Публикации Здоровьесберегающие аспекты уроков литературы в условиях реализации ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие аспекты уроков литературы в условиях реализации ФГОС
Автор: Галина Юрьевна Заварыкина

МБОУ «Лицей №1» р.п. ЧамзинкаВыступление на МО классных руководителейДеятельность классного руководителя по формированию гендерной культуры в условиях современной школы2020 – 2021 уч.г.В  настоящее время гендерное воспитание и обучение в наибольшей степени привлекают внимание воспитателей, педагогов и  психологов. С гендерным воспитанием и гендерной культурой всё чаще приходится встречаться школам. Гендерная культура - актуальная проблема современности, которая предполагает формирование у детей представлений о красоте человека в любом возрастном периоде, а также  представлений о жизненном предназначении женщины и мужчины; раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков и девочек.Половая принадлежность ребенка – важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.Психологи считают, что гендерное воспитание в семье начинается с родителей, их отношения к ребёнку.  Семья – первая и основная среда, в которой ребенок получает сведения о своем поле, и  о взаимоотношениях полов. Главной задачей для родителей – стать примером своим детям.  Пример родителей, родительский авторитет, их поведение, мужская сила и смелость, женская мудрость и нежность, внешние и внутренние качества, нравственные взаимоотношения между членами семьи являются самым действенным средством полоролевого воспитания.Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального  мира. Именно школьный опыт помогает осваивать  те законы, по которым живет взрослый мир. «Главная цель образования – создание оптимальных условий для развития ребенка на каждом возрастном этапе и формирование способности к дальнейшему саморазвитию».Современное образование должно способствовать формированию личности будущих женщин и мужчин с достаточным пониманием специфических социальных функций.Образовательные учреждения определяют у учащихся возможности  личного, гражданского и профессионального  выбора.Гендерный подход в педагогике и образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности. Этот подход дает человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.Педагоги должны учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся.Вопросы, волнующие пeдaгoгoв:
  • отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек;
  • негативное влияние средств массовой информации;
  • отсутствие представлений об идеале мужчины и женщины;
  • пассивное участие родителей в воспитании детей;
  • недостаточное внимание к формированию культуры поведения (выбор одежды, макияж);
  • сотрудничество с родителями.
  • Учителя формируют  у учащихся трудолюбие, ответственность, добросовестность, надежность, самоконтроль.  Учат детей  быть пунктуальными, терпеливыми, уважительными к взрослым и сверстникам.  Учитель выступает инициатором позитивного общения мальчиков и девочек в проведении различных мероприятий, в рамках учебно-воспитательной работы школы. Для этого можно организовывать различные конкурсы, беседы, экскурсии, походы, где чаще всего проявляются партнёрскую деятельность, доверительная  и дружеская форма общения между мальчиками и девочками.Итак, гендерная культура предполагает формирование у ребёнка представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качеств и черт характера; раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков-юношей и девочек-девушек; формирование представлений о мужском и женском достоинстве, этическом смысле красоты детства, отрочества, юности и зрелости, старости, а также подлинной и мнимой красоте человека. Критериями сформированности гендерной культуры выступают: установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки; стремление к взаимопониманию; наличие качеств характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в деле, рыцарство, благородство, трудолюбие, умение преодолевать трудности и др.; наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям; наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердия, взаимопомощи.Основная проблема - как воспитать счастливого человека; мальчика - будущего мужчину, девочку - будущую женщину?. Исходя из этого, логично поставить вопрос - способствует ли современная школа формированию личности будущих женщин и мужчин с достаточным пониманием специфических социальных функций, обусловленных именно половой принадлежностью? Учитывают ли педагоги в своей работе гендерные особенности учащихся и насколько они обладают необходимыми для этого знаниями? В последнее время становится всё более очевидной проблема маскулинизации девочек и феминизации мальчиков. С чем же это связано? Формы организации обучения требуют прилежания, сосредоточенного внимания и дисциплины. Учителя ожидают от учеников безоговорочного выполнения своих требований, часто даже не задумываясь о том, что поощряют наличие только женских качеств (причём у учащихся обоих полов). Девочка с первых дней жизни оказывается в более выгодном положении, т.