Публикации
"Памяти павших будем достойны!"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Памяти павших будем достойны!"
Автор: Вайзер Анна Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Памяти павших будем достойны!"
Автор: Вайзер Анна Викторовна
МКОУ Юргамышская СОШКлассный час Тема «Памяти павших будем достойны!» Классный руководитель: Вайзер А.В., учитель истории и обществознания, I квалификационная категорияЮргамыш, 2020Цели классного часа:· познакомить школьников с героическими и трагическими страницами истории края, страны· воспитывать у обучающихся благородную память о людях, принимавших участие в боевых действиях, чувство гордости за свою страну, народ;· развивать интерес обучающихся к историческому прошлому, к истории военных лет;· активизировать творческие способности и познавательную деятельность школьников;· воспитывать культуру общения;· сформировать у обучающихся представление о долге, чести, ответственности;· способствовать формированию у подрастающего поколения готовности защищать свой край, Родину Ход классного часаУчитель:Мы часто слышим такие слова, как: героический поступок, подвиг, герой. Что же подразумевается под этими словами? Что такое, по-вашему, подвиг? Что значит - человек совершил героический поступок? Кто такой герой? (Школьники отвечают)Что объединяет все эти понятия? Какое одно определяющее слово можно применить ко всем этим понятиям? (Самопожертвование)Во все времена любовь к Родине, её процветание, слава ставились выше всего остального. Это и есть патриотизм. Любовь к родной земле, своему народу, стране формируется на протяжении всей жизни каждого человека. Одной из самых противоречивых страниц в нашей истории стала Афганская война.На фоне мелодии «Ave Maria» Шуберта звучит стихотворение "Солдатский подвиг" И. Грифона Чтец 1: О, сколько было подвигов на свете!Они уже в преданья отошли.Из уст в уста их повторяют детиНа всех материках большой Земли.Но из всего того, о чём мы слышим,И из того, что мы вершим пока,Солдатский подвиг я считаю высшимИ самым бескорыстным на века.Ведущий 1:Свержение монархии в афганистане в 1973 году привело к власти брата последнего монарха – Закира Шах Мухаммед Дауда. Но в 1978 году его убили, и на весь мир было объявлено о начале революции. Военный переворот спровоцировал начало многолетней кровопролитной войны, которая продолжалась в Афганистане в течение 10 лет.Ведущий 2:25 декабря 1979 года по решению заседания Политбюро ЦК КПСС начался ввод советских войск в Афганистан. 18-20-летние мальчишки, надев на себя панамы с красной звёздочкой, не знали и ни ведали, в какую кровавую политическую игру их втянули. Не осознавали они и того, что многие из них уже никогда не вернутся домой.Чтец 2:Нет больше рядом тополейИ тех цветов, что ты нам подарила.Нет больше рядом матерейИ той земли, которая взрастила.О русские цветы и тополя!О русские рассветы и закаты!Родимая, далёкая земля,Мы шлём тебе поклон,Твои солдаты! (В. Гринкевич)Учитель:Парни, попавшие на войну чуть ли не сразу же после окончания школы, почти не имевшие жизненного опыта, оказались теперь в чужой, враждебной для них, стране. Родные и близкие зачастую не знали, что их сын, отец или муж был призван служить в таком страшном месте. А молодые солдаты писали письма своим матерям, любимым и ждали ответа.