Публикации Знатоки природы родного края

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Знатоки природы родного края
Автор: Емельянова Светлана Владимировна

Методическая разработка непрерывной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Экологический КВНна тему: “Знаешь ли ты природу Томского края?”Прод. Закрепить с детьми знания о растениях и животных, занесенных в Красную книгу Томской области, о природных наземных и подземных богатствах родного края, о лекарственных растениях Томской области. Продолжать формировать представления детей о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, о значимости человека в защите природы. Воспитывать гуманное отношение к природе.М-л: бейджики на каждого ребенка, Красная книга Томской области, карта Томской области, плакаты на тему: “Берегите природу!”, изображения животных, медальки на каждого ребенка.Ход.Вед. Сегодня в нашем экологическом КВНе участвуют 2 команды: команда “Непоседы”, и команда “Радужки”! Давайте поприветствуем друг друга! Оценивать ответы участников обеих команд будет фюри1“Ты, человек, любя природу,хоть иногда ее жалей!В увеселительных походах,Не растопчи ее полей!В вокзальной сутолоке векаТы оценить ее спеши.Она – твой давний добрый лекарь,Она – союзница души!Не жги ее напрополуюИ не исчерпывай до дна…И помни истину простую – Нас много, а она - одна!(В.Шефнер)
  • Все знают, что природу надо беречь, что нельзя рвать первоцветы в лесу, но не все соблюдают правила поведения в природе! И на нашей планете Земля уже есть места, где по вине человека остались только воробьи и мыши. Не случайно, как предостережение всем нам, живущим на земле “создана” жалобная Красная книга природы, в которую занесены исчезающие виды животных и растений. Сегодня мы вспомним о растениях и животных, которые занесены в Красную книгу Томской области.
  • I конкурс нашего КВНа – конкурс “Знатоки”
  • Сейчас вопрос для обеих команд!
  • Назовите по 5 видов растений, занесенных в Красную книгу Томской области! (ответы детей)
  • (черемуха, калина, черемша, кувшинка, лилия, колокольчик, кандык, ветреница, лилия, сон-трава…)
  • Назовите по 5 видов исчезающих животных, занесенных в Красную книгу Томской области. (ответы детей)
  • А сейчас вопрос обеим командам:
  • а) Какой цветок без листьев растет? (мать-и-мачеха)б) У какого дерева листва раньше всех деревьев желтеет? (у березы)в) След какого животного (зверя) похож на след человека? ( у медведя)г) Сколько глаз у стрекозы? (тысячи)д) Какой лесной кустик не знает листопада? (клюква)е) Какое дерево способно мир освещать, больных исцелять, чистоту соблюдать? (береза)ж) Какое дерево в наших краях цветет последним? (липа)з) Самая большая рыба, занесенная в Красную книгу Томской области? (таймень)Вед. Леса топорщатся, и степь клубится. Жара изводит и снега блестят. Богаты мы! Но считанные птицы Над считанными рощами летят! Дрожит камыш на считанных озерах И считанные рыбы ждут в реке. И восковые считанные зерна Неслышно зреют в малом колоске. Над запахом таежной земляники Полночный филин ухает их тьмы. Неужто внуки лишь по Красной книге Узнают, как богаты были мы?(Р.Рождественский)Вед. Да, ребята, богата наша Земля природными богатствами и ресурсами!а) А вы знаете какими наземными природными богатствами славится наша Томская область? (к каждой команде) (вода, воздух, ягоды, грибы, орехи, овощи, лес, лекарственные растения, пушнина и т.д.)б) Назовите лекарственные растения нашего края! (мать-и-мачеха, мята, зверобой, ромашка, подорожник, шиповник, боярышник, клюква, рябина, одуванчик, шалфей, малина, крапива, калина, брусника, береза и т.д.)Вед Молодцы, ребята, как много вы знаете о природе нашего края! А сейчас прошу жюри подвести итоги I конкурса! (итог Iконкурса)Вед. II конкурс у нас – музыкальный!.Игра “Кто они мы не скажем, а что делают покажем” (имитация движений) Дети каждой команды по очереди изображают животное или птицу, которую они загадали, а команда соперника должна отгадать загадку.Вед. Наше уважаемое жюри сейчас подведет итоги II конкурса! (итог)Вед. Переходим к следующему конкурсу – III конкурс – “Загадки” (по очереди)
  • кто первый землю пашет? (червь)
  • Кто два раза родится: сначала гладкий, а потом мягкий? (птица)
  • В воде родится, а воды боится? (стрекоза)
  • Был желтый Ванек, кудрявый паренек. Стал седой, белобрысый, ветер дунул, стал – лысый? (одуванчик)
  • Что за продукт: не овощ, не фрукт.
