Публикации
Роль нравственной культуры в формировании личности детей старшего дошкольного возраста.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль нравственной культуры в формировании личности детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Бродская Екатерина Валентиновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль нравственной культуры в формировании личности детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Бродская Екатерина Валентиновна
Роль нравственной культуры в формировании личности детей старшего дошкольного возраста.Нравственная культура отражает насколько моральный опыт общества был освоен детьми. На каком уровне находится его воплощение в поведении и взаимоотношении ребенка с окружающими его людьми. Воспитывая нравственную культуру мы привлекаем детей к общечеловеческим и этническим нравственным ценностям. Формируем у них мотивацию к нравственному самовоспитанию. Самовоспитание является целенаправленным развитием системы реальных отношений ребенка к Человеку и всему, что окружает человека. Формирование нравственной культуры является результатом процесса нравственного самовоспитания личности. А так, как культура личности каждого индивида отражается во всех формах взаимоотношений между людьми, то это и будет составлять основу всего нашего общества: культура личности каждого человека находит отражение во всех видах отношений между людьми. Учитывая, что старший дошкольный возраст наиболее восприимчив к формированию таких черт личности, как уважение к людям, которые окружают, терпимость, отчизнолюбие, умение любить и ценить окружающую природу, отвечать за свои поступки, то необходимо подчеркнуть особую роль современного дошкольного учреждения как одного из наиболее главных факторов, оказывающих существенное влияние на развитие ребенка. Он является наиболее значимым периодом в развитии рычагов поведения и деятельности, в созревании личности ребенка дошкольного возраста в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. Дети старшего дошкольного возраста начинают осмысленно относиться к нравственным требованиям и правилам, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Если поведение младших дошкольников носит ситуативный характер, то у старших оно становится более целенаправленным и сознательным. Целесообразно акцентирование внимания воспитателей дошкольных организаций на вопросах нравственного развития воспитанников. В нравственном становлении личности дошкольное детство является очень важным периодом. Нравственное воспитание проходит благодаря адресным педагогическим воздействиям, дети знакомятся с нравственными нормами в процессе игровой и учебной деятельности. Крайне необходимо закрепить у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; повышать самооценку ребенка; развивать умение давать анализ поступкам, чувствам, мыслям; приучать детей любить и уважать свою семью, заботиться о семье, о Родине. Стремиться к сохранению и обогащению моральных и культурных традиций семьи, страны. К тому же, нравственное развитие личности подразумевает формирование ценностей, что решает такие задачи практической деятельности в рамках решения проблемы как расширение духовно-нравственных представлений ребенка; развитие нравственного сознания; развитие практического «нравственного» действия воспитанников. У детей возникает критический уровень самосознания и волевой регуляции поведения. Он характеризуется сформированностью у ребенка его внутренней позиции – достаточно устойчивой системы отношений к себе, к людям, ко всему окружающему. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится толчком для образования и развития у него многих других, в основном волевых, качеств личности, которые проявляются в упорстве, независимости, самостоятельности и целеустремленности. В.С. Мухина [4] отмечает, что важнейшую роль в становлении нравственности у детей старшего дошкольного возраста играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 5-6 лет развивается способность опираться в своем поведении на моральные мотивы, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию. При этом для детей старшего дошкольного возраста составляет большую трудность способность сознательно управлять своими чувствами. Вследствие этого, поведение детей требует постоянного внимания воспитателя.Соглашаясь с мыслями В.А. Сухомлинского [6] будем считать, что неизменная основа нравственных взглядов зарождается в детстве. В то время, когда вечные нравственные ценности, легко доступны для понимания ребенка, но лишь, если созданы условия, примера, очевидности морального смысла того, что может наблюдать и делать сам ребенок. Без понимания, осознания ребенком нравственных ценностей не будет развития патриотических чувств, которые являются очень важными в формировании нравственной культуры.В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является развитие гуманных отношений между детьми. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка считаем организацию совместной деятельности детей, которая нацелена на развитие коммуникативной сферы, в процессе которой ребенок усваивает социально-исторический опыт. Что же касается взаимодействия с родителями воспитанников, то в рамках образовательно-воспитательного процесса оно может быть рассмотрено как одно из самых важных сторон деятельности педагога. Для повышения познавательной активности детей и для создания положительного эмоционального фона необходимо широкое применение игровых приемов, которые диктует учет возрастных особенностей.В базу нравственного воспитания в условиях дошкольного учреждения должны быть заложены такие принципы, как: гуманистическая направленность воспитания (педагог относиться к воспитаннику как к равному субъекту собственного развития); природосообразностъ (согласованность с общими законами развития человека – сообразно его полу и возрасту); культуросообразностъ (построение воспитания соответственно нормам, ценностям, традициям региона, в котором проживает ребенок).Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что нравственная культура - это некий стержень, формирующийся с самого детства.Многие известные психологи и педагоги, такие как В.А. Сластенин [5], И.Ф. Харламов [7], и др. понимают сущность нравственной культуры как усвоение и принятие личностных нравственных норм, принципов, категорий, идеалов, которые в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе.Таким образом, нравственная культура личности - сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является развитие гуманных отношений между детьми. