Публикации Олимпиада школьников. Это страшно?

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Олимпиада школьников. Это страшно?
Автор: Иванов Николай Александрович

Н.А. ИвановУчитель физикиОлимпиада школьников. Это страшно?Олимпиады — это интеллектуальные соревнования для школьников. Только в России их проводится более 700. Форматов очень много: индивидуальные и командные, очные и заочные, квесты, регаты, карусели, бои и т. д. [1]Олимпиада – это всегда вызов, который надо принять каждому школьнику. Очень интересно проверить свои силы и понять, чего стоят твои знания. Но часто школьники считают: главным препятствием участия в олимпиадах является боязнь потерпеть поражение. Поэтому и встает вопрос для учеников: страшно ли участвовать в олимпиадах и что дает участие в олимпиадах?Прежде всего хочется отметить, что олимпиада – это не просто развитие кругозора. Каждый год растут проходные баллы в вузы, и конкуренция на бюджетные места увеличивается. Для многих выпускников победы в олимпиадах становятся социальным лифтом. Они помогают:
  • Поступить без экзаменов (вне конкурса ЕГЭ);
  • Получить 100 баллов по олимпиадному предмету;
  • Получить максимальный балл за дополнительные испытания в вузе;
  • Получить дополнительные 5-10 баллов при поступлении.
  • У олимпиад есть несколько уровней отбора. Пройти осенью отборочный дистанционный тур могут все, ведь никто не ограничивает вас в доступе к источникам информации. Главная задача – успеть подготовиться к очному туру, чтобы достойно выступить и получить диплом. А победить в очном туре всегда сложно, задания там непростые и требующие вдумчивого нетривиального подхода.Обычно последний этап олимпиады отбора проходит зимой и весной. На большинстве олимпиад сравнивают баллы участников и составляют рейтинг, из которого выбирают призеров и победителей. Иногда достаточно верно выполнить 50% заданий, чтобы стать призером. Всего лишь половину! О том, как победить на олимпиаде, можно писать целые книги. Но все сводится к одному – нужна долгая и усердная работа над собой. А в каком именно направлении двигаться, зависит от дисциплины. Здесь важно понимать, что олимпиада выходит за рамки школьной программы и требует большой подготовки.В первую очередь нужно много читать полезных и интересных книг и обсуждать их с интересными людьми. Сложно подготовить ученика к олимпиаде, хорошим результатам, если он не посещает музеи, не обсуждает с учителями и сверстниками, например, документальные и исторические фильмы, и так далее. Олимпиадники — это люди с широким кругозором и именно широкий кругозор помогает им ориентироваться в олимпиадных заданиях. Большинство оргкомитетов олимпиады школьников размещают задания прошлых лет в открытом доступе для того, чтобы сориентировать будущих участников в уровне сложности и типах заданий и технологии их решения. Кроме того, оргкомитеты олимпиад рекомендуют специальную литературу для подготовки участников. Прежде чем проходить отборочный этап можно потренироваться, решая олимпиадные задания. Для подготовки к олимпиаде необходимо выделять время для самообразования, необходимо правильно организовать свой режим дня. Самодисциплина – главная черта успешных олимпиадников.А то, что касается олимпиад в точных науках, то нужно больше решать, больше интересоваться, брать как можно выше планку. Если задача нерешаема сегодня, завтра она может уже каждому ребенку открыть какие-то пути и все разрешится. Здесь важны только практика, самообладание. Нужно быть готовым к тяжелому труду, но в любом случае этот труд принесет победу.Пандемия внесла коррективы и в проведение Всероссийской олимпиады школьников в 2020-2021 г. Даже школьный этап по ряду предметов проходил в он-лайн режиме, на организпаторов школьного этапа олимпиады легла дополнительная ответственность, нужно было обеспечить участников техникой, получить каждому уникальный логин и пароль, обеспечивающий вход в систему тестирования. Важно было уложиться во время, отведенное на решение олимпиадных заданий. На муниципальном этапе были свои трудности. Время проведения этого тура олимпиад совпало с карантином, поэтому некоторые учащиеся выполняли олимпиаду, находясь дома, а некоторые пришли в школу. Для них были созданы безопасные и комфортные условия: все ученики сидели в разных кабинетах, каждого обеспечили ноутбуком, входом в интернет. Не обошлось и без технических сбоев, но муниципальный этап был преодолен.Проходной балл на региональный этап Всероссийской олимпиады школьников был достаточно высокий. Поэтому не все призеры муниципального этапа прошли на региональный этап. Как только ученики узнали, кто прошел на региональный этап, началась усиленная подготовка. Со стороны организаторов была подготовка документации, а со стороны участников олимпиады и их учителей – разбор заданий. У каждого учителя есть свои секретные приемы подготовки. Кто-то отдает предпочтение нарешиванию тестов, кто-то – теоретическому материалу, кто-то разбирает материалы заданий прошлых лет, кто-то отдает предпочтение практическому туру. В этом учебном году площадки для проведения регионального этапа были в школах. Организаторы столкнулись с определенными трудностями. Была необходимость не смешивать параллели. Посадить учеников в один кабинет нельзя, даже если соблюдать социальную дистанцию в 1,5 метра, потому что один ученик учится в 9 классе, а другой в 10 классе. Так и пришлось выделить 2 кабинета и учителей-организаторов в аудитории пришлось задействовать вдвое больше. Олимпиада проходила в режиме прокторинга – постоянного видеонаблюдения. Это накладывало определенный психологический дискомфорт. Олимпиада – это соревнование, где нужно проявить бодрость духа и победить в себе волнение, психологически трудно сидеть под камерами, боясь лишний раз пошевелиться. Очень важно работать над собой и преодолеть волнение, быть уверенным в своих силах, отвлечься от страха и найти правильный путь выполнения олимпиадных заданий. Очень тяжело было и организаторам в аудитории, которые чувствовали ответственность за процедуру проведения олимпиады, следование требованиям и инструкциям.По ряду предметов олимпиада проходила на двух площадках – по ОБЖ в «Орионе», по химии – в лаборатории ВГУ на химическом факультете, по экологии – на географическом отделении ВГУ. Здесь были уже прямые соревновании, участники видели своих соперников, членов жюри. Олимпиада — это не урок, здесь ты не сможешь получить плохую отметку и завтра ее попытаться исправить, участие в олимпиадах – это время, когда любые твои старания принесут результат в виде победы или в виде новых знаний и опыта. Общение не заканчивается вместе с олимпиадой, а переходит на качественно иной уровень. Участники ходят на дополнительные занятия, кружки, ездят в летние и зимние школы, например, в Сириус. Это дает начало замечательной дружбе и сотрудничеству в сообществе талантливых людей: школьников, учителей, ученых и даже бизнесменов. Олимпиады проводят вузы и организации, которые заинтересованы в развитии детей. Для ребят это шанс прикоснуться к научному миру уже в школе. [1]Литература:
  • Титова А. что такое олимпиады - [электронный ресурс] - Режим доступа. -