Публикации Методический доклад "Современные проблемы педагогики и музыкального образования"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методический доклад "Современные проблемы педагогики и музыкального образования"
Автор: Елчева Маргарита Александровна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская хореографическая школа имени М. М. Плисецкой городского округа ТольяттиДоклад на тему:Современные проблемы науки и музыкального образованияСоставитель:преподаватель, концертмейстерЕлчева Маргарита Александрована2020 г.Содержание1. Актуальные проблемы современного музыкального образования.2. Традиции и инновации в современном музыкальном воспитании3. Заключение4. Список литературы
  • Актуальные проблемы современного музыкального образования
  • Профессия музыканта-педагога в эпоху коренных социальных преобразований, бурного развития компьютерных технологий утратила свою значимость и популярность. Как показало время, вторая половина XX века для музыкальной культуры и в частности для музыкального образования стала периодом расцвета. При «советском» общественном устройстве занятие музыкой в качестве профессии, помимо творческого и морального удовлетворения, давало материальный достаток и уверенность в завтрашнем дне. Кризис всех систем жизнедеятельности в «перестроечный» период и формирование нового социума западного образца привели к необходимости изменения вектора всей музыкальной деятельности. В современном обществе, в котором стали доминировать материальные ценности, как это ни печально осознавать, важнейшая с социальной точки зрения профессия музыканта-педагога оказалась невостребованной. Сам процесс получения музыкального образования с его длительностью (школа - училище - консерватория), с огромной энергозатратностью и трудоемкостью, в конечном итоге, финансовой непривлекательностью способствовал падению престижа данной профессии и перенаправил потоки абитуриентов в экономически более «выгодное» русло. Но ситуация в средних и высших учебных заведениях оказалась также отражением целого ряда проблем, существовавших в базовой ступени образования - музыкальной школе. Появление новых форм производства и потребления музыки, смещение функций музыкального искусства с воспитательной на креативно-развлекательную заставили заново пересмотреть весь процесс образовательной деятельности. Перед музыкантами-педагогами встал вопрос, как на фоне недооценки музыкального образования, в погоне учеников за только «практически значимыми» знаниями, в условиях падения интереса к классическому искусству мотивировать современного школьника к занятиям музыкой? Ведь в музыкальном образовании достаточно длительное время большинство новых музыкальных направлений никаким образом не отражалось в учебных программах. Музыкальное образование стало отдаляться от потребностей общества в целом и каждого обучающегося в частности. Конструктивное решение этой проблемы началось с переходом всего учебного процесса на новые учебные программы, отвечающие запросам современного ученика и его родителей, с поиском и внедрением действенных форм и методов работы, отвечающих современным реалиям жизни. музыкальный искусство воспитательный развлекательный.Задачи, стоящие перед современными музыкантами-педагогами, заметно усложнились и стали гораздо шире той узкоспециальной музыкальной профессиональной подготовки, которую они в свое время получили. Современный преподаватель музыкального класса стал нести колоссальную психологическую, культурно-просветительскую нагрузку. Наши главные трудности в настоящее время заключены не только в умении научить ученика высокопрофессиональному владению инструментом, но и в недооценке этого имеющего социальное значение фактора. Преподаватель музыки на любом инструменте является одновременно и учителем, и воспитателем личности. В связи с этим осуществление такой функции в очень большой степени зависит от человеческих качеств преподавателя, его интеллектуальной образованности, мобильности к получению новых знаний, умеющему применять их согласно возрасту и способностям детей на практике. Проблема индивидуализации методов обучения потребовала от преподавателей музыкальных школ более фундаментальных знаний в области психологии, возрастной педагогики, эстетики. Лет десять тому назад никто не мог бы и предположить, что эти предметы будут так востребованы на практике в музыкальных школах. Обилие разнообразных семинаров, мастер-классов по психологии, педагогике, проходящих в рамках курсов повышения квалификации, появившихся в последнее время, дают тому подтверждение. Компьютеризация сознания современных учеников, повышенные требования в общеобразовательных школах, ориентация на западные стандарты обучения заставляют менять подходы и психологические установки, направленные на организацию учебного процесса. Советский метод принуждения и поощрения («кнута и пряника») лишился своего первого постулата. Интенсивный ритм жизни, перегрузки, всепоглощающее влияние компьютера оказывают сильное эмоциональное воздействие на неокрепшую психику ребенка. Неумение концентрировать внимание в течение длительного времени, повышенная нервная возбудимость ученика, болезненная реакция на замечания педагога, сделанные в ультимативной форме, создают проблемы в образовательной деятельности и требуют от преподавателя владения методами эффективного психологического воздействия, умения быстро отреагировать и выйти из конфликтной ситуации, обладания высокой степени выдержанности и собранности, стрессоустойчивости.