к. она наблюдает соответствующие её полу модели поведения: мама, бабушка, воспитательница в саду, учительница. С мальчиком гораздо сложнее. Даже в полной семье главную роль в воспитании играет, как правило, мать. Также и в школе в наихудшем положении оказываются мальчики, рассматривающие неуспеваемость и недисциплинированность как показатели именно мужского поведения. Те же из них, кто выполняет ожидания педагогов, как правило, не пользуются уважением в среде сверстников. На определённом этапе девочки опережают мальчиков в физическом развитии, и если воспитательная деятельность педагога строится без учёта этого факта, то она практически сводится к нулю. Многие учителя сосредоточены только на передаче знаний и забывают о том, что главная задача школы, как одного из главных институтов социализации, состоит в комплексном формировании личности, одним из компонентов которого является гендерная культура. Учитель должен быть инициатором позитивного общения мальчиков и девочек. Для этого можно проектировать партнёрскую деятельность, организовывать конкурсы, походы, беседы, где возможно проявление рыцарского поведения мальчиков и женственного поведения девочек. Формирование гендерной культуры необходимо осуществлять во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы школы. Необходим единый подход со стороны родителей, педагогов и специалистов по половому просвещению. Цели, средства, методы и содержание варьируются в зависимости от возраста. Гендерное воспитание старшеклассников должно затрагивать различные аспекты психологической и физиологической совместимости супругов, вопросы, относящиеся непосредственно к подготовке создания семьи. Цель всей воспитательной работы школы - формирование целостной личности мужчины и женщины, реально оценивающих происходящее и способных поступать согласно личным убеждениям, учитывая сложившиеся нормы. Безусловно, качество воспитания ребёнка во многом зависит от уровня культуры воспитателя. Поэтому учителю необходимо быть носителем и транслятором гендерной культуры.В школе гендерное просвещение реализуется в учебном процессе. Спектр преподаваемых предметов в школе предполагает вопросы, связанные с нравственно-половым воспитанием. Естественные предметы дают детям научные сведения, связанные с биологическими процессами в природе и человеке. На уроках ботаники обучающиеся узнают о способах распространения плодов и семян в природе, знакомятся с этими явлениями во время экскурсий. Изучение зоологии дает подросткам знания о сущности, функциях размножения различных животных. Это формирует в сознании школьников понятие о естественности половых различий в природе, причинах и способах размножения. Анатомия, физиология, гигиена человека знакомят ребят со специальным разделом: «Размножение и развитие». В нем говорится о половых органах, железах и клетках, об оплодотворении, развитии зародыша человека, особенностях становления его организма, значении физкультуры для нормального развития. Отдельный параграф посвящен характеристике периода полового созревания, особенностям его протекания у мальчиков и девочек. Подчеркивается опасность алкоголя и никотина для развития организма вообще и, особенно, в этом возрасте. Подростковый период характеризуется как время повышенной эмоциональности, необъяснимой тревожности, смятения чувств. Усиливается внимание мальчиков и девочек друг к другу. В физиологическом плане ребята узнают о половом акте, зародышевом и плодовом периодах внутриутробного развития. Особое внимание уделено гигиене беременной женщины, опасности употребления ею вина и табака. Дается краткий очерк вскармливания младенца, проблем его роста и развития, а также периодов детства, отрочества и юности. С помощью всех этих сведений подростки осознают происходящие с ними и в них процессы, что облегчает их нравственно-половое воспитание и самовоспитание. Тема размножения и индивидуального развития организмов продолжается и в курсе общей биологии. Человек, предстает перед старшеклассниками как часть природы, а развитие организма - как явление, подчиненное биологическим законам и социальным требованиям.Гуманитарные предметы формируют понимание сущности человека как общественного существа и дают понятия об отношениях полов, их взаимодействии в обществе. Уже в начальных классах на уроках чтения ребята узнают об отношениях мальчиков и девочек, о детской дружбе, совместных играх и делах. На уроках литературы в старших и средних классах, в процессе изучения произведений Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Некрасова, Чехова, Есенина, Шолохова школьникам открывается мир отношений между женщиной и мужчиной, подлинной человеческой привязанности и любви. Литература, изобразительное искусство, музыка формируют духовно- эстетические идеалы женской и мужской красоты, раскрывают духовную ценность и возвышенность целомудренной преданности мужчины и женщины. Познание учащимися чувств дружбы и любви с помощью искусства становится для них объективным воспитателем, стимулом к самосовершенствованию.На уроках по основам религиозных культур и светской этики в начальной школе формируются такие понятия как семья, материнство, дружба, мужественность, нравственность. Уроки обществознания призваны сформировать у подрастающего поколения ответственность за свои поступки, делать осознанный гражданский выбор.Большие возможности осуществления полового воспитания предоставляются во внеклассной и внешкольной работе с учащимися. В воспитательные планы школы должны быть включены вопросы нравственно-полового воспитания. Для реализации воспитательного процесса в данном направлении необходимо включать в воспитательную программу школы вопросы по гендерному воспитанию обучающихся. Система работы школы должна включать не только работу с обучающимися, но и работу с педагогическим коллективом и родителями. Для работы с обучающимися начальной школы - это классные часы, беседы, проведение спортивных мероприятий, уроков нравственности, уроков здоровья. Для старшего и среднего звена- проведение отдельных бесед для мальчиков и для девочек, встречи с психологами и медицинскими работниками, посещение тематических выставок, классные часы, уроки нравственности, уроки здоровья, беседы-консультации компетентных специалистов.