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка считаем организацию совместной деятельности детей, которая нацелена на развитие коммуникативной сферы, в процессе которой ребенок усваивает социально-исторический опыт.Нравственное воспитание, которое дети получают в дошкольных учреждениях, социальных организациях, семье, гарантирует формирование любви к Родине, бережного отношения к всему многообразию собственности и креативного подхода к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание социальных и собственных интересов.Можно сделать предположение, что если соблюдать некоторые психолого-педагогические условия, то процесс формирования основ нравственной культуры личности у ребенка старшего дошкольного возраста будет более эффективным.Организовать чтение с детьми различных жанров художественной литературы (стихотворение, сказка, рассказ, пословицы, басня); Использовать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по формированию основ нравственной культуры личности. Художественная литература — признанный носитель духовного начала в человеке, идеалов добра, любви, сострадания. Чтение ребенку художественной литературы, способно воздействовать на него всесторонне, расширять его жизненные горизонты, давать ему радость от полноты его собственной внутренней жизни, эмоционально обогащать, будить человечность. Художественная литература важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств [2]. В Федеральном государственном образовательном стандарте в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» есть раздел «Приобщение детей к художественной литературе» Он направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач: - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса [2]. М.М. Конина [1] отмечает большое значение художественной литературы во всестороннем воспитании и развитии детей. Основное положение ее работы заключается в следующем: художественная литература является специфическим видом искусства, занимающим особенное место в формировании нравственных умений детей дошкольного возраста и требующим применения специальных методических приемов, которые эффективно способствуют усилению ее воспитательного воздействия на детей. Необходимо обратить внимание на то, какие функции выполняет художественная литература в развитии детей дошкольного возраста. Познавательно-нравственная функция развивает и активизирует воображение, образное мышление, восприятие мира, освоение моделей человеческого поведения в разных жизненных обстоятельствах. Эстетическая функция включает в себя приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству в его различных формах и развитие разговорной речи, ориентируя ребенка на собственное словесное творчество через прототипы данных в художественных текстах, воспитание культуры чувств и переживаний. Реализация этих функций осуществляется за счет наполняемости и структуры художественных текстов и через сопереживание, эмоциональное принятие слушающим авторской позиции или позиции персонажей художественных произведений. Чтение художественной литературы является одной из форм совместной деятельности, как партнеров, взрослого с детьми.Второе психолого-педагогическое условие – использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями по формированию нравственных качеств. Необходимо отметить, что согласно «Федеральному закону об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012» (статья 44) «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Очевидно, что родители в соответствии с данным положением как главные «воспитатели» собственных детей выходят на первый план. Особенно, в первую очередь, это касается вопросов социализации, нравственного, морального и конечно же формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Значимость этого педагогического условия для развития ребенка дошкольного возраста доказывается и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В современном дошкольном образовании используют различные нетрадиционные формы работы с родителями. И.С. Марьенко [3] предлагает классификацию форм работы с родителями, которые представлены на таблице 1. Таблица 1. Нетрадиционные формы организации взаимодействия с родителями Продолжение таблицы 1.Для достижения заинтересованности родителей в повышении собственной педагогической компетентности были использованы следующие формы нетрадиционной работы с родителями: 1. «Педагогические лаборатории» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях, проводится анкета «Родитель-ребенок-детский сад» проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. 2. «Читательская конференция» проводится как подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое-либо задание по определенной теме, которое требует от родителей комментария или освещения. «Аукцион» – это вид собрания, которое проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. «Семинар-практикум» является своеобразной демонстрацией опыта не только от воспитателя, но и от родителей, логопеда, психолога и других специалистов. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. «Душевный разговор» – это собрание, рассчитанное не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). «Мастер-класс» – это демонстрация родителями своих достижений в области воспитания детей. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенд «Копилка родительского опыта». Ток-шоу» подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток-шоу выступают родители, воспитатель, могут присутствовать пригласить специалистов. Таким образом совокупность выявленных психолого-педагогических условий должна представлять собой комплекс, поскольку случайные условия не будут способствовать формированию основ нравственной культуры личности детей старшего дошкольного возраста, а в иных случаях могут даже препятствовать этому. Литература:Конина М.М. Социология личности.- М.: Политиздат, 1967.-383 с. Консультация для воспитателей «Художественная литература - важное средство формирования личности ребёнка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей». [Электронныйресурс]URL: Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников / И.С. Марьенко. – М.: Просвещение, 2000. – 189 с. Мухина В.С. Этика человеческого достоинства.- М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-176 с. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиеков Е.Н./Педагогика Учеб.пособие для студ. пед.учеб.заведений/ В.А Сластенин, И.Ф Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиеков - М.: Школа-Пресс; -1998. 45 с. Сухомлинский В.А, Как воспитать настоящего человека. (Советы воспитателям).- Мн.:"Народная асвета", 1978.- 288 с. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. - М.: Просвещение, 1983. 160 с.