Современные условия жизни таковы, что наша творческая образовательная деятельность ориентирована на запросы потребителя (родителя и ученика), который в большом процентном соотношении хочет учиться «для себя» и тяжело воспринимает монотонный, строго регламентируемый, построенный на многочисленных повторениях, процесс обучения музыке. Сложность решения этой проблемы заключается в том, чтобы умело сочетать высокопрофессиональные методики прошлых лет, не потерявших своей практической значимости, с инновационно-техническими разработками музыкантов-педагогов, стремящимися модернизировать изжившую себя модель обучения. Чтобы регламентировать этот процесс, в каждой школе создаются программы, адаптируемые к современным условиям. Все теоретические изыскания новых форм и методов ведения уроков проходят обязательную апробацию на практике (экспериментальные программы) и лишь после досконального изучения новаторских подходов подтверждаются документально.Усложнение задач, стоящих перед педагогами, увеличение объема заполняемой документации в виде программ, методических разработок, конспектов открытых уроков и так далее, «гонка» за баллами для портфолио, интенсивность и насыщенность образовательного процесса и многие другие факторы сформировали новый психотип музыканта-педагога, разительно отличающегося от коллег прошлых лет. Реалии современной жизни диктуют свои правила, учат остерегаться незыблемо твердых методических установок, заставляют перекраивать заново свое мышление. Одним из основных инновационных продуктов, характерных для образования нашего времени, является наличие педагогических портфолио. Сама идея возникновения портфолио направлена на саморазвитие и самосовершенствование профессиональных и личностных характеристик педагога, нацелена на создание интеллектуально насыщенной творческой среды педагогического сообщества, способной внести весомый вклад в воспитание и развитие творческого мировоззрения современного поколения детей. Все позитивные изменения, связанные с внедрением этой инновации, видны и в настоящее время.2. Традиции и инновации в современном музыкальном воспитанииПоявились новые технологии, формы и методы творческого самовыражения (активное использование в работе и создание своих электронных ресурсов, всплеск интереса у детей к вокальному искусству, связанный с широкой доступностью средств звукозаписи, и к электронным инструментам (синтезатор, электрогитара).Тесное творческое взаимодействие и высокая интенсивность концертной деятельности на культурно значимых общественных площадках (объекты соцзащиты, школы, музеи и другие) Повышение профессионально педагогического и исполнительского уровня в результате участия в многочисленных конкурсах и фестивалях. Обобщение и передача педагогического опыта через открытые уроки, интернет-конкурсы педагогических и методических работ и другие.Внедрение инновационно-компьютерных технологий в общую музыкальную культуру вызвало изменение методов и форм получения музыкального образования. Компьютеризация образовательного процесса стала дополнительной мотивацией обучения детей музыке. Интеграция знаний в области информационных технологий и музыкальных творческих навыков вызывает огромный интерес у современных школьников, побуждает их к развитию творческих способностей, формирует потребность в личностной и творческой самореализации. Очевидно, что дальнейшее развитие системы музыкального школьного образования будет связано с более активным использованием компьютерных технологий в учебном процессе. В связи с этим возникает проблема пересмотра содержания учебных программ с целью привлечения большего количества учащихся и необходимость комплексной подготовки и переподготовки преподавателей музыкальных школ в изучении компьютерных технологий. Только высококвалифицированный педагог, владеющий системой знаний, умений и навыков на уровне высокий требований современности, сможет приобщить современных школьников к музыкальному искусству.В связи с этим педагог-музыкант должен воспринимать свою специальность комплексно, быть не только профессионально грамотным в своей узкой сфере деятельности, но и должен учитывать современное восприятие жизни учащихся. Современному школьнику как никогда важно приобщение к мировым культурным традициям.
  • Заключение
  • Классифицировать педагогические инновации можно по различным основаниям: по видам деятельности, по характеру и масштабу вносимых изменений, по источнику возникновения и пр. Однако классификация инноваций по признаку новизны представляется нам наиболее приемлемой для музыкального образования. В обозначенном контексте можно использовать ретроинновацию как модификацию забытых традиций; аналоговую инновацию как частичную компиляцию и использование в измененном виде существующих традиций; комбинаторную инновацию, как объединение известных идей, в результате которого получается качественно новый образовательный продукт; сущностную инновацию, когда возникает совершенно новое явление. В качестве примера сущностной инновации в музыкальном образовании можно считать последние достижения использования информационных и медиа технологий4. Список литературы1. Лукьянова Актуальные проблемы музыкального образования детей  2. Ю. А, Лукин — Искусство как информационная система/Лукин Ю.А. Искусство как информационная система. М., 1995.