Публикации
Методика работы с текстом как условие формирования коммуникативной компетенции обучаемых
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика работы с текстом как условие формирования коммуникативной компетенции обучаемых
Автор: Лещева Анна Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика работы с текстом как условие формирования коммуникативной компетенции обучаемых
Автор: Лещева Анна Александровна
Методика работы с текстом как условие формирования коммуникативной компетенции обучаемыхТекст – это реальная и продуктивная основа обучения всем видам речевой деятельности, которая базирующаяся на 3-х этапах работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. В своей работе я систематизировала приемы, характерные для каждого этапа, подобрав наиболее эффективные, и внедряю в практику методический подход по работе с текстом: Таблица 2. Приемы оперирования с материалом текста.Таким образом, данная таблица позволяет проследить основные приемы работы с текстами, а также выявить направленность каждого этапа на развитие коммуникативных умений учащихся:1. Приемы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе направлены на устранение смысловых трудностей:- важны приемы на развитие языковой догадки (для формирования навыков прогнозирования), например, определить содержание текста по заголовку, по иллюстрациям, по видеоряду без звука, по началу истории и т.д.;- важна словарная работа (как перед чтением, так и в процессе чтения), которая может быть организована через групповое или коллективное обсуждение, через подбор синонимов и антонимов или через работу с англо-английским словарем, где включается страноведческая информация.2. На текстовом этапе важны коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач:- эффективными являются задания на цитирование текста (как доказательство понимания прочитанного);- задания на умение самостоятельно задать вопросы к тексту (свидетельствует об активной позиции ученика во время чтения, ставят ученика в позицию исследователя и формируют прогностические умения);- задания на смысловую группировку текста (выделение опорных пунктов, разделение текста на смысловые части, выделение главной мысли);- задания на составления плана (как основу для будущего пересказа и понимания содержания).3. Приемы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на послетекстовом этапе направлены на понимание прочитанного. Развитие коммуникативных умений идет в процессе выполнения следующих заданий: составить аннотацию, выразить идею текста одним предложением. Используется прием коллажирования (ассоциация текста в виде рисунка). Прием «кластеры» применим на стадии рефлексии: информация, касающаяся какого-либо явления, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров - «гроздьев». В центре находится ключевое слово, последующие ассоциации обучающихся логически связывают с ключевым понятием. В качестве критериев работы над текстами можно взять не только успеваемость и качество знаний, но также следующие критерии: - совершенствование познавательных процессов: формирование умения прогнозировать;- развитие исследовательских учебных действий: развитие навыков работы с информацией;- формирование коммуникативной стратегии высказывания;- формирование компенсаторных умений.Таким образом, работа с текстом является одним из основных этапов подготовки самостоятельного речевого продукта, а учебная деятельность обучаемых при работе с текстами направлена на поиск и анализ информации. Внедряя разнообразные приемы работы с информацией, учитель совершенствует не только познавательные процессы учащихся и коммуникативные умения, но и развивает их собственную личную сферу, способствуя их социальной адаптации, а также может проследить динамику успеваемости.