Публикации Игровая технология. Использование приема "Мяч с вопросами" на уроках в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровая технология. Использование приема "Мяч с вопросами" на уроках в начальной школе
Автор: Мукина Кристина Сергеевна

Игровая технология. Прием «Мяч с вопросами»Здравствуйте, уважаемые слушатели. Представляю вашему вниманию выступление на тему: Игровая технология. Прием «мяч с вопросами»Что такое игровая технология и в чем ее преимущество? Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;познавательная деятельность подчиняется правилам игры;учебный материал используется в качестве ее средства;в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.Преимуществами игровых технологий являются :
  • активизация и интенсификация процесса обучения;
  • воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия коллективных решений обучаемых в ситуациях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности;
  • гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения (от репродуктивных до проблемных);
  • моделирование практически любого вида деятельности.
  • Игровые технологии включают в себя множество приемов, подробнее игровую технологию рассмотрим на приеме: «Мяч с вопросами»Мяч с вопросами – это один из приемов игровой технологии, в котором предлагается ответить на вопросы с помощью мяча. Цель использования данного приема заключается в том, чтобы повысить уровень мотивации учащихся при ответах на поставленные вопросы по теме урока. Способ проведения игры «Мяч с вопросами»:Учителем заранее готовятся вопросы на один из этапов урока, на котором планируется провести данную игру. Перед началом игры вместе с учащимися обговариваются правила, критерии, оценка.Далее учитель берет мяч, кидает определенному ученику, задаёт вопрос и получает ответ. Если учащийся не смог дать ответ, то мяч можно вернуть учителю, и тогда учитель выберет другого ученика, либо учащийся может попросить помощи у одноклассника и передать ему мяч (В зависимости от установленных ранее правил)Игру можно организовать фронтально, можно выбрать ведущего из ребят, можно дать предварительное задание: Придумать по 5 вопросов по теме, и тогда организовать коллективную работу среди учащихся. Также данный приём можно использовать с другими предметами: передавать карандаш, кубик, мягкую игрушку, предмет, связанный с темой урока: гриб, яблоко, и т.д.Данный приём можно использовать под музыку, предлагается передавать мяч или другой предмет среди учащихся, в определенный момент выключить музыку и на ком остановился предмет, тот и отвечает на вопрос. В конце игры обязательно должен подводиться итог. Можно выставить отметки тем, кто больше всех набрал правильных ответов. Или задал больше вопросов. Игра проводится от 5 до 7 минут. Важно, что при организации игры, учитель может опросить тех, кто обычно не участвует в процессе урока, а также слабо мотивирован к процессу обучения. Уроки, на которых эффективно использование данного приема:Русский язык: Целесообразно использование на этапе: Актуализации, закрепления, итог урокаОкружающий мир: Целесообразно использование на этапе: Актуализации, закрепления, итог урокаЛитературное чтение: Целесообразно использование на этапе: Актуализации, итог урокаМатематика: Целесообразно использование на этапе: Актуализации, например, устный счет, закрепление, итог урокаЛичный опыт использования приема «Мяч с вопросами» Часто на уроках математики мною используется прием «мяч с вопросами» на устном счетеУчащимся предлагается выбрать одного из ведущих, он выходит , задает выражения, кидает мяч, и получает ответ(слайд)Также на этапе итог урока, работа над изученными понятиями и приемамиРусский язык на этапе актуализации. Например, детям предлагается задание по теме: «Части речи», дается слово , Предлагается определить часть речи у заданных слов. Мяч кидается учителем со словом. Учащийся отвечая, должен определить часть речи и передать мяч учителю или с придуманным словом другому ученику. Данный приём помогает определить тех детей, у которых есть трудности по заданной теме. Окружающий мир, чаще , используется на этапе закрепления. Игра: Да/нет(Пример игры вы можете увидеть на слайде)Учителем кидается мяч с утверждением, ребенок должен ответить да/нет. И доказать свой ответИгра: Съедобное/несъедобное (Тема: опасности в лесу 2 класс)Также с помощью данного приема можно опросить учащихся по следующим темам: «Правила дорожного движения», когда детям предлагаются различные ситуации на дорогах, которые нужно объяснить, тот, кому попадает мяч в руки, должен найти выход из предложенной ситуацииПлюсы использования приема «Мяч с вопросами»
  • Прием прост в использовании
  • Не требует долгой подготовки
  • Может быть использован на любой теме, любого урока
  • Позволяет включить в процесс обучения учащихся, имеющих низкий уровень мотивации
  • Прием можно дополнять и совершенствовать