Публикации Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию ЭОР "Правописание безударных гласных в корне слова"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию ЭОР "Правописание безударных гласных в корне слова"
Автор: Попова Лариса Александровна

Методические рекомендации
для учителей начальных классов по использованию ЭОР
Правописание безударных гласных в корне слова
Введение
Методическое пособие Правописание безударных гласных в корне слова предназначено для учителей начальной школы, работающих по
Основная задача пособия – предоставить возможность учителю сэкономить время на подготовку к уроку, более интересно и эффективно организовать познавательную деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, запоминанию и закреплению способов проверки безударных гласных в корне слова, создать оптимальные условия для самостоятельного применения, проверки и оценки полученных детьми знаний по данной теме.
Суть ЭОР – возможность быстрого и эффективного поиска необходимой информации в структурированном хранилище. Пособие представляет собой мультимедийно оформленный материал и содержит: КТП; проекты уроков; ЭОР (информационные, тренинговые, контролирующие); интернет-ресурсы; дидактические материалы; проверочные работы; методические рекомендации по использованию ЭОР.
Методические рекомендации содержат поурочное сценарное описание десяти уроков, предполагающее гармоничное включение ЭОРов в логику изложения учебного материала по востребованности учителем. Соотнесенность содержания ЭОРов с конспектами уроков предполагает возможность гибкого, логичного и очевидного перехода от работы с информацией на бумажных носителях к электронным в продолжении и развитии изучения темы.
Предлагаемое пособие адаптивно - есть возможность вариативного использования его материалов, внесения в него изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного класса, целей педагогов.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по теме
Правописание безударных гласных в корне слова
Программные требования
Обучающиеся должны знать:
части речи;
корень слова, однокоренные слова;
правила правописания безударных гласных;
алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.
Обучающиеся должны уметь:
распознавать части речи;
образовывать множественное число от единственного и единственное от множественного существительных и прилагательных в именительном падеже;
подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи;
распознавать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;
выбирать необходимый способ проверки безударной гласной в каждом отдельном случае;
действовать по алгоритму.

Дата
Тема урока
ЭОР, его тип, этап использования
Обоснование использования ЭОР
1.
Безудар
ные гласные в корне слова.
Презентация Безударные гласные в корне слова,
Информационный
Этап усвоения новых знаний
Создание условий для эффективного
восприятия учебной
информации
школьниками, повышения мотивации учения, формирования
коммуникативно-речевых умений учащихся
2.
ПРАВИЛО ПРОВЕРКИ БЕЗУДАР
НЫХ ГЛАСНЫХ
В КОРНЕ СЛОВА
Презентация Способы проверки безударных гласных,
Информационный
Этап усвоения новых знаний
Кроссворд
Демонстрационный
Этап первичного закрепления изученного
Создание условий для развития:познавательных
интересов младших школьников
3.
УПРАЖНЕ
НИЕ ПО ПРОВЕРКЕ БЕЗУДАР
НЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Тренажёр Выбор слова с проверяемой гласной, тренинговый
Этап закрепления знаний
Создание условий для
активизации процесса
формирования предметных умений и навыков. Становление умений самостоятельной работы с учебным материалом
4.
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАР
НЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВ
Игра Волшебная яблонька, практический
Этап усвоения знаний

