование); написание ответов на вопросы, составление текстов малых жанров и сочинений на предложенные темы, связанные с изучаемым материалом.Каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство выпускников начальной школы имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Поэтому на каждом уроке особое внимание я уделяю формированию коммуникативных универсальных учебных действий.Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.К коммуникативным действиям относятся:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;постановка вопросов;инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;разрешение конфликтов;принятие решения и его реализация;умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках осуществляется через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения).Принципы коммуникативной направленности обучения:речевая направленность (обучение через общение);функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);ситуативность (ролевая организация учебного процесса);новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения. Роль учителя- направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.Выпускник школы должен пройти 3 уровня сформированности устной коммуникативной компетентности:обсуждение и дискуссия;небольшие выступления;презентации.На каждом уровне можно использовать следующие виды упражнений:ассоциативные (на воображение)мыслительные (на сравнение)речевые (язык, речь героев)рефлексивные (высказывание собственных мыслей)интерпретация (в других видах искусства)Первый уровень «Обсуждение и дискуссия». Цель – раскрепостить детей, научить их не бояться говорить. На уроках литературного чтения предусматриваются такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение.Речевые упражнения: необычные вопросы, задания на различение (выбрать один правильный ответ из 3–4 предложенных и обосновать), задания на воспроизведение небольших текстов, задания на перечисление фактов.Ассоциативные упражнения: подбор рифм, сочинение загадок.Дети сочиняют загадки, потом они сравниваются с другими загадками об этих же предметах, чтобы ученики видели разнообразие описаний, ассоциаций, восприятий одного и того же предмета. В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что в загадках предмет не называется, но он сравнивается, описывается. В загадках называются главные признаки предмета, и есть рифма. Таким образом, на практическом уровне идёт усвоение метафоры, сравнения и развитие ассоциативного мышления.Она падает с небес, Ходит, бродит по коврам,Ручейком бежит сквозь лес. Водит носом по углам. Бьёт из под земли ключом, Где прошёл, там пыли нет Лежит снегом под окном. Пыль и сор – его обед. Рефлексивные упражнения: сталкивание мнений (Кто больше понравился из героев? Почему?), попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ? Дж. Родари «Сакала-пакала» Что обозначает это слово? (высказывания детей: старинная игра, считалка, необычное животное, присказка).Интерпретация: рассматривание картин, рисунки детей по представлению. Каждый рисунок дети защищают. Расскажи, что ты нарисовал?После прохождения первого уровня, ученик умеет: слушать и понимать речь, соотносить свой высказывания с высказываниями других, получать информацию о предмете дискуссии.Второй уровень «Небольшие выступления». Цель – научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы.Речевые упражнения: придумай продолжение текста; рассказ, где все слова на одну букву («Тавтограммы»)Ксюша купила кировский кефир, килограмм картошки и кусок красной кеты. Ксюша капнула каплю кефира на край красной кофты, которую купила крёснаКатерина. Кот Кеша кушал кусок красной кеты. После изучения басен Эзопа и И.А.Крылова ребята сочиняют сенквейны.Лисица. Мышь. Трусливая, бессильная. Добрая, благодарная.Испугалась, пустилась, осталась. Пробежала, умоляла, спасла.Она испугалась свирепого льва. Она освободила сильного льва.Трусиха. Спасительница Мыслительные упражнения: задания на анализ и синтез; задания на сравнения (сравнение характеристики героев, их внешнего вида, описания природы и.т.д.)Интерпретация: ролевые и ситуативные игры, инсценировки.Обычно игры организуются от коллективных (участвуют все ученики) к групповым (какая группа желает изображать) и только потом к индивидуальным. Такая организация работы снимает страх перед публичным выступлением.На втором уровне развития коммуникативных умений ученик учится владеть невербальными средствами коммуникации – манера, жесты, громкость голоса.Прочитай стихотворение, выражая гнев, тревогу, насмешку.