  • Любит потемки, не любит котомки. А для закуски – лучше капустки? (гриб)
  • Подросла – зеленой стала, хвост на весла поменяла…(из Красной книги). (лягушка)
  • Птица ухает, летает, всех в лесу пугает!
  • Хватит птица баловать, ночью нужно птицам спать! Птица ухом не ведет, только утром спать пойдет! (из Красной книги) (филин).
  • Это животное в реке ныряет,
  • Все улиток собирает,Всюду длинный нос сует.Важно и легко плывет.Вроде бобр, а вроде крот,Вроде крыса “водяная”…Что за зверек? Кто такая? (выхухоль)Физ. пауза.Вед. Молодцы, ребята, все загадки отгадали! А сейчас жюри подведет итоги III конкурса – конкурса “Загадки”!Вед. А мы переходим к IV конкурсу – конкурсу капитанов! Приглашаю капитанов обеих команд! Вам такое задание:
  • Перечислите (по очереди, кто больше) названия комнатных растений в группе д/сада.
  • Нарисуйте (по очереди) с закрытыми глазами медведя и зайца! (рисунки капитанов)
  • Вед. А сейчас жюри подведет итоги конкурса капитанов! (итоги)V конкурс – поэтический!(чтение детьми стихов о природе по 1 от команды)Жюри подводит итоги.Вед. А сейчас немного поиграем! П/и “Улетают – не улетают”(дети выходят на середину группы и под музыку выполняют произвольные движения. Как только музыка прекращается, в/ль называет птицу. Если это зимующая птица – дети остаются на местах, если – перелетная – дети двигаются, перебегают с одной стороны комнаты на другую).Вед. А сейчас наше уважаемое жюри подведет окончательные итоги нашего экологического КВНа! (итоги)- (вручение медалей). Вед. Молодцы, ребята, вы показали сегодня замечательные знания о растениях и животных Красной книги Томской области, вы знаете правила поведения в природе, знаете много стихов и загадок о природе! Только благодаря людям многим животным и растениям удалось выжить! Ведь без животных, птиц, растений, насекомых, без чистого воздуха, чистой воды человек не сможет выжить!“Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна… Не торопитесь, люди, все вычерпать до дна! Не мудрено добраться до скрытых тайников, Разграбить все богатства у будущих веков! Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня, Нам пировать позорно в счет будущего дня… Поймите это люди, как собственный приказ, Не земли не будет у каждого из нас!” (М.Дунин)Художественное слово.“Берегите ЗемлюБерегите почву! Берегите…Жаворонка в голубом зените,Бабочку на листьях земляники,На тропинках солнечные блики,На коленях играющего краба,Над пустыней тень от баобаба,Ястреба, парящего над полем,Ясный месяц над речным покоем,Ласточку, мелькающую в жите.Берегите Землю! Берегите!(Берестов)Все на свете нужны!Все – все на свете нужны!И мошки не меньше нужны, чем слоны…Нельзя обойтись без чудищ нелепых,И даже без хищников злых и свирепых!Нужны все на свете!Нужны все подряд – Кто делает мед и делает яд!Плохие дела у кошки без мышки,У мышки без кошки не лучше делишки.Да, если мы с кем-то не очень дружны – Мы все-таки очень друг другу нужны!А если нам кто-нибудь лишним покажется,То это, конечно ошибкой окажется!(Берестов)