Ребусы, развивающие игры.
Этап отработки навыка
Создание условий для
развития:
познавательных интересов младших школьников, умения применять знания в различных нестандартных ситуациях,
осуществлять самоконтроль
5.
УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ СЛОВ С ПРОВЕРЯЕ
МЫМИ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ
Тренажёр Упражнения в нахождении безударной гласной, практический
Этап закрепления знаний
Создание условий для
активизации процесса
формирования предметных умений и навыков. Становление умений самостоятельной работы с учебным материалом
6.
СЛОВА С ПРОВЕРЯЕ
МЫМИ И НЕПРОВЕРЯ
ЕМЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ
Кроссворд Проверяемые и непроверяемые гласные, демонстрационный.
Этап закрепления изученного
Игра Разбери кучу-малу.
Этап усвоения знаний
Тренажёр Непроверяемые безударные гласные, практический.
Этап закрепления знаний
Создание условий для развития:
познавательных интересов младших школьников, умения применять знания
в различных нестандартных
ситуациях.
Осуществлять самоконтроль
7.
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАР
НОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ
Тренажёр Выбор проверочного слова, тренинговый.
Этап закрепления знаний
Создание условий для
активизации процесса
формирования предметных умений и навыков, развития
познавательных интересов младших школьников
8.
Обобщение знаний о способах проверки безудар
ных гласных в корне слова.
Ребус Гора
Этап актуализации знаний
Тест Правописание безударных гласных в корне слова, контролирующий
Этап контроля знаний
Развитие умения осуществлять самоконтроль уровня овладения учебным материалом
9.
КОНТРОЛЬ
НЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ БЕЗУДАР
НЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Развитие умения осуществлять самоконтроль уровня овладения учебным материалом
10.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ, ДОПУЩЕН
НЫМИ В ДИКТАНТЕ
Тест 1.5, контролирующий
Этап контроля знаний
Развитие умения осуществлять самоконтроль уровня овладения учебным материалом
Вся ответственность за соблюдение общих требований лежит на заведующем компьютерным кабинетом. Если же урок проводится в учебном кабинете, где постоянно занимаются младшие школьники, то учитель начальных классов должен знать и соблюдать требования, предъявляемые современным санитарным законодательством.
Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся составляет 15 мин. для учащихся 2 – 4 - х классов. Общая продолжительность взаимодействия с компьютером детей 8–10 лет в течение недели должна быть не более 45 мин.
С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
Фрагмент ЭОР
ЭОР, на каком этапе используется
Модель организации рабочего пространства
Формы организации деятельности и взаимодействия учащихся с ЭОР, время
Развивающие игры
Цель: Создание условий для развития: познавательных интересов, умения применять знания в различных нестандартных ситуациях, осуществлять самоконтроль уровня овладения учебным материалом.
Создание условий для решения задач интеллектуального развития ребёнка, умений коммуникативного взаимодействия и сотрудничества.
Кроссворд Проверяемые и непроверяемые гласные,
Этап закрепления изученного.
Демонстрационный компьютер и видеопроектор в учебном классе.
Фронтальная работа,
условно-пассивные
10 мин.
Кроссворд к уроку на тему Правила проверки безударных гласных в корне слова Этап закрепления изученного.
Ребусы к уроку Правописание слов с безударными гласными в корне слова
Этап отработки навыка
Демонстрационный компьютер и видеопроектор в учебном классе.
Фронтальная работа
условно-пассивные
5 мин.
Ребусы к уроку
Обобщение знаний о способах проверки безударных гласных в корне слова
Этап актуализации знаний
Демонстрационный компьютер и видеопроектор в учебном классе.
Фронтальная работа
условно-пассивные
5 мин.
Игра
Волшебная яблонька
Этап усвоения знаний
Компьютерный класс школы – 10 - 12 ПК
Работа в группах.
Активные
5-7 мин.
Игра Разбери кучу-малу
Этап усвоения знаний
Демонстрационный компьютер и видеопроектор в учебном классе.
Фронтальная работа
Условно-пассивные
5 мин.
Тренажеры
Цель: создание условий для активизации процесса формирования предметных умений и навыков. Становление умений самостоятельной работы с учебным материалом.
1.Тренажер Выбор проверочного слова
по шаблону Жакулиной И.В.
Этап закрепления знаний
Компьютерный класс школы – 10 - 12 ПК + 6 -7 учебных парт
Индивидуальная работа.
Активные
5 мин.
2.Тренажер Выбор слова с проверяемой гласной
по шаблону Коробейниковой Т.В.
Этап закрепления знаний
Индивидуальная работа.
Активные
5 мин.
3. Тренажёр
Упражнения в нахождении безударной гласной
Автор Жакулина И.В. Этап закрепления знаний
Работа в парах
Активные
5-7 мин
4. Тренажёр Непроверяемые безударные гласные Этап закрепления знаний
Индивидуальная работа.
Активные
5 мин.
Демонстрационные ресурсы
Цель:
создание условий для эффективного восприятия учебной информации школьниками, повышения мотивации учения,
формирования коммуникативно-речевых умений учащихся
Презентация Безударные гласные в корне слова,
Этап усвоения новых знаний
Демонстрацион ный компьютер и видеопроектор в учебном классе.
Фронтальная работа
условно-пассивные
5 мин.
Презентация Способы проверки безударных гласных
Этап усвоения новых знаний
Фронтальная работа
условно-пассивные
5 мин.
Тесты
Цель: развитие умения осуществлять самоконтроль уровня овладения учебным материалом
Тест Правописание безударных гласных в корне слова,
по шаблону Д. Иванова
Этап контроля знаний
Компьютерный класс школы – 10 - 12 ПК + 6 -7 учебных парт
Индивидуальная работа.
Активные
7—10 мин.
Критерии и формы оценки достижения результатов.
Вопросы для рефлексии и подведения итогов работы на уроке могут быть следующие:
Каковы были тема и цели урока?
Что нового для себя узнали?
Что ещё хотели бы узнать?
Чему научились?
Какие трудности возникли во время самостоятельной работы?
Помогла ли вам работа на компьютере?
Что было самым интересным на уроке?
О чем бы вы рассказали своим родителям ?
Оцените свою работу на уроке.
В конце каждого урока предлагается самостоятельная работа с самопроверкой. Учитель выборочно проверяет 5-6 работ и оценивает их в соответствии с требованиями. Дети ведут Листок достижений, в котором ежедневно отмечают количество ошибок, выписывают слова с ошибками, объясняют их правописание и выставляют себе отметку: 5 - отсутствуют ошибки, 4 - допущено 1-2 ошибки, 3 - 3-5 ошибок.
ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ по теме Правописание безударных гласных в корне слова учени___-__класса __________________________________
Дата
Кол-во ошибок
Слова, в которых допущены ошибки
Правило
Проверка
Самооценка
Ведение листа достижений позволяет ученику: совершенствовать навыки правописания, видеть своё продвижение, формировать навык самоконтроля и самооценки. Это позволяет учителю: наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию, сделать отметку содержательной и для ученика, и для его родителей, сделать оценку работы оптимистичной.