Публикации Работа с текстом учебника на уроках географии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с текстом учебника на уроках географии
Автор: Шаталина Светлана Вячеславовна

Работа с текстом на уроках географииВ основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход. Это значит, что знания не должны усваиваться учениками в готовом виде в ходе рассказа учителя, но должны быть итогом учебной деятельности учеников, организованной учителем. В связи с этим, повышается роль средств обучения на уроке, ведь учебная деятельность учеников должна на чем-то основываться. Одно из главных средств обучения – это учебник. Учебник – комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено в разной форме. Но все-таки основа любого учебника – это текст. Поэтому, организация работы ученика с текстом учебника является важной задачей учителя, и учителя географии в том числе, решение которой позволит достичь результатов, обозначенных в стандарте.Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования вообще. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни. В федеральных государственных образовательных стандартах для всех ступеней общего образования выделены три группы результатов: предметные, метапредметные (общеучебные) и личностные. Эти результаты неразделимы: и метапредметные умения, и личностные качества формируются на определенном предметном содержании. Работа с учебным текстом позволяет в ходе учебной деятельности освоить необходимое предметное содержание. По ходу этого освоенияу ученика формируются необходимые личностные качества и разнообразные метапредметные умения: регулятивные, информационно-логические (выделять главную мысль текста, классифицировать и систематизировать содержание текста, выявлять в тексте причинно-следственные связи, обобщать содержание текста и др.), коммуникативные (переводить информацию из текстовой формы в другую форму и наоборот, формулировать по тексту высказывание на заданную тему, высказывать суждения, подтверждая их фактами из текста и др.) и рефлексивные (оценивать содержание текста) (см. таблицу ).Примеры метапредметных умений и личностных качеств, формирующихся при разных видах работы с учебным текстом на предметном содержанииВиды работы с текстом можно объединить в три группы в зависимости от степени самостоятельности, творческой активности ученика.1.2.Все выпускники основной школы, обучавшиеся в образовательных организациях общего образования, должны овладеть аналитическим уровнем работы с текстом. Следует отметить, что степень самостоятельности учеников при выполнении заданий, направленных на работу с текстом, должна возрастать от класса к классу: если в 5 и 6 классах доля заданий на воспроизведение информации, содержащейся в тексте, может быть еще достаточно значительной, то к 9 классу она должна стать минимальной (по мере необходимости для отдельных учащихся). С учебным и художественным текстом как таковым ученики начинают активно работать, начиная с первого года обучения в школе. Учителю географии полезно использовать эти метапредметные умения, а также формировать новые: переводить содержание текста в график, диаграмму, схему, таблицу, карту.Систематическая работа с учебным текстом позволяет организовать учебную деятельность ученика, сформировать у него необходимые группы умений и качеств, тем самым, реализуя требования стандарта. Ну и, наконец, такая систематическая работа позволит учителю поставить достаточное количество оценок, а ученикам заработать хорошие оценки, что повысит их мотивацию.
  • «Любое учебное действие школьника, как правило, состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения.