На фоне спокойной мелодии ведущие читают письма солдатВедущий 1:«Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался. И сейчас так об этом писать не хочется: я ведь знаю, какая ты у меня. Реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан» (Казаков Анатолий Евгеньевич, погиб на 12-й день пребывания в Афганистане во время обстрела миномётной батареи)Ведущий 2:«Мама, всё цветёт, трава как у нас - зелёная. А какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам, когда стою на посту, вспоминаю свой дом, край свой…» (Бобров Евгений Петрович, погиб спустя 3 месяца пребывания в Афганистане при очередном налёте)Ведущий 1:«Здравствуй, мама. Привет тебе от сына твоего Андрея солдата... Да, мама я должен тебе написать правду… меня шлют в Афганистан для оказания раненым первой медпомощи. Короче, мама, мои действия в боевой обстановке - это когда вокруг свистят пули, а я с сумкой санинструктора бегу или ползу к раненому и оказываю ему помощь, то есть делаю ему перевязку, самое главное, мама, это не переживай за меня и не беспокойся. Я, мама, понимаешь, должен выполнить свой интернациональный долг. Ведь и там надо кому-то служить. А это смотри, мама, какая гордость, что твой сын служил в Афганистане, узнал, что такое война» (Колаев Андрей Владимирович, получил смертельное ранение в ходе выполнения боевого задания спустя 4 месяца после призыва на службу в Афганистан)Ведущий 2:В письмах солдат нет упрёков, жалоб, а лишь любовь и забота о самом близком человеке, а, кроме того, осознание своего гражданского долга.Ведущий 1:Но не только взрослые писали письма.Просмотр видеоролика «Письмо душману» Учитель:Большое значение для солдат имела дружба. Не жалея себя, выносили они раненых и убитых товарищей с полей сражений.Война была трудной, не щадила никого. Душманы всячески издевались над пленными, превращая их в инвалидов. У солдат часто возникал вопрос: «Зачем мы здесь?». Они понимали, что нужно покинуть этот чужой им мир, но ничего не могли поделать.Ведущий 1:День 15 февраля 1989 года стал днём, когда окончился счёт потерям наших солдат. А итог печален: 13833 семьи не дождались своих сыновей, 49985 человек вернулись инвалидами.Ведущий 2:Более 8 тысяч луганчан прошли афганскую войну, 161 из них, к сожалению, так и не суждено было вернуться домой. Низкий поклон их отцам и матерям, жёнам и детям.Среди тех, кого родные не дождались с афганской войны, двое выпускников нашей школы – Андрей Хващевский и Сергей Зотов.Они, как и другие юноши, были призваны в ряды Советской армии и направлены для прохождения службы в Афганистан, откуда им не суждено было вернуться. На первом этаже школы установлена мемориальная доска в память о погибших выпускниках.Книга Памяти «Афганская голгофа», вышедшая в Луганске в 1995 г. Это горькая книга. В ней собраны биографии людей, погибших на Афганской войне. Почти два года создавалась эта книга. Да, именно, создавалась, потому что по крупицам собирались материалы и документы о воинах - афганцах. Потом журналисты и писатели вкладывали частичку души в короткий рассказ, описывая личность неповторимую, создавая образ солдата, шагнувшего в бессмертие.Просмотр видеоролика «Памяти погибших в Афганистане» Учитель:Война в Афганистане для наших ребят закончилась, но уже в декабре 1994 года началась новая, не менее кровопролитная война – Чеченская.Ведущий 1:В 1991 года Чечня провозгласила о своей независимости и выходе из состава СССР и РСФСР, Президентом самопровозглашенного государства стал бывший советский генерал Джохар Дудаев. Под флагом борьбы за национальную независимость в Чечне возник криминальный режим: нелегальная торговля нефтью, грабежи поездов, расправа над русскоязычными жителями.Ведущий 2:11 декабря 1994 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал Указ «О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики», на основании которого в тот же день на территорию Чечни были введены подразделения военных и милиции.Ведущий 1:А 31 декабря 1994 года начался штурм Грозного (столицы Чечни).Здесь, в Чечне, воевали все: от вооружённого формирования Дудаева до обычных народных мстителей - тех, кто был в обиде на русский народ.