Публикации
Наставничество – шаг навстречу повышения педагогической компетентности инструктора по физической культуре ДОУ.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Наставничество – шаг навстречу повышения педагогической компетентности инструктора по физической культуре ДОУ.
Автор: Помыткина Инга Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Наставничество – шаг навстречу повышения педагогической компетентности инструктора по физической культуре ДОУ.
Автор: Помыткина Инга Александровна
Наставничество – шаг навстречу повышения педагогической компетентности инструктора по физической культуре ДОУ.Помыткина И.А. Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу. Педагог - это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Настоящий педагог должен обладать профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеть инновационными технологиями обучения и воспитания. Очень важную роль играют личностные качества педагога: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что окончившему университет, или вообще не имеющему педагогического образования? В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Часто молодые педагоги испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М.В. Зязько, 82% начинающих педагогов ставит на первое место именно плохую дисциплину на занятиях.Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на занятиях, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения. Для педагога это новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают педагоги, обучающиеся, родители. Молодому специалисту необходима постоянная товарищеская помощь. В современных условиях выпускник вуза, колледжа должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь. В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Наставничество играет одну из ведущих ролей в его реализации. Наставничество в данном контексте рассматривается как перспективная образовательная технология, которая позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки и осознанность быстрее, чем традиционные способы. Педагог в роли наставника не только ретранслирует знания, но и отвечает на вызов времени. Наставничество - волонтерский вид деятельности социально активных людей готовых понять, принять и помочь. В идеале наставничество может происходить непрерывно. Более опытный педагог передает свои знания и навыки менее опытному. На городском методическом объединении инструкторов по физической культуре в ДОУ была сформирована группа «наставников» в которую вошли педагоги – новаторы Орехова И.Н. (МБДОУ «Д\с № 27»), Хацкалева Г.А. , Плачкова Я.А. (МАДОУ «Д\с № 48», Стрелкова Н.Н. (МБДОУ «Д\с № 54»), Белоусова Т.Ф., Виноградова М.Ю. («ЦРР – д\с № 57»), Помыткина И.А. («ЦРР – д\с № 59»). Все педагоги наставнической группы имеют высшую квалификационную категорию и могут поделиться не только своими теоритическими знаниями, но и имеют большой практический опыт. Наставничество инструкторов по ФК ДОУ создано с целью научно-методического сопровождения деятельности начинающих педагогов, повышения их профессионального мастерства, раскрытия индивидуальных педагогических способностей, формирования потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании. Наставничество делает акцент на практическую часть, что очень важно в работе малоопытного педагога. Педагоги – наставники использовали разнообразные формы и методы в работе с молодыми и малоопытными педагогами. В рамках ГМО инструкторов по ФК были проведены педагогические семинары. Основной задачей, которых стало расширение знаний молодых педагогов в сфере педагогической деятельности по физическому воспитанию дошкольников о педагогических приемах взаимодействия с детьми и родителями воспитанников. На семинарах инструктора по ФК вовлекались в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обменивались опытом, рассказывали о своих «педагогических находках», самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывали пути разрешения возникших проблем. Организовалось групповое консультирование для молодых педагогов, которые имеют одинаковые профессионально значимые проблемы. В ходе групповых дискуссий рассматривались конкретные педагогические ситуации, пережитые молодыми инструкторами по ФК ДОУ. Целью дискуссий стало совместная выработка оптимального подхода к решению той или иной образовательной (воспитательной) ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла.Используя деловую игру, наставники максимально приближали участников к реальной обстановке, формировали навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.Просмотр практических занятий позволил молодым специалистам по физическому воспитанию познакомиться с практическим опытом работы своих коллег. Повышая профессионализм молодых специалистов, педагоги-наставники в режиме мастер-классов закрепляли педагогические умения и навыки в практической деятельности. Педагогами – наставниками проводилась индивидуальная работа. Основным достоинством индивидуального обучения является возможность полной индивидуализации содержания, методов и темпов оказания наставнической помощи молодому инструктору по ФК ДОУ. Такая форма работы позволила следить за каждым действием при решении конкретных педагогических задач в процессе профессиональной деятельности; осуществлять корректировку и анализ эффективности взаимодействия в паре «наставник – подопечный».В ходе работы городского методического объединения педагоги – наставники сделали три основных шага навстречу повышения педагогической компетентности молодых инструкторов по ФК ДОУ - Шаг 1 — «Расскажи». Наставники поэтапно объясняли все основные моменты и особенности выхода из возникшей проблемной ситуации. С помощью вопросов выясняли, насколько молодой специалист понимает, что ему требуется делать. Шаг 2 — «Покажи». Наставники практически показали, что и как нужно делать. Подробно поясняли весь алгоритм выполнения действий. Шаг 3 — «Сделай». Молодые педагоги выполняли задания. Наставники контролировали, выявляли ошибки, попутно поясняя их причины, просили поправить некачественные этапы. По итогам работы за 2019-2020 учебный год три молодых инструктора по ФК ДОУ прошли процедуру аттестации, по итогам всестороннего анализа профессиональной деятельности им присвоена первая квалификационная категория.