Публикации «Лучшая методическая разработка урока русского языка в условиях реализации ФГОС»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка урока русского языка в условиях реализации ФГОС»
Автор: Саклакова Светлана Владимировна

Обобщающий урок по теме: «Односоставные предложения».8 класс.Саклакова Светлана Владимировна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №9, г. БатайскаЦели урока: Повторить и  систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.Задачи урока:
  • Обучающие задачи:
  • закрепить полученные знания об односоставных предложениях;
  • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в простом предложении;
  • обучать школьников   анализу текста.
  • Развивающие задачи:
  • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • развивать умения решать тестовые задания.
  • Воспитательные задачи:
  • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
  • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
  • воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
  • Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, контроль знаний).Форма проведения урока: урок-практикум.Оборудование урока:  учебник: «Русский язык. 8 класс»; авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков. Раздел: «Простые односоставные предложения»;  компьютер, проектор, интерактивная доска,  раздаточный материал.Ход урока.Этап урока 1. Организационно-мотивационный момент.1.Вступительное слово учителя Здравствуйте, ребята и гости! Я рада видеть Вас. Начать урок хочу стихотворением Бориса Заходера.В поисках смыслаВ каждом параграфе, в каждом рассказе,В сказке и в песне, даже во фразе –Ты только вдумайся,Только всмотрись –Кроется самая главная мысль.Строчка за строчкой,Фраза за фразой –Ты только вдумайся,Только всмотрись –Откроется самая главная мысль!Как Вы понимаете смысл этих строк? Давайте под этим девизом проведём наш урок.Этап урока 2. Целеполагание Одним из главных результатов обучения в школе является итоговая аттестация по русскому языку. Особое место занимают задания по теме: «Односоставные предложения». Мы с Вами уже изучили эту тему. Сегодня обобщим наши знания и создадим таблицу, которая поможет Вам при подготовке к успешной сдаче экзамена в 9 классе, а также и ЕГЭ. У нас сегодня обобщающий урок по теме: « Односоставные предложения». Запишите её в тетрадь.-Какими же будут цели нашего урока? (Ученики определяют цели и задачи урока) - повторить типы односоставных предложений, - уметь находить их в тексте или в предложениях ; - определять структурные особенности односоставных предложений ; - уметь производить синтаксический разбор предложенийЭтап урока 3. Подготовка к обобщению понятий.- Сначала давайте вспомним некоторые понятия, изученные нами по разделу «Синтаксис». Предлагаю провести экспресс - опрос по теоретическим вопросам «Предложение как основная синтаксическая конструкция» - Ответьте на вопросы, закончив предложения. (Фронтальный опрос).1) Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая…(сообщение о чём-либо, вопрос или побуждение.)2) В отличие от словосочетания предложение имеет… (грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.)3) По количеству грамматических основ они делятся на… (простые (одна грамматическая основа) и сложные (несколько грамматических основ).4) Простые предложения по строению грамматической основы делятся на…(двусоставные (с 2-мя главными членами) и односоставные(с 1-м главным членом).5). Односоставные предложения в свою очередь делятся на предложения с главным членом подлежащим или сказуемым.Сегодня предлагаю вам составить опорную таблицу, которая поможет обобщить знания по теме «Односоставные предложения» и подготовит вас к выполнению на экзамене заданий по данной теме. Перед Вами лежит схема таблицы, которую Вам предстоит заполнить в ходе работы на уроке. Вы должны записать вид односоставного предложения, способ выражения главного члена, пример. Его вы можете взять из предложений, которые выписали из художественных произведений. Это было д/з.Этап урока 4. Комплексный анализ текста.( текст распечатан для каждого ученика)Мы продолжаем. Перед Вами лежит текст. Прочитаем его выразительно. Читая, обратите внимание на предложение, в котором пропущены знаки препинания. ( 4) Выделите его.1. Русская берёзка…2. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений.3.Наблюдая в лесу, я понял, что берёза - это воистину крестьянское дерево.4. Всматриваясь в берёзовый лес в узловатые его стволы вспоминаешь трудовые крестьянские руки сноровисто делающие любую тяжёлую работу.5. А молодые березки, тоненькие, прямые, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, радуют глаз.6. Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность, детство. (По Н. Жукову)Беседа по содержанию
  • Докажите, что это текст. ( текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.)
