Публикации Номинация "Лучшая методическая разработка".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Номинация "Лучшая методическая разработка".
Автор: Саклакова Светлана Владимировна

Нормативные акты и учебно-методические документыРабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативными актами и учебно-методическими документами:
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
  • Сборник нормативных документов. Литература.
  • Примерные программы по литературе.
  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (9-11 кл.).
  • Основная образовательная программа школы.
  • УМК под редакцией Г.С.Меркина и соответствующего ей учебника Г.С.Меркин «Литература. 9 класс» в 2-х частях М.: «Русское слово», 2017.Программа разработана в соответствии с учебным планом школы, в котором на изучение литературы в 9 классе отводится 3 часа в неделю. На основании годового календарного графика (приказ № 141 от 01. 09. 2020 года «Об утверждении годового календарного графика») программа по литературе будет выполнена в 9 «Б» и 9 «В» классе за 103 часа. Планируемые результаты освоения учебного предметаСодержание программы учебного предмета «Литература»Введение (1 час)Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIIIXIX и XX веков.Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.Из древнерусской литературы (7 часов)Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.Развитие речи: устное сообщение, .Подготовка к домашнему сочинению № 1 (темы по выбору).Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».К/Р.№1. Тестирование по «Слову о полку Игореве». Из литературы XVIII века (6 часов)Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты. Сочинение №1 (Тема по выбору).Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.Литература первой половины XIX века (78 часов)Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.А.С. ГРИБОЕДОВЖизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».Классное сочинение. №2 Письменный отзыв на комедию.А.С. ПУШКИНЖизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров. Классное сочинение « №3. «Автор и его герой в образной системе романа».Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.М.Ю. ЛЕРМОНТОВЖизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души челвеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи. Классное сочинение №4 по творчеству Лермонтова.Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.Н.В. ГОГОЛЬЖизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы). Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIXстолетия.Развитие речи .Сочинение № 5. Образ Чичикова и тема «живой» и мертвой» души.Классное сочинение №6 по творчеству Гоголя на одну из тем.Из литературы XX века (11 часов)Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).Своеобразие отечественного романа первой половины XXвека (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзияЕ. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.Мжпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи. К/Р.№2.Тестирование по теме «Литература второй половины XIX века.Календарно-тематическое планирование