Ведущий 2:В августе 1996 года отряды спустившихся с гор боевиков перешли в наступление и отбили у федеральных войск город Грозный. А 31 августа в г. Хасавюрт были подписаны соглашения, которыми предусматривался вывод федеральных войск с территории Чечни и проведение демократических выборов. День 31 августа 1996 года стал днём окончания первой чеченской войны.Ведущий 1:Но мира не наступило. Продолжались массовые похищения людей с целью выкупа - как официальных российских представителей, так и иностранных граждан, работавших в Чечне, журналистов, сотрудников гуманитарных организаций, религиозных миссионеров и даже людей, приезжавших на похороны родственников.Ведущий 2:Осенью 1999 года началась вторая чеченская война. Отряды боевиков вторглись на территорию Дагестана. 23 сентября российские войска начали массированные бомбардировки Грозного. Сломив сопротивление боевиков силами войск армии и МВД, Кремлю удалось переманить на свою сторону часть элиты и бывших боевиков. Так, во главе администрации Чечни в 2000 году стал бывший сторонник сепаратистов Ахмат Кадыров.Ведущий 1:Но, несмотря ни на что, деятельность боевиков вышла за пределы Кавказа. Несмотря на заявление об окончании военных действий, проведении в республике президентских выборов, ситуация в стране оставалась напряжённой.В мае 2004 года во время празднования Дня Победы в Грозном был совершен террористический акт, в ходе которого убит президент А. Кадыров – ставленник Кремля.Ведущий 2:1 сентября 2004 года был совершён террористический акт в Беслане (Северная Осетия) - захват заложников в школе № 1. В течение трёх дней террористы удерживали в здании более 1100 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в нечеловеческих условиях, отказывая людям даже в минимальных естественных надобностях.Ведущий 1:Большинство заложников были освобождены в ходе штурма, однако в результате перестрелки, возникшего пожара, общий счёт потерь составил более 330 убитых, из них 186 детей, и свыше 800 раненых.Просмотр видеоролика "Верните мне" Учитель:В июле 2006 года, благодаря созданию нового чеченского правительства во главе с президентом Рамзаном Кадыровым, Владимиру Владимировичу Путину удалось локализовать чеченский конфликт.Много известно о той войне. По-разному к ней относятся люди. Многие понимали, что не должны гибнуть наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, познавшие в своём юном возрасте весь ужас войны!Чтец 3:Чеченская война - растерзанные души.Твоих речей не могут слышать уши!Ты настоящее чистилище!И бесов гнуснейших вместилище.Ты щупальцами обнималаСолдат, невинных в той войне.Ты на куски их разрывала!Садиста хуже ты втройне!Ребята в восемнадцать с лишним лет,Любимой девушке последний спев куплет,И мамочку родную поминая,Молились Богу перед смертью, умирая! (Лориса)Ведущий 1:Каждый из молодых солдат мечтал о светлом будущем. Вся жизнь, казалось, впереди. Но чеченская мясорубка, в которую они попали, не пощадила никого.Ведущий 2:В дома бойцов приходили похоронки, разливавшиеся морем материнских и отцовских слёз.Чтец 4:Разорвана в клочья бумага.Огонь познаёт письмена.И путь мой – всего лишь в три шага –До точки конечной – Война.Понять – за чертой неизбежность.Пройти сквозь закрытую дверь,Где миг расплывается в Вечность,Где Жизнь превращается в Смерть (А.Тыртышнов)Учитель:Но не только на войне гибли наши мужчины.12 августа 2000 года страну потрясло сообщение о том, что атомная подводная лодка «Курск» залегла на дно Баренцева моря и всплыть самостоятельно не может.Ведущий 1:Крейсер "Курск" был спущен на воду в 1994 году. Вооружение: 24 крылатых ракеты, 28 торпед, два атомных реактора, 10 отсеков. На борту крейсера находилось 118 человек.