Публикации
"Развитие познавательной активности детей через познавательно - исследовательскую деятельность "
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие познавательной активности детей через познавательно - исследовательскую деятельность "
Автор: Иконникова Светлана Олеговна, Чирова Яна Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие познавательной активности детей через познавательно - исследовательскую деятельность "
Автор: Иконникова Светлана Олеговна, Чирова Яна Сергеевна
Иркутская область г. Усолье - СибирскоеИконникова Светлана ОлеговнаЧирова Яна СергеевнаМБДОУ " Детский сад №35"Адрес электронной почты: s. ickonnickova@yandex. ruСтатья на тему: «Развитие познавательной активности детей через познавательно - исследовательскую деятельность »С ранних лет ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий мир. Потребность ребенка в новых впечатлениях, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов, на которые необходимо найти ответы. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. В этом детям поможет экспериментальная деятельность, при помощи которой можно достичь желаемых результатов в формировании экологической культуры дошкольников.В период дошкольного детства происходит формирование основ экологической культуры, что позволяет обеспечить ребенка знаниями о природе и о месте человека в окружающем мире. Из этого следует, что привлечение детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных способствует активному развитию у дошкольника таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие.Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.Экологическое воспитание обладает богатейшими развивающими возможностями.Потребность ребенка в новых впечатлениях, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем нас мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.Познавательно - исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне - через побуждение, но и изнутри - путем построения деятельности, педагога и ребенка. ( А.В. Запорожец)Одним из видов познавательно - исследовательской деятельности является эксперимент, который развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково- исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. У детей расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.Известно, что ознакомление, с каким - либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов (Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько) говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.Именно опытно-экспериментальная деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.Специально организованная опытно - экспериментальная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу - сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы: не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд может и не быть связан с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить мысль (то есть достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В тоже время, чем глубже исполнитель изучает объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов, деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.Не требует особого доказательства связь экспериментирования с развитием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В тоже время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.Экспериментирование связано и с другими видами деятельности: чтение художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.Главным достоинством метода экспериментирования является то, что он дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются, как умственные умения.Нельзя не отметить положительного влияния эксперимента на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков, на познание окружающего мира и на укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Исследование объектов и экспериментирование с ними, помогает сформировать основы экологической культуры:- воспитанники готовы проявлять любознательность, интерес к причинно-следственным связям;- ребята могут самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;- повысить потребность в развитии экологической культуры, чувствительность к природным объектам, идейность дошкольников;- речевые умения дошкольников становятся более активными, ребята учатся строить свою речь более грамотно, задавать вопросы и логично отвечать на них;- воспитанники учатся наблюдать, экспериментировать;- налаживаются партнерские отношения между детьми и взрослыми, появляется потребность отстаивать свое мнение, разделять его с другими людьми;- дети становятся компетентными в достижении цели при исследовании объектов окружающего мира;- родители внимательнее относятся к просвещению себя в области экологической культуры;- у детей формируются предпосылки экспериментирования в свободной деятельности, нестандартной ситуации.Список литературы: 1. Костюченко М. Экспериментируем! Дошкольное воспитание. - №8 – 2006. – с. 272.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. Дошкольное воспитание. - №6 – 2007. – с. 133.Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990. № 5.4.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.5.Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников Методические рекомендации. АРКТИ, 2008. 6. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. Психологические труды в 2 т.- М.: «Педагогика», 1986.7. Короткова Т.А. Познавательно – исследовательская деятельность старшего дошкольного ребёнка в детском саду. Дошкольное воспитание. – 2003 г. №3.