  • Эту последовательность операций можно алгоритмизировать. Знание учеником этих алгоритмов и тем более умение составлять их самостоятельно есть необходимое условие формирования познавательных учебных действий» Алгори́тм — точный набор инструкций, описывающих последовательность действий некоторого исполнителя для достижения результата, решения некоторой задачи.Интеграция в образовательный процессПервая и основная задача учителя - научить школьников сознательному чтению учебного текста, применяя ряд приемов, и таким путем развивать умения и навыки сознательной самостоятельной познавательной деятельности в области географии. Важно, чтобы учащиеся научились понимать географический текст, усвоили его главную особенность - неразрывную связь с внетекстовой информацией. Например, пятиклассникам, приступающим к изучению географии, знакомы такие приемы, как простое воспроизведение текста, деление текста на части, составление простого плана, ответы на вопросы по тексту, выделение в нем существенного (главной мысли), установление причинно-следственных связей. Поэтому работу с текстом учебника целесообразно начинать с проверки приемов, которыми учащиеся уже владеют.В 6- 7 классе начинаем составлять графики, диаграммы, схемы сначала совместно, затем самостоятельно. В 8-9 классе учащиеся продолжают эту работу. Начинается работа по анализу, составления, сравнению статистических показателей. Это помогает учащимся правильно ориентироваться в большом потоке информации.В курсе 10-11 класса учащиеся могут работать как под руководством учителя, так и самостоятельно.Приобретенные умения помогают учащимся достаточно легко и цельно запоминать материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.Особо необходимо выделить значение УУД для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Примеры преобразования текстовой информации в другие формы«Свернуть» информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, диаграмму, карту, символы и др. Проанализировать и сделать вывод.Памятка для учащихся по «сворачиванию» текстовой информации в таблицу.Прочитать текст. Проанализируй, что является главным «действующим лицом» в тексте: что именно описывается – объект (объекты), или процесс ( процессы). Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов –граф- могут быть:название объекта; состав объекта; структура объекта; особенности объекта.Если в тексте идёт речь о процессе, то столбцы могут содержать информацию о:название процесса; условие процесса; механизмах процесса; результатах процесса; значение процесса в природе (или для человека).Если в тексте сравниваются два или несколько объектов или процессов, то достаточно трёх столбцов:название объекта (процесса); сходство; различие.Примеры работы с текстом учебника-найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …;-уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);- поставь вопросы к данному абзацу;- составь суждение по тексту параграфа…;- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; - по опорным словам (разверни информацию);- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы - создай таблицу (сверни информацию) по…;-составь план изучения темы…(алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем);- составь набор понятий темы…;-составь предложения по теме…,используя слова «так, как», «потому что»ледовательно», «если, то»;-зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов;- составь разные предложения с одним и тем же понятием ….Преобразование текста в схему1. Прочитайте текст, выделите в его содержании главные и соподчиненные понятия. 2. Определите, каким образом эти понятия между собой связаны. 3.Заполните схему соответственно выделенной зависимости.Горы расположены на границах плитФормы рельефа Равнины расположены на платформахФормы работы со статистическими материалами: - сбор необходимых статистических показателей; - сравнение статистических характеристик; - определение обобщающих статистических показателей; - анализ статистических материалов в графиках, диаграммах, таблицах; - построение графиков, диаграмм, составление таблиц.Задание прочитайте текст учебника стр. 130-131 (10 класс Максаковский В.П.) и представьте информацию об основных типах электростанций в форме таблицы.«Структура выработки электроэнергии в мире сейчас такова: на ТЭС вырабатывается 63% электроэнергии, на ГЭС — 20%, на АЭС — 17%. Такое соотношение, в целом, характерно также и для отдельных регионов, но наблюдаются и некоторые отклонения. Так, например, в Латинской Америке 3/ 4 всей электроэнергии вырабатывается на ГЭС. Доля АЭС выше среднемировой только в зарубежной Европе и Северной Америке.По размерам выработки электроэнергии на ТЭС лидируют США, Китай, Россия, Япония, ФРГ. Но по абсолютным показателям производства энергии на ГЭС в мире лидируют Канада, США, Россия, Бразилия. Гидроэнергетика быстро развивается в развивающихся странах.Четвертую группу составляют страны с высокой долей атомной энергии. Это Франция, Бельгия и Литва. На нетрадиционные источники энергии приходится всего около 1% мировой выработки электроэнергии. Она производится в США, Франции, Великобритании, России, Исландии, Дании» Один из вариантов таблицы:Работа с графиками1.Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах.2.Определить цифровые показатели графических изображений путем их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом 3.Объяснить причины изменения процесса.Динамика естественного прироста населения в России Задание: определите показатели рождаемости и смертности в 1985 и 2000 году. Объясните причины различий.Работа с диаграммами1.Читаем название диаграммы. Выясняем, что отображено на диаграмме.2.Знакомимся с условными обозначениями.Выполняем различные задания. Какое из утверждений верно