Прочитай потешку, сопровождая ее соответствующими движениями.К концу второго уровня учащийся умеет: поддерживать дискуссию адекватно ситуации; владеть невербальными средствами коммуникации (манера, жесты, громкость голоса); задавать вопросы, подготовить небольшую речь, не отклоняться от темы, структурировать сообщение).Третий уровень «Презентации». Цель – подготовить презентацию.На третьем уровне используются задания проблемного или творческого характера в групповой работе.Речевые упражнения: упражнения в совместно – индивидуальной деятельности. Дети выполняют сначала индивидуальные задания, которые потом объединяют в единое целое. У детей создаётся мотивация взаимодействия. В ходе взаимодействия дети обогащают друг друга идеями. Это упражнение я часто использую, когда дети составляют характеристику героев.Упражнения в совместно-последовательной деятельностиГруппа детей получает задание создать общее произведение (сочинить рассказ, сказку). Дети выполняют работу пошагово.Составление «Цветных рассказов».Детям предлагают 8–10 квадратов различных цветов. Ученики по очереди берут квадрат, определенного цвета и составляют предложения. На голубом небе светило желтое солнце. По синей реке плыл белый теплоход. Из коричневой трубы шел черный дым. Вдалеке виднелся зеленый луг. На нем росли фиолетовые и розовые цветы. Над цветами летали оранжевые бабочки. Упражнение на коллективное принятие решений. Процедура принятия решений состоит из нескольких этапов:Учитель объясняет задание. Каждый ученик придумывает 3–5 вариантов решения проблемы.Дети объединяются в пары и обсуждают свои предложения. Выбирают из них наиболее удачные (3–5).Дети объединяются в группы по 4 – 6 человек. Снова обсуждение и выбор удачных предложений.Делегат от каждой группы называет и обосновывает коллективные варианты.Учитель записывает их на доске и проводит общее голосование.В 4 классе ученики готовят первые презентации: презентация слова и презентация книги (групповая).Презентация словаСлово – существо живое, способное, как и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым. Отличить слово доброе от слова злого нам помогает его смысл, его лексическое значение.Схема – план.Первичные ассоциацииСлово…… и его лексическое значение (в толковом словаре)История происхождения слова (в этимологическом словаре)Слово…….. «слова родственники» (однокоренные)Слово……и его друзья – синонимы (в словаре синонимов)Слово……и его враги – антонимы (в словаре антонимов)Слово……во фразеологических оборотах (во фразеологическом словаре)Слово……и словосочетания (рифмы)Слово…….в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки)Слово…...в иллюстрациях, рисунках.Работу необходимо красиво оформить, используя при этом цветные карандаши, фломастеры, кусочки ткани, кожи, меха, цветную или бархатную бумагу.К концу третьего уровня дети умеют: поддерживать дискуссию; высказывать мнение в соответствии с актуальной ситуацией; задавать вопросы по теме; аргументировать свою точку зрения; подготовить презентацию, использовать язык и стиль понятный аудитории.В процессе работы по формированию устных коммуникативных умений ученики знакомятся с правилами речи и общения.Дать знать, если хочешь высказаться.Говорить полными, законченными предложениями.Говорить отчетливо и громко. Аргументировать кратко и точно.Оставаться при «теме» (учитывать вопрос).Обосновывать мнения или утверждения.Внимательно слушать, когда говорит другой.Когда говоришь, обращайся к аудитории.Любое мнение обсуждается, но не осуждается.Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:желание вступать в контакт с окружающими;знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;умение решать конфликтные ситуации;умение работать в группе. Подводя итоги хочется сказать , что при формировании УУД важно соблюдать последовательность следующих педагогических действий: 1. Введение новой информации или новых инструкции: что, для чего и как делать. 2. Проведение систематических многократных упражнений, где обязательное условие – многовариантность. 3. Применение новых знаний на практике: многочисленные вариативные упражнения по практическому использованию изученного материала. 4. Коррекция: ошибки исправляются по ходу работы сначала учителем, а потом и учащимися. 5. Автоматизация УУД: их осмысленное, целенаправленное повторение для формирования умений нового уровня. На этом этапе ученик должен уметь переносить, уметь экономно использовать практические и умственные действия, реконструировать и даже использовать собственное умение творить (сам придумал, сам догадался, сам сотворил).