  • Определите тему (русская берёзка) и идею текста(автор говорит о своей любви к Родине, символом которой является берёзка).
  • Найдите предложение, в котором выражена главная мысль.(2)
  • Тема- это то, о чём говорится в тексте. Тема объединяет предложения в текст. Основная мысль -  это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений.Работа над синтаксисом и орфографией текста
  • В каком предложении пропущены знаки препинания? (4)
  • Запишите это предложение, расставьте в нём знаки препинания и выполните синтаксический разбор.
  • Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжёлую работу. (повеств., невоскл.,простое, односост., опр.-личн., распростр., осложн. обособл. обстоят. и определ.) (Мироненко )Найдите в предложении слова с проверяемой безударной гласной в корне ( узловатые, стволы, вспоминаешь, тяжёлую).
  • Морфологический разбор вспоминаешь.
  • Найдите в тексте сложное предложение, в состав которого входит определённо-личное. Запишите его (6), графически объясняя их расстановку. (Один ученик на доске чертит схемы этих предложений)
  • Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность, детство.
  • Найдите в тексте простое назывное предложение (1 ). Выпишите его. Определите, чем выражен главный член.
  • Одновременно. С/Р 4 ученика работают с тестами. Тест 4 вариант 2, часть В. Консультанты проверяют их работу и выставляют оценки.
  • Итог работы с текстом
  • Каким умением надо хорошо владеть, чтобы быстро находить в тексте односоставные предложения? ( определять грам. основу).
  • Систематизация знаний по теме. Тренировочные упражнения. Выборочный диктант.Выберите и запишите только односоставные предложения, подчеркивая грамматическую основу и указывая, какой частью речи выражен главный член из текста, представленного на доске. ( 1 ученик у доски.)1.Лёгкий морозец. 2.Тихо. 3.На улице ни души. 4.Не шумят вокруг.5. Смотришь на звёзды. 6.Но никогда ты не узнаешь, кто там зажигает небо. 7.Небо вечно, и звёзды вечны, а человеческая жизнь коротка и трудна. 8.И человек стремится крепче привязать себя к земле. 9.А звёзды? 10.Посмотрите на них! 11.Вы почувствуете, как радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!-Какие односоставные предложения не встретились нам в тексте? (Обобщённо-личные). Какие односоставные предложения мы называем обобщённо-личными? -Ребята, вернёмся к таблице. Заполняем таблицу. А теперь проверим полученный результат. Итак, односоставные предложения с главным членом подлежащим? (Ученик рассказывает). Односоставные предложения с главным членом сказуемым? (Рассказывают про каждый вид).(Таблица высвечивается) Дополните свою таблицу, если что-то пропустили. Молодцы!Закрепление материала. -Чтобы закрепить полученные Вами знания, выполните тест. ( с самопроверкой) -Ребята, давайте проверим выполнение тестов. Поменяйтесь вариантами и выставьте оценку. Ответы на доске. Простые односоставные предложения«5»-0 ошибок.«4»-1-2«3»-3-4.-Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки при выполнении теста. Вы получаете «5». И т.д.Подведение итогов.-Ребята, давайте вспомним эпиграф к нашему уроку. Как Вы думаете, «открылась ли Вам самая главная мысль»?Выставление оценок Задание на дом:Написать мини-сочинение «Моя малая Родина» с использованием односоставных предложений. Рефлексия. (листочки у каждого на парте.)Ребята, перед вами лежат листочки. Предлагаю Вам закончить фразы. Я научилась (-ся)… Я запомнила (-ил)…Я рада (рад)… Теперь я знаю …