На фоне «Реквием по мечте» Моцарта ученик читает стихотворение Чтец 5: Серым песком укрыло, илом позатянуло, и освятила память, и отразило небо черную субмарину в молниях русской боли, черную субмарину ужаса и отваги. Время рассеет слухи, ветер развеет вести, сильные сего мира ложью заменят правду, только родным героев не позабыть вовеки, в смертную беспредельность вглядываясь бессонно (М. Струкова) Ведущий 2:«Курск» находился на учениях. После обнаружения цели он ложится на боевой курс, чтобы атаковать её. Вдруг связь с подлодкой обрывается. Шум взрыва принимают за пуск торпед. Проходит день, а связи с «Курском» нет. Группа кораблей отправляется на его поиски.Просмотр видеоролика «Спасите наши души»Ведущий 1:Лодку обнаруживают, но все попытки спасения заканчиваются неудачей. Оставшиеся в живых моряки дают о себе знать, перестукиваясь в отсеках. Но через 8 дней спасательная операция была отменена. Погибли все.На фоне мелодии "Ария Каварадоси" в исполнении Ванессы Мэй ученица читает стихотворение Натальи ЯнчевойЧтец 6:Странно! Отчего это небо синее?Странно! Жизнь продолжается.Но только там волны плещут серые.Жизнь! Её там нет – списки дали полные.Все лежат на дне – молодые, смелые,Вольные, вольные.А на берегу – лица побелелые.А на берегу – души разрываются.А на берегу – жизнь осиротелаяМается, мается.Господи всемилостный!Как же это вынести?Нет края горю! Ведущий 2:Прошло немало лет, но окончательная причина гибели «Курска» так и не установлена. Это так и осталось морской тайной. Было много версий, предположений, фактов, но исчерпывающего объяснения происшедшего так и не дали ни власти, ни эксперты, ни следствие. И спустя годы после гибели "Курска" матери говорят: "Мы до сих пор не знаем, почему погибли наши дети".Чтец 7:Так кто же всё-таки ответит?Они молчат, мы не молчим.А время вдаль летит стрелою.Давайте память их почтимМинутой, целою страною,Пусть будет пухом им земля,Они в сердцах навечно с нами!Который год уже зимаВ снегах, в слезах за сыновьями.Учитель:Этот классный час мы посвящаем солдатам и офицерам, погибшим в локальных конфликтах.Мы будем скорбеть о каждой загубленной судьбе, каждой оборвавшейся жизни, ведь погибшие живут не только в памяти, они стучат в наши сердца, призывая к готовности отстоять мир. В память о погибших ребятах объявляется минута молчания.Звучит метрономЧтец 8:Чтоб стать мужчиной - мало им родиться,Как стать Железом – мало быть рудой.Ты должен переплавиться, разбитьсяИ, как руда, пожертвовать собой.Какие бури душу захлестнули!Но ты солдат! И всё сумей принять:От поцелуя женского до пули,И научись в бою не отступать.Готовность к смерти – тоже ведь оружие,И ты его однажды примени…Мужчины умирают, если нужно,И потому живут в веках они (М. Львов) Просмотр видеоролика «Не забывайте о солдатах» Учитель:Открывается день, пахнет счастье цветами и травами,Поднимается солнце над судьбою людской.Не хочу, чтобы горе вновь явилось нам трауром,Вдовьей горькой слезой и сиротской тоской.Не хочу я покоя, пусть заботами вечнымиНаша участь людская волнует меня. Я хочу, чтоб всегда – ранним утром и вечеромНас встречали тревоги только мирного дня.Желаю вам и вашим близким крепкого здоровья, счастья и благополучия, а главное – мира! Никогда не забывайте о тех, кто отдал свой долг перед Родиной, любите и берегите свой край, свою землю! Цените дружбу! Будьте стойкими и мужественными! Всего вам доброго! Использованные источникиАфганская война. Википедия/%D0%90%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_(1979%E2%80%941989)Цена Афганской войныПервая чеченская войнаВторая чеченская войнаИстория трагедии атомной подводной лодки «Курск»И. Грифон «Солдатский подвиг» М. Львов «Чтобы стать мужчиной»«Чеченская война - растерзанные души» М. Струкова. Вертолёт без огней (стихи о русско-чеченской войне)