  • Январь самый холодный месяц года
  • Максимальное количество осадков выпадает в августе
  • Годовая сумма осадков менее 500 миллиметров
  • Анализ графиков и диаграмм. Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий и т. д.Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.еидеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.Построение диаграмм 1. Выбор типа диаграммы. 2. Выбор диапазона данных, т.е. ряда с данными, по которому строят график (столбец или строка). Определяют имя ряда данных (имя кривой на графике) и подпись оси Х (т.е. определяют те значения по оси X, для которых строится график). 3. Оформление диаграммы. Здесь определяют название диаграммы, подписи осей, отображение и маркировка осей координат, отображение сетки линий, параллельных осям координат, расположение легенды, размещение таблицы данных, подписи данных (значения на графике).Задание Используя текст учебника стр. 160 (География 9 класс В.П. Дронов) постройте диаграмму «Роль Европейского Юга в производстве сельскохозяйственной продукции»«Сельское хозяйство – ведущая отрасль района. По уровню его развития Европейский Юг занимает четвертое место в стране. Здесь производится 1\5 российского зерна, 1\4 сахарной свеклы, 1\2 подсолнечника. В районе сконцентрировано 1\6 российского поголовья крупного рогатого скота и свиней, 1\3 овец и коз»По мере работы с текстом учебника учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно осваивать разные приемы работы с информацией, а это позволит достижению результатов: предметных, метапредметных и личностных. В настоящее время возрастает роль учебника, усложняются его функции. Он должен не только обеспечить усвоение основ наук, но и стать организатором самостоятельной деятельности школьников. С помощью учебника школьник становится «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования.Качество обучения находится в прямой зависимости от желания и умения учащихся активно работать с учебником. Научить учащихся пользоваться учебником и вообще книгой - великая, благодарная и самая необходимая задача.При работе с текстом возникает необходимость специального обучения учащихся мыслительным операциям анализа и синтеза. Развитию и совершенствованию операций анализа и синтеза во многом способствует работа с текстом учебника.Известны три уровня работы с текстом:1. Познавательный (главная цель - усвоение);2. Аналитический (главная цель - критика);3. Творческий (главная цель - созидание нового).Руководство познавательной деятельностью школьников средствами учебников географии осуществляется разными путями: с помощью введения специальных инструкций, указаний, через систему разного рода заданий, через определенную направленность текстов учебника.Разумеется, все эти факторы хорошо срабатывают в том случае, если их знает и учитывает в своей работе учитель.Все эти факторы тесно связаны между собой и находят свое отражение в учебнике географии. Основные методы при работе с учебником по экономической географии:- Разработка инструкций для учащихся по организации самостоятельной работы с использованием экономических карт, картосхем и статистических данных в процессе выполнения практических работ, как на репродуктивном так и на творческом уровне.- Планирование приемов применения статистических материалов, чтения и конструирования структурно-логических графических моделей, решения экономико-географических и экономических задач, формирования навыков чтения графических моделей и их построения.- Проектирование уроков распространение, углубление и систематизации знаний учащихся по основным разделам и темам.- Демонстрация проведения фрагментов уроков курса с применением проблемных задач, деловых игр, использованием компьютерных средств обучения.Таким образом, общие методические требования к работе с учебником сводятся к следующему:1. Систематическое использование учебника на всех этапах процесса обучения: при изучении нового учебного материала, проверке, закреплении и обобщении знаний.2. Целенаправленное обучение школьников умениям работать со всеми элементами учебника.3. Поэтапное усложнение видов работы с учебником.4. Применение учебника в сочетании с другими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудиовизуальными средствами, материалами внеклассного чтения и др.Работа с учебником должна рассматриваться как обязательный учебный труд школьников.Обучение школьников приемам работы с учебником проводится поэтапно: первый этап — введение приема; второй этап — усвоение приема с обязатель-ным осознанием его состава и закрепление; третий этап — самостоятельное применение приема в условиях новых учебных задач.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. С. 119..2. Бибик А. Е. Теоретические основы методики обучения географии) Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 . -437с.3. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. - М.: Просвещение,2004. - 64 с.4. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира: Кн. для учителя. - М., 2004.-463с.5. Панчешникова Л.М., Душина И.В., Дронов В.П. и др. Методика обучения географии в школе: Учеб.пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. Под ред. Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение; Учебная литература, 2007. -325с.6. Карплюк Л.В., к.пед.н., доцент ГАГУ,Екеева Э.В., к.пед.н., доцент ГАГУМетодика преподавания географии: учебно-методический комплекс(для студентов, обучающихся по специальности 020401 «География»). – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 110 с.
  • О.А. Панасенкова, Ким Э.ВРабота с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования