Публикации Роль эстетического развития в духовно – нравственном воспитании учащихся в семье и школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль эстетического развития в духовно – нравственном воспитании учащихся в семье и школе
Автор: Бондарь Бэлла Августовна

Роль эстетического развития в духовно – нравственном воспитании учащихся в семье и школе
учитель искусства Бондарь Б.А.
Школа и семья должны воспитывать ребёнка совместно с самого раннего детства. Это стало уже аксиомой. Что нужно воспитывать в детях, из чего складывается духовно - нравственный мир ребёнка?
Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:
мотивационно-побудительный;
эмоционально-чувственный;
рациональный, или умственный.
Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека. Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).
Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.
Давно известно, что эмоции и чувства формируются при соприкосновении с миром искусства. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Поэтому важным фактором в воспитании эмоционального склада ребёнка является приобщение к музыке и искусству в целом. Огромный опыт человеческих чувств формировался, сохранялся и передавался новым поколениям с помощью искусства… Но этот опыт не передается через гены. Он социален. И единственный социальный путь его передачи - все виды искусства, потому что передавать его вне чувств нереально. От чувства - к чувствам. И в этом - подлинная цель художественного (эстетического развития) человека (Б.М. Неменский).
Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Она имеет большое значение в воспитании нравственности. Программа Кабалевского, по которой сегодня работает большинство учителей, нравственно направлена. Главная новизна программы кроется в самом подходе к музыкальному воспитания и образованию, которое рассматривается в ситуации глобального духовно-нравственного и экологического кризиса земной и духовной жизни человека. Уроки музыки трактуются как уроки духовно-нравственного и физического оздоровления детей средствами искусства.
По результатам исследований дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.
На уроках музыки развиваются такие нравственные качества, как дисциплина, прилежание, упорство, воля. Лучше всего нравственные и эстетические свойства осознаются в ситуации сравнения контрастных образных, драматургических и интонационных образах. Отрицательное становится таковым, когда ему противопоставляется положительное начало. Сферы добра и зла, ненависти и любви; разнообразные по действиям поступки персонажей; драматургические конфликты; закрепленные за каждым из образов определенные интонационные лейтмотивы – все это является той областью музыки, на основе которой школьник может получить ясное представление о хорошем и плохом; нравственном и безнравственном; красивом и безобразном.
Нравственно-патриотические чувства (любовь к Родине, гордость за ее героическое прошлое) формируются на основе произведений с соответствующей тематикой. Ей отвечают фольклорные и авторские образцы сочинений об Отчизне: ее истории, родной природе, людях. Беседы о музыке во время ВОВ, слушание военных песен и знакомство с произведениями, посвящёнными ВОВ, вызывает особый интерес у большинства ребят. За свой большой педагогический стаж работы мне часто приходилось видеть слёзы в глазах ребят на уроках военной тематики. Я думаю, что это и есть результат воспитания духовности и нравственности.
Самое распространенное музирование – пение. Наш народ любит петь. И на уроках музыки дети любят исполнять песни. Исполнение песен всем классом – это коллективная работа. Учащимся очень нравится работать коллективно. Пение всем классом формирует чувство сплочённости и коллективизма. Ведь давно известно, что дружен тот коллектив, который любит совместное пение.
Важным условием нравственно-эстетического воспитания детей через музыкальное образование является создание позитивного пространства общения, в котором всегда будет поддерживаться атмосфера радости, творчества, веры в возможности ребенка.
Эстетические переживания, вызванные искусством, чрезвычайно велики. Еще античная эстетика определила силу этого переживания как катарсис, "очищение через страдание". Катарсис заставляет пережить не только состояние ужаса, горя, скорби, но и просветления, умиротворения, испытать чувство сострадания и сочувствия, без которых никакая нравственная деятельность не возможна. Эстетическая культура, искусство проектируют поведение человека, к которому они обращаются, его самостоятельность, активность. Без этих качеств не возможно восприятие искусства, в частности, музыкального. Предметы эстетического цикла особенно важны сейчас, когда в обстановке рыночной экономики выросло несколько поколений людей, растерявших многие человеческие идеалы и нормы, которые являются вечными для человека, в какую эпоху он бы не жил. На одном из заседаний Госдумы, в конце 90-х годов, было всенародно заявлено, что молодое поколение России более склонно к логическому мышлению, к бизнесу, но у него отсутствуют общечеловеческие идеалы. Это такие качества, как доброта, сострадание, сопереживание, гуманизм. Сегодня ситуация в обществе практически не изменилась, падение нравственных идеалов продолжается. Поэтому важным становится нравственно – эстетическое воспитание школьников.
Многие занятия предмета Искусство в 8-9 классах включают в себя изучение культуры и искусства народов России и Татарстана, знакомство с традициями Казани, памятниками архитектуры и скульптуры нашего города. Важно дать понять ребятам, что Казань – город высокой духовной культуры, где искусство занимает видное место. Очень важно показать наш город, в архитектуре которого переплелись почти все жанры и направления, где существуют рядом как европейская, так и восточная культура, как мирно уживаются памятники искусства как татарского, так и русского народа. Так воспитывается толерантность как составляющая нравственности современного человека.
Искусство- это такая область духовной культуры, которая выполняет и мировоззренческую, и интегративную функции. Всё это предполагает объединение людей в мире, в коллективе и конечно, в семье. Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: Счастлив тот, кто счастлив в семье. Семья - это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности. Здесь дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это - первый коллектив ребенка, естественная среда ребенка, где закладываются основы будущей личности.
Есть семьи, которые объединены любовью к искусству и музыке. Такие семьи любят петь, устаивать совместные культпоходы в музеи и театры. Большую роль играет совместный просмотр спектаклей и фильмов с последующим обсуждением. Есть такие пьесы в нашем ТЮЗе, которые как будто созданы для семейного просмотра: Оскар и розовая мама, Семья Романа. Кто хотя бы один раз держал репертуарный план этого театра, то мог заметить, что около некоторых названий спектаклей стоит фраза Для семейного просмотра. В таких произведениях поднимаются проблемы нравственного воспитания, взаимоотношений в мире людей, негативного отношения к человеческим порокам, в частности, к наркомании. К сожалению, родители сегодня редко ходят с детьми в театр. Причина этого и нехватка времени, и в первую очередь, и материальные трудности. Поэтому важное место в приобщении школьников к театральному искусству принадлежит школе. Важно, что большинство родителей это понимают. К сожалению, сложившаяся сегодня обстановка с культпоходами в театр убивает такие нужные всем ростки приобщения к прекрасному.
Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.
Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.
Одна из актуальных задач нравственно - эстетического воспитания – развитие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, его эстетические взгляды и суждения являются показателями его духовно нравственного развития.
С искусством тесно связаны и религиозные традиции народов. Отрадно, что сейчас можно говорить о религии, о религиозных традициях, которые формируют и закаляют нравственное начало в человеке. Отношение к религии в семье, почитаемость религиозных обрядов и традиций важны для воспитания духовности. С другой стороны при изучении по предмету Искусство в 9 классе темы Синтез искусств в храме усиливает этот процесс, и формирует уважительное отношение к верованиям разных народов.
Роль любой религии в воспитании духовности трудно переоценить. В самой процедуре христианского богослужения, как известно, традиционно использовался комплекс средств эмоционально-чувственного, художественного воздействия. Наряду с синтезом основных видов искусства / архитектуру, живопись, религиозная литература, эстетическое оформление одежды, храмов и т.д./, музыка в данном процессе всегда играла устойчивую колоссальную роль, расширяя сферу эмоционально-чувственного воздействия на человека. С другой стороны, знакомясь с традициями и канонами ислама, школьники независимо от национальности осознают значение этой религии в искоренении таких пороков как пьянство и курение, приобретают навыки чистоты и аккуратности и особенного уважения к родителям.
Большинство родителей в меру своего понимания помогают ребенку развить стремление к прекрасному. Они дают ему в руки интересные книжки с яркими картинками, красивые игрушки, приобретают диски с хорошей музыкой. Детские песни, услышанные в детстве и попадающие к ребенку, зачастую становятся близкими и любимыми потому, что были прослушаны и спеты и вместе с родителями, которые помогли детям постичь прекрасное своими мыслями и советами.
Кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно? Во все времена это проповедовало высокое искусство.
К сожалению, сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры, слишком упрощенное мобильное общение, лишенные подлинных чувств детские книги. Дети подчас зависают перед компьютерами, что сейчас считается современным. Это незаметно травмирует души, вводит их в мир отрицательных эмоций, и в качестве результата мы видим проявление агрессии, жестокости, насилия. Одна из причин бездуховности молодежи – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел.
